ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-4031/2017 2-4031/2017~М-3333/2017 М-3333/2017 от 6 июля 2017 г. по делу № 2-4031/2017


№ 2-4031/2017


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

«06» июля 2017 года

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.

при секретаре Бородовской Ю.О.

с участием адвоката Гончарь И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца,

у с т а н о в и л:


ФИО обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца, в обоснование которого ссылалась на то, что она являлась женой Горбунова О.Г., который относился к лицам, проходившим военную службу в Вооруженных Силах РФ, и до дня своей смерти, последовавшей 13 декабря 2015 года, являлся пенсионером МО РФ. Истец указала, что проживала совместно с мужем с даты регистрации брака, с 12 апреля 1980 года, после смерти мужа в новый брак не вступала.

Несмотря на то, что с 20 декабря 2010 года являлась получателем пенсии, продолжала работать в МОБУ СОШ № <...> учителем начальных классов.

31 мая 2017 года истец уволена по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В связи с достижением пенсионного возраста и утратой источника средств к существованию, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Ответчиком в назначении пенсии отказано со ссылкой на то, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца истцу необходимо установить факт нахождения на иждивении умершего супруга.

Не согласившись с отказом в назначении пенсии, обратилась в суд.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца по ордеру в судебном заседании доводы заявления поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске истцу отказать, в обоснование позиции представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Также пояснила, что правовых оснований для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца не имеется, так как на момент смерти мужа она не находилась на его иждивении.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Указанный Закон предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 Закона получают семьи погибших военнослужащих. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого Закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО и ФИО (после брака ФИО), истец по делу, состояли в зарегистрированном браке с 12 апреля 1980 года (л.д. 21).

ФИО, супруг истца, относился к лицам, проходившим военную службу в Вооруженных Силах РФ, и до дня своей смерти, последовавшей 13 декабря 2015 года, являлся пенсионером МО РФ (л.д. 22).

Истец с 20 декабря 2010 года является получателем пенсии, назначенной ей на основании п.19 ч. 1 ст. 30 Закона № –ФЗ, а также работала в МОБУ СОШ № <...> учителем начальных классов.

Как следует из копии трудовой книжки, представленной в материалы дела, истец в связи с достижением пенсионного возраста уволена 31 мая 2017 года по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д.8-17).

В связи с достижением пенсионного возраста истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

В назначении пенсии истцу ответчиком отказано со ссылкой не необходимость установления факта нахождения ее на иждивении умершего супруга.

Вместе с тем, ее заявление об установлении факта нахождения на иждивении супруга определением суда было оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве ФИО на пенсию по случаю потери кормильца.

Таким образом, разрешая заявленные истцом требования и удовлетворяя их, суд исходит из следующего.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) определено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

В силу статьи 29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.

При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным, следует руководствоваться пунктом "б" части 3 статьи 29 Закона, согласно которому нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

Согласно части 1 и пункту 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.

Учитывая, что пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособной жене умершего независимо от нахождения ее на иждивении, то обстоятельство нахождения истца на иждивении умершего мужа для назначения пенсии по случаю потери кормильца и ее получения в дальнейшем правового значения не имеет.

Как установлено судом, истец, 22 апреля 1961 года рождения, на дату рассмотрения дела соответствует требованиям ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в связи с чем суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

Суд обязывает ответчика назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца.

В силу положений ст. 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются:

членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, - со дня достижения этого возраста или установления инвалидности;

родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, - со дня обращения за пенсией.

Но во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Учитывая, что истец 22 апреля 2016 года стала нетрудоспособной и уволилась с работы только 31 мая 2017 года, то право на назначение пенсии у истца возникло с 01 июня 2017 года.

С учетом изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:


Обязать ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» назначить ФИО пенсию по случаю потери кормильца с 01 июня 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2017 года.

СУДЬЯ: