ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-357/2017 2-357/2017~М-282/2017 М-282/2017 от 22 июня 2017 г. по делу № 2-357/2017



РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

22 июня 2017г. п. Весёлый

Судья Багаевского районного суда Ростовской области: Васильев А.А.

при секретаре: Дю Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области к Плешаковой Е.В., 3 лица: Администрация Весёловского района, ЗАО «Нива» о взыскании денежных средств, суд

УСТАНОВИЛ:


Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее, Минсельхоз, министерство) обратилось в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Плешаковой Е.В., ссылаясь на то, что в целях реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014-2017 и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592 «Об утверждений государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а также в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 29.01.2014 № 76 «О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета» министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Министерство, истец) в 2014 году предоставляло молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья. Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Во исполнение указанных федеральной и областной целевых программ в 2014 году Министерство предоставило Плешаковой Е.В. (далее -Плешакова Е.В., ответчик) социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1.063 574 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 458.005 руб., за счет средств областного бюджета – 605.569 руб.

Право ответчика на получение социальной выплаты удостоверено свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Свидетельство).

Указанным Свидетельством подтверждается, что Плешакова Е.В. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и ей предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в Весёловском районе.

между Министерством, Плешаковой Е.В. и ЗАО «Нива» был заключен трехсторонний договор № «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам» (далее - Договор).

В соответствии с п. 1.2 Договора указанная социальная выплата должна использоваться строго по целевому назначению - финансирование расходов по строительству (приобретению) жилья в сельской местности.

Постановлением Правительства Ростовской области от 29.01.2014 № 76 «О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета» (далее - Постановление № 76) определены условия, при строгом соблюдении которых молодому специалисту или молодой семье предоставляется государственная поддержка в области жилья.

Совокупность условий: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.

Пунктом 3.9 Постановления № 76 предусмотрено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты Министерство, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями такого договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты.

Право органа исполнительной власти и органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты.

Пунктом 3.11 Постановления № 76 установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий шести месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти и орган местного самоуправления вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что также отражается в трехстороннем договоре, заключаемого между Министерством как уполномоченным органом, работодателем и получателем социальных выплат (п. 3.11 Постановления № 76).

Таким образом, из смысла норм Постановления № 76 следует, что, увольняясь до истечения определенного договором срока и не устраиваясь на новое место работы в агропромышленном комплексе или социальной сфере, получатель утрачивает право на социальную выплату.

Одним из обязательств, принятых ответчиком на себя по Договору, является обязательство не расторгать трудовые отношения с работодателем в течение 5 лет с даты выдачи Свидетельства (пп. 3.2.7 п. 3.2 Договора).

Свидетельство выдано Ответчику ДД.ММ.ГГГГ, то трудовые отношения с работодателем не подлежат расторжению до ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено Министерством, ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволилась из ЗАО «Нива» на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ (по соглашению сторон), что подтверждается записью в трудовой книжке № № за №.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик была принята на должность экономиста в ЗАО «Имени Ленина», из которого уволилась ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон и ДД.ММ.ГГГГ была принята на муниципальную службу в администрацию Веселовского района, о чем свидетельствует запись № в трудовой книжке.

Таким образом, существенные условия Договора в части обязанности работать не менее 5 лет с даты выдачи Свидетельства получателем бюджетных средств - Плешаковой Е.В. нарушены.

Тот факт, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Плешакова Е.В. замещает должность специалиста муниципальной службы, не сохраняет за ней право на социальную выплату, поскольку не соблюдено условие о сфере деятельности. Согласно пункту 3.11 Постановления № 76 в случае досрочного расторжения трудового договора право на социальную выплату сохраняется, если получатель в срок, не превышающий шести месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Пунктом 1.2 Постановления № 76 определены понятия: агропромышленный комплекс - сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; социальная сфера - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Учитывая изложенное, муниципальная служба не относится к сфере деятельности, сохраняющей право на социальную выплату, что в соответствии с абзацем третьим п. 3.11 Постановления № 76 влечет право Министерства истребовать средства в размере предоставленных социальных выплат в судебном порядке.

Также право Министерства истребовать в судебном порядке бюджетные средства в случае расторжения получателем трудового договора до истечения 5-го срока с даты выдачи Свидетельства и при несоблюдении условий, предусмотренных подпунктом 3.2.8 пункта 3.2, закреплено подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 Договора.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Министерство направило в адрес ответчика претензию от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой ответчик поставлен в известность о необходимости возврата бюджетных средств по причине нарушения условий договора, а также о возможном обращении Министерства в суд.

Просят суд взыскать с Плешаковой Е.В. 1.063.574 рублей в счёт возмещения средств федерального и областного бюджетов.

В судебном заседании представитель истца (по доверенности) Нижевенко В.А. доводы иска поддержала, пояснив, что в целом они исчерпывающие.

Представитель Администрации Весёловского района Дмитриева В.В., а также представитель ЗАО «Нива» Хабовец К.А., каждый в отдельности, полагались на усмотрение суда.

Ответчик Плешакова Е.В. с доводами иска не согласилась, пояснив, что на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ № она действительно работала в ЗАО «Нива», 24.12.2014г. трудовой договор был прекращен по соглашению сторон по п.1 ч.1ст.77 Трудового Кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность экономиста в ЗАО «имени Ленина». В связи с тем что, её несовершеннолетний ребенок ходит в детский сад в п. Веселый и, к сожалению, очень часто болеет, также были трудности и неудобства добираться до работы, так как она и её семья проживают в п. Веселый в доме, который является для её семьи единственным жильем, построенном за счет социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, предоставленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, именно в связи с отдаленностью от места её жительства ЗАО «имени Ленина», ей пришлось уволиться.

Несмотря на отсутствие работы, её семья не уехала из сельской местности, и они продолжают по сей день проживать в п. Веселый. В скорости, после увольнения из ЗАО «имени Ленина», будучи уверенной в том, что при трудоустройстве на новое место работы, её деятельность будет непосредственно связана с сельским хозяйством, она устроилась на новое место работы, в Администрацию Веселовского района, на должность ведущего специалиста по охране окружающей среды и природопользования. Эта должность имеет прямое отношение к сельскому хозяйству так как, благодаря экологии сохраняется и развивается деревня и сельское хозяйство, как в социальной, так и в культурной категории.

Она состоит в постоянной межведомственной комиссии Веселовского района по земельным отношениям задачей, которой является решение проблем охраны и рационального использования земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, в части предотвращения деградации, загрязнения, захламления, порчи земель, обеспечения их улучшения и восстановления, анализ состояния по рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы при проведении сельскохозяйственных работ.

Она является секретарем муниципальной комиссии по инвентаризации мест незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых и земель, нарушенных горными работами на территории Веселовского района, задачей которой является проведение инвентаризации мест незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых и земель, нарушенных горными работами, что улучшает экологическое благополучие жителей сельской местности, создавая, таким образом, более благоприятные условия для проживания, в том числе, и молодежи в селе, что способствует уменьшению ее оттока в город.

Также она уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 4.1- за нарушение правил содержания домашних животных и птицы, статьей 4.4- за нарушение порядка и правил охраны зеленых насаждений, статьей 4.5 - за нарушение порядка действий по предотвращению выжигания сухой растительности, статьей 5.1- за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, статьей 5.2- за нарушение порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, статьей 6.4- за нарушение допустимых нормативов (норм) нагрузки на пастбища, которые предусмотрены Областным законом Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», благодаря чему пресекаются нарушения и со стороны сельхоз товаропроизводителей в области охраны окружающей среды и принимаются меры, направленные на пресечение нерационального использования сельскохозяйственных земель.

Ею постоянно проводятся работы по выявлению несанкционированных свалок и свалочных очагов на землях сельскохозяйственного назначения, по выявлению объектов карантинной растительности на землях сельскохозяйственного назначения и пресечению выявленных нарушений. Она ежемесячно предоставляет отчеты в министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о выявленных случаях выжигания сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения. Также выполняет разовые поручения начальника отдела сельского хозяйства Администрации Веселовского района.

С учетом изложенного, того, что её трудовая деятельность является системой ведения сельского хозяйства, благодаря которой сохраняется плодородие почв, здоровое состояние животных, а также высокое биологическое качество сельскохозяйственной продукции, направлена на улучшение экологической обстановки на территории сельской местности, и её супруг ФИО с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время на постоянной основе занимает должность овощевода в КФХ «ФИО1».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности.

В соответствие со ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно пункту 2 этой статьи 10 Гражданского кодекса в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.

Согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства сторон должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В соответствии с требованиями ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.

Основания и последствия расторжения договора предусмотрены ст. 450 и п. 4 ст. 453 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Часть 2 ст. 450 ГК РФ указывает о том, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно ст.453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

Из содержания п.65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что выбор способа защиты нарушенного права при разрешении споров, связанных с расторжением договоров купли-продажи недвижимости, по которым осуществлена государственная регистрация перехода к покупателю права собственности, принадлежит продавцу. Возможность выбора способы зашиты нарушенного права продавцом не ставится в зависимость от перехода права собственности на проданный товар.

В силу пункта 4 статьи 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Вместе с тем согласно статье 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом на основании материалов дела и пояснений присутствующих лиц установлено, что действительно в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012г. № 717, федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, Постановления Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в 2014 году предоставляло молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья.

ДД.ММ.ГГГГ году Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области предоставило Плешаковой Е.В. социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в общем размере 1.063.574 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 458.005 рублей, за счет средств областного бюджета – 605.569 рублей (л.д.18-19).

Право ответчика на получение социальной выплаты удостоверено свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9-10).

Указанным Свидетельством подтверждается, что Плешакова Е.В. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и ей предоставлена социальная выплата в размере 1546794 рублей на строительство жилого помещения в Весёловском районе.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, ответчиком и ЗАО «НИВА» был заключен трехсторонний договор № «О предоставлении социальных выплат на строительство» (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам».

В соответствии с п.3.2.7 получатель выплат – ответчик обязался работать у работодателя в течение 5 лет с даты выдачи свидетельства (л.д.11-15).

Нормативной правовой базой, регулирующей отношения по предоставлению государственной поддержки в сфере жилья в спорный период, являются: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»; Постановление Правительства Ростовской области от 29.01.2014 № 76 «О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета».

Согласно пункту 2.7 Положения о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 29.01.2014 № 76, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Судом установлено, что на полученные денежные средства в рамках Программы ответчик произвел строительство домовладения на территории Весёловского сельского поселения и проживает в нём со своей семьей.

Установлено также, что членами семьи ответчика, указанными в свидетельстве (л.д.8-оборот) на получение выплат являются 3 человека, то есть муж и ребёнок.

Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволилась из ЗАО «Нива» на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ (по соглашению сторон), что подтверждается записью в трудовой книжке № № за №.

ДД.ММ.ГГГГ. ответчик была принята на должность экономиста в ЗАО «Имени Ленина», из которого уволилась ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон и ДД.ММ.ГГГГ была принята на муниципальную службу в администрацию Веселовского района (л.д.20-27).

Действительно, в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, Постановления Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в 2014 году предоставляло молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья.

Задачи государственной аграрной политики, определенные Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Ответчица воспользовалась предоставленными ей денежными средствами по целевому назначению – завершила строительством домовладение, что также усматривается из свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 70-73).

Основными целями программы являются, в том числе, повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

Исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела, суд считает, что в данном случае отсутствуют безусловных оснований для взыскания с Плешаковой Е.В. предоставленных ей средств социальной выплаты.

В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Из п.п. 3.2.7 и 3.2.8 Договора следует, что ответчик обязуется работать у работодателя по трудовому договору либо осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность не менее 5 лет с выдачи свидетельства.

В случае досрочного расторжения трудового договора либо прекращения ИПД заключить в срок, не превышающий 6 месяцев, трудовой договор с другим работодателем или организовать иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, являющуюся основным местом работы в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя либо период ведения прежней ИПД учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором.

Таким образом, условия договора не содержат форс-мажорных обстоятельств и условий, что молодой специалист должен беспрерывно работать 5 календарных лет в вышеуказанных сферах сельского хозяйства. Лишь из п.5.4 возможно сделать вывод, что данный срок оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, но при этом п. 5.3 Договора предусматривает предварительные переговоры с получателем социальных выплат при наличии споров и разногласий. В случае не достижения согласия, споры рассматриваются в судебном порядке (л.д. 11-15).

Увольнение ответчика из ЗАО «Нива», а затем и ЗАО «Имени Ленина» было обусловлено, как пояснила суду ответчик, не только стечением жизненных обстоятельств (отдаленность мест работы, детского садика), но и её уверенностью, что её трудовая деятельность в качестве ведущего специалиста по охране окружающей среды и природопользования в Администрации Весёловского района напрямую связана с сельским хозяйством.

Кроме того, из представленных истцом документов не следует, что ответчик с момента своего увольнения из ЗАО «Нива» не работает в сельской местности, на иных работах, не связанных с сельскохозяйственным производством, что она использовала денежные средства не по целевому назначению.

Суду предоставлены сведения о том, что супруг ответчика ФИО с мая 2015г. фактически без существенных перерывов осуществляет свою трудовую деятельность у различных ИП и глав КФХ, а с ДД.ММ.ГГГГ принят на постоянную должность овощевода в КФХ «ФИО1» (л.д. 55-62, 68-69).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд считает, что ответчиком не допущено тех существенных нарушений, влекущих безусловное взыскание с неё социальных выплат, предоставленных во исполнение целей улучшения жилищных условий. При этом её нынешняя работа не утратила характеристик, позволяющих отнести её к категории молодых семей и молодых специалистов, приобретших право на получение данных выплат, по своей сути она связана с сельским хозяйством, хотя и относится к муниципальной службе.

В связи с тем, что правоотношения сторон возникли в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», денежные средства, полученные Плешаковой Е.В., являются целевыми, направлены ею на приобретение жилья, выделены на эти цели из федерального бюджета, муниципального бюджета и местного бюджета, нерационального использования данных денежных средств не установлено, супруг ответчика имеет работу, связанную с сельским хозяйством, следовательно, иск удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области к Плешаковой Елене Владимировне о взыскании денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца.

Мотивированный текст решения изготовлен 26.06.2017г.

Судья:




Злоупотребление правом