Решение № 2-411/2013 2-411/2013~М-294/2013 М-294/2013 от 6 июня 2013 г.
Дело №2-411/2013
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Челомбитко М.В.
с участием истцов Рыжего М.В. и Малай О.В., представителя истцов – адвоката Аветова Г.Н. по ордерам №88 от 14.05.2013 года и №89 от 15.05.2013 года, представителя ответчиков по доверенности от 21.11.2012 года и по доверенности от 15.05.2013 года – Дрындина Р.А.,
при секретаре Дмитриченковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Малай ФИО9 к войсковой части 73420-Л, войсковой части 73420, войсковой части 20926, третьим лицам Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», Министерству обороны Российской Федерации, профсоюзному комитету войсковой части 73420-Л, территориальной организации профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России войсковых частей, организаций и учреждений ВВС и ПВО Южного военного округа «Территориальный комитет Ю-9116» о взыскании недополученной выплаты дополнительного материального стимулирования и компенсации морального вреда,
по иску Рыжего ФИО10 к войсковой части 73420-Л, войсковой части 73420, войсковой части 20926, третьим лицам Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», Министерству обороны Российской Федерации, профсоюзному комитету войсковой части 73420-Л, территориальной организации профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России войсковых частей, организаций и учреждений ВВС и ПВО Южного военного округа «Территориальный комитет Ю-9116» о взыскании недополученной выплаты дополнительного материального стимулирования и компенсации морального вреда,
Рыжий М.В. обратился в суд с иском к войсковой части 73420-Л, войсковой части 73420, Министерству обороны Российской Федерации и третьему лицу ФКУ «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», мотивировав свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал преподавателем . ДД.ММ.ГГГГ на его зарплатную карту были зачислены денежные средства, в том числе и выплата дополнительного материального стимулирования, предусмотренная Приказом МО РФ №1010 от 26.07.2010 года. При получении расчетного листка ему стало известно, что размер начисленной выплаты дополнительного материального стимулирования составил рублей, что более чем в четыре раза меньше аналогичных выплат другим преподавателям. Директором Департамента финансового планирования МО РФ в адрес руководителей УФО была направлена телеграмма, согласно которой расчетная сумма на одного работника воинских частей установлена в размере рублей. Он просил признать действия командира войсковой части 73420-Л незаконными и взыскать с войсковой части 73420 в его пользу невыплаченную часть премии за третий квартал 2012 года в размере рублей, компенсацию морального вреда в размере рублей, расходы по оплате услуг юриста за составление искового заявления в размере рублей.
В судебном заседании 10.04.2013 года в порядке ст.39 ГПК РФ Рыжий М.В. изменил и увеличил свои исковые требования и просил: 1) Признать действия командира войсковой части 73420-Л незаконными и взыскать с войсковой части 73420 в его пользу невыплаченную часть премии за третий квартал 2012 года в размере рублей; 2) Признать действия командира войсковой части 73420-Л незаконными и взыскать с войсковой части 73420 в его пользу невыплаченную часть премии за ноябрь 2012 года в размере рублей; 3) Признать незаконными приказы командира войсковой части 73420-Л № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании гражданского персонала»; 4) Взыскать с войсковой части 73420 в его пользу компенсацию морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя, в размере рублей; 5) Взыскать с войсковой части 73420 в его пользу расходы по оплате услуг представителя в сумме рублей (т.1 л.д.90-92).
Определением Зерноградского районного суда от 10.04.2013 года прекращено производство по делу в отношении ответчика Министерства обороны Российской Федерации и к участию в данном гражданском деле на стороне истца в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, профсоюзный комитет войсковой части 73420-Л и территориальная организация профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России войсковых частей, организаций и учреждений ВВС и ПВО Южного военного округа «Территориальный комитет Ю-9116» (т.1 л.д.184-185).
Определением Зерноградского районного суда от 14.05.2013 года к участию в данном гражданском деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 20926 (т.1 л.д.207-209).
Малай О.В. обратился в суд с иском к войсковой части 73420-Л, войсковой части 73420, Министерству обороны Российской Федерации и третьему лицу ФКУ «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», мотивировав свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал преподавателем . В ДД.ММ.ГГГГ на его зарплатную карту была зачислена сумма рублей, позже он узнал, что данные средства начислены в качестве дополнительного материального стимулирования, предусмотренного Приказом МО РФ №1010 от 26.07.2010 года, за третий квартал 2012 года. После получения расчетного листка ему стало известно, что размер начисленной выплаты дополнительного материального стимулирования составил рублей, что более чем в три раза меньше аналогичных выплат другим преподавателям. Директором Департамента финансового планирования МО РФ в адрес руководителей УФО была направлена телеграмма, согласно которой расчетная сумма на одного работника воинских частей установлена в размере рублей. Он просил признать действия командира войсковой части 73420-Л незаконными и взыскать с войсковой части 73420 в его пользу невыплаченную часть премии за третий квартал 2012 года в размере рублей, компенсацию морального вреда в размере рублей, расходы по оплате услуг юриста за составление искового заявления в размере рублей, а также расходы по оплате почтовых услуг в сумме руб.
В судебном заседании 15.04.2013 года в порядке ст.39 ГПК РФ Малай О.В. изменил и увеличил свои исковые требования и просил: 1) Признать действия командира войсковой части 73420-Л незаконными и взыскать с войсковой части 73420 в его пользу невыплаченную часть премии за третий квартал 2012 года в размере рублей; 2) Признать действия командира войсковой части 73420-Л незаконными и взыскать с войсковой части 73420 в его пользу невыплаченную часть премии за ноябрь 2012 года в размере рублей; 3) Признать незаконными приказы командира войсковой части 73420-Л № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании гражданского персонала»; 4) Взыскать с войсковой части 73420 в его пользу компенсацию морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя, в размере рублей; 5) Взыскать с войсковой части 73420 в его пользу расходы по оплате услуг представителя в сумме рублей (т.2 л.д.154-156).
Определением Зерноградского районного суда от 15.04.2013 года прекращено производство по делу в отношении ответчика Министерства обороны Российской Федерации и к участию в данном гражданском деле на стороне истца в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, профсоюзный комитет войсковой части 73420-Л и территориальная организация профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России войсковых частей, организаций и учреждений ВВС и ПВО Южного военного округа «Территориальный комитет Ю-9116» (т.2 л.д.160-161).
Определением Зерноградского районного суда от 15.05.2013 года к участию в данном гражданском деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 20926, а также объединены в одно производство гражданские дела по искам Рыжего ФИО12 №2-411/2013 и Малай ФИО11 №2-412/2013 к войсковой части 73420-Л, войсковой части 73420, войсковой части 20926, третьим лицам Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», Министерству обороны Российской Федерации, профсоюзному комитету войсковой части 73420-Л, территориальной организации профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России войсковых частей, организаций и учреждений ВВС и ПВО Южного военного округа «Территориальный комитет Ю-9116» о взыскании недополученной выплаты дополнительного материального стимулирования и компенсации морального вреда - для совместного рассмотрения и разрешения, основным считается гражданское дело под №2-411/2013 (т.2 л.д.187-189).
В ходе судебного разбирательства 05.06.2013 года истцы Рыжий М.В. и Малай О.В. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнили свои исковые требования и просили: 1) Признать необоснованными и незаконными действия командира войсковой части 73420-Л по существенному снижению Рыжему ФИО13 и Малаю ФИО14 в сравнении с иным гражданским персоналом войсковой части, выполняющим аналогичные трудовые функции, размера выплаты дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2012 года и взыскать с войсковой части 73420 в пользу Рыжего ФИО15 рублей и в пользу Малая ФИО16 рублей; 2) Признать необоснованными и незаконными действия командира войсковой части 73420-Л по существенному снижению Рыжему ФИО17 и Малаю ФИО18 в сравнении с иным гражданским персоналом войсковой части, выполняющим аналогичные трудовые функции, размера премии по итогам работы за ноябрь 2012 года и взыскать с войсковой части 73420 в пользу Рыжего ФИО20 рублей и в пользу Малая ФИО19 рублей; 3) Признать незаконными приказы командира войсковой части 73420-Л № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения Рыжему ФИО21 и Малаю ФИО22 заниженного размера выплаты дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2012 года и премии за ноябрь 2012 года; 4) Взыскать с войсковой части 73420 в пользу Рыжего ФИО25 и Малая ФИО26 денежную сумму в размере рублей каждому в качестве компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя; 5) Взыскать с войсковой части 73420 в пользу Рыжего ФИО27 и Малая ФИО28 понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме рублей каждому.
В судебном заседании истцы Рыжий М.В. и Малай О.В. и их представитель – адвокат Аветов Г.Н. исковые требования поддержали полностью и пояснили, что работодателем нарушены трудовые права истцов и допускается их дискриминация. За то, что Рыжий М.В. и Малай О.В. отстаивали свои права, командир войсковой части 73420-Л ФИО6 незаконно уменьшил им по сравнению с другими преподавателями размер выплаты дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2012 года и премии за ноябрь 2012 года, при этом они не имели нареканий по работе и худшими преподавателями не признавались. Критериями для производства указанных выплат являются оценка работы преподавателей, данные критерии ФИО6 не учитывались и выплаты командиром в/ч были произвольно уменьшены. О нарушении их прав истцы узнали в суде после ознакомления с приказами, где увидели, что другим лицам, являющимся гражданским персоналом войсковой части, выплаты произведены значительно выше, чем им. После того, как им стало известно о нарушении трудовых прав, своевременно они обратились в суд и трехмесячный срок исковой давности пропущен не был.
Представитель ответчиков Дрындина Р.А. исковые требования Рыжего М.В. и Малая О.В. не признал и поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление. В дополнение пояснил, что приказы командира войсковой части 73420-Л № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения Рыжему ФИО23 и Малаю ФИО24 выплаты дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2012 года и премии за ноябрь 2012 года не противоречат приказам Минобороны РФ №1010 и №555, которыми установлены только максимальные размеры, а четкое указание на определенные суммы и определенные критерии отсутствуют. Доводы истцов о необходимости оплаты им дополнительного материального стимулирования в сумме рублей, так как данная сумма является расчетной, не правомерны, поскольку данная сумма определена для расчета суммы дополнительного материального стимулирования, которую необходимо выделить всему гражданскому персоналу войсковой части, а из выделенной суммы командир по своему усмотрению производит дальнейшее распределение.
Представители войсковой части 73420-Л, ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», Министерства обороны Российской Федерации, территориальной организации профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России войсковых частей, организаций и учреждений ВВС и ПВО Южного военного округа «Территориального комитета Ю-9116» предоставили в суд письменные возражения и отзывы, в которых полагают исковые требования не подлежащими удовлетворению (т.1 л.д.22-26, 54-55, 76-80, 191-194; т.2 л.д.37-41, 116-117, 137-141, 176-177).
В соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
Судом отклоняются доводы представителя ответчиков Дрындина Р.А. о невозможности рассмотрения исковых требований в отношении войсковой части 73420-Л в связи с ее ликвидацией, так как ответчиками не представлены достоверные сведения о завершении ликвидации данной войсковой части, а из представленной выписки из Директивы командующего войсками ЮВО №ДКВО-03 от 12.04.2013 г. следует, что 187 МОУЦ переформирован в 187 МРУЦ и для соблюдения норм социальной защиты гражданского персонала и решения проблемных вопросов, возникших после завершения переформирования, правопреемником 187 МОУЦ определен 187 МРУЦ – войсковая часть 73420 (т.1 л.д.206). Войсковая часть 73420 является ответчиком по делу, поэтому суд полагает необходимым рассмотреть исковые требования по существу.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно п.7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N1010. Данным Приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Порядок). Пункт 2 приказа предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
В силу п.7 Порядка конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п.4 Порядка, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Согласно п.п.2,3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что условиями установления Министром Обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат являются наличие выделенных на эти цели ассигнований и их выплата производится лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра Обороны Российской Федерации.
Приказом Минобороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583", утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Положение).
Гражданскому персоналу воинских частей за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения) производится выплата премии по результатам работы за месяц и квартал (п.82 Положения).
Порядок и условия премирования, показатели премирования и условия, при которых работники могут быть лишены или которым снижены размеры премий, устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями воинских частей по согласованию с профсоюзными органами или иными представительными органами работников (п.83 Положения).
Конкретный размер премии определяется в соответствии с личным вкладом работника в выполнение задач, стоящих перед воинской частью (подразделением), в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничивается и выплачивается на основании приказа руководителя воинской части (п.84 Положения).
Пунктом 98 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера, в том числе выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что истцы Рыжий М.В. и Малай О.В. приказами командира войсковой части 22558 соответственно № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.61) и № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.9) были приняты на работу в качестве гражданского персонала на должности соответственно преподавателя и преподавателя . С ними были заключены трудовые договора, и имеются соответствующие записи о трудовой деятельности в трудовых книжках (т.1 л.д.8-9, 48-51; т.2 л.д.10-21).
На основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ №314/4/2987 от 18.06.2012 года и директивы командующего восками Южного военного округа №ДКВО-19 от 01.09.2012 года войсковая часть 22558 переформирована и включена в состав войсковой части 73420. В трудовых книжках истцов также имеются записи о том, что войсковая часть 22558 ДД.ММ.ГГГГ переформирована в войсковую часть 73420-Л.
В соответствии с трудовыми договорами Рыжему М.В. и Малаю О.В. установлены должностные оклады, а также премия в размере 25% должностного оклада и доплаты за выслугу лет в ВС - 40%. Из объяснений истцов в судебном заседании следует, что указанные в трудовом договоре выплаты они получали в полном объеме.
Помимо ежемесячной премии в размере 25% должностного оклада Положением о материальном стимулировании гражданского персонала, являющегося приложением №6 к коллективному договору войсковой части 73420-Л на 2012-2015 год, предусмотрена премия за интенсивность и напряженность по итогам работы на месяц, квартал, год (пункт «Б») и (пункт «В») дополнительное материальное стимулирование по результатам работы за квартал (в соответствии с приказом МО РФ от 03.10.2010 года №1010).
Указанным Положением в пункте «Б» установлено, что премия за интенсивность и напряженность выплачивается за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Размер премии, выплачиваемый конкретному работнику, определяется с учетом качества выполняемых работ и максимальными размерами не ограничивается.
Начальники отделов, подразделений, служб имеют право ходатайствовать перед командиром части о премировании работников.
Ходатайство представляется начальником отдела (службы), командиром подразделения после подведения итогов работы отдела (службы), подразделения за прошедший отчетный период с оценкой трудового вклада каждого работника, учитывая при этом современную методику в процессе обучения, работу на объектах повышенной опасности, сменный график работы, привлечение работников на работу в выходные и праздничные дни, участие работников в аварийных бригадах, успешную сдачу плановых и внеплановых аттестаций, стрельб, проверок инспектирующих органов и других работах, влияющих на боевую готовность и учебный процесс войсковой части.
Премия выплачивается решением командира войсковой части с изданием приказа по части и указанием суммы.
Согласно пункту «В» Положения: 1) Дополнительные премии выплачиваются лицам гражданского персонала ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до воинской части. 2) Дополнительное материальное стимулирование производится на основании рапортов, представляемых непосредственными начальниками и решением командира войсковой части с изданием приказа по части и указанием суммы. 3) Размер дополнительного материального стимулирования не может превышать пятикратного размера расчетной суммы, исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава. 4) Лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, дополнительному материальному стимулированию не подлежат.
На основании приказа командира войсковой части 73420-Л «О премировании гражданского персонала войсковой части 73420-Л» № от ДД.ММ.ГГГГ гражданскому персоналу войсковой части 73420-Л была выплачена премия по итогам работы в III квартале 2012 года, исходя из выделенных для этих целей на войсковую часть общих средств в сумме рублей (т.1 л.д.93-97).
Согласно списку гражданского персонала, являющегося приложением № к указанному приказу, премия назначена работникам в размерах от рублей до рублей, в том числе, преподавателям в размерах от рублей до рублей. Рыжему М.В. была установлена и выплачена премия в размере рублей, Малаю О.В. в размере рублей.
Доводы истцов о том, что Департаментом финансового планирования МО РФ в адрес руководителей УФО была направлена телеграмма, согласно которой расчетная сумма на одного работника воинских частей установлена в размере рублей (т.1 л.д.98-99), а командир войсковой части 73420-Л им необоснованно и незаконно существенно снизил в сравнении с иным гражданским персоналом войсковой части, выполняющим аналогичные трудовые функции, размер выплаты дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2012 года, а также требования о взыскании с войсковой части 73420 в пользу Рыжего М.В. рублей и в пользу Малая О.В. рублей, признаются судом необоснованными.
Так, указанная расчетная сумма на одного работника воинских частей в размере рублей установлена для определения общих сумм, подлежащих выделению на воинскую часть.
В соответствии с требованиями приказа МО РФ от 03.10.2010 года №1010 и положениями коллективного договора конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, при этом не установлен определенный размер указанных выплат, минимальный и средний размер выплат, а только установлен максимальный размер выплат, который не может превышать пятикратного размера расчетной суммы.
Командир войсковой части 73420-Л был наделен полномочиями по поощрению и премированию гражданского персонала (т.1 л.д.46-47), истцы не были лишены дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2012 года, размер данных выплат, установленный командиром войсковой части 73420-Л, не ниже, чем установленный приказом № минимальный размер выплаты гражданскому персоналу войсковой части, в том числе, и иным лицам гражданского персонала войсковой части, выполняющим аналогичные трудовые функции.
Средства, выделенные для выплаты премии гражданскому персоналу войсковой части 73420-Л по итогам работы в III квартале 2012 года, распределены и выплачены гражданскому персоналу, при этом истребование дополнительных средств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается, перераспределение выплаченных премий законом, нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами не предусмотрено.
Таким образом, приказ командира войсковой части 73420-Л № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям Трудового кодекса РФ, приказа МО РФ от 03.10.2010 года №1010 и положениям коллективного договора и отсутствуют основания для признания его незаконным, а также для признания необоснованными и незаконными действий командира войсковой части 73420-Л.
На основании приказа командира войсковой части 73420-Л «О премировании гражданского персонала по итогам работы за ноябрь месяц 2012 года» № от ДД.ММ.ГГГГ гражданскому персоналу войсковой части 73420-Л была выплачена премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, интенсивность и напряженность по итогам работы за ноябрь 2012 года за счет экономии фонда оплаты труда (т.1 л.д.100-105).
Согласно списку гражданского персонала премия назначена работнику в размерах от рублей до рублей, в том числе, преподавателям в размерах от рублей до рублей. Рыжему М.В. и Малаю О.В. была установлена и выплачена премия в размере по рублей каждому.
Доводы истцов о том, что командир войсковой части 73420-Л им необоснованно и незаконно существенно снизил в сравнении с иным гражданским персоналом войсковой части, выполняющим аналогичные трудовые функции, размер премии по итогам работы за ноябрь 2012 года, а также требования о взыскании с войсковой части 73420 в пользу Рыжего М.В. и Малая О.В. по рублей, признаются судом необоснованными.
В соответствии с требованиями приказа МО РФ от 10.11.2008 года N555 и положениями коллективного договора конкретные размеры премии за интенсивность и напряженность определяются с учетом качества выполняемых работ и максимальными размерами не ограничиваются и выплачиваются за счет экономии годового фонда оплаты труда, при этом не установлен определенный размер указанной премии, минимальный, средний и максимальный размер.
Премия выплачивается решением командира войсковой части с изданием приказа по части и указанием суммы.
Командир войсковой части 73420-Л был наделен полномочиями по поощрению и премированию гражданского персонала (т.1 л.д.46-47), истцы не были лишены премии за интенсивность и напряженность за ноябрь 2012 года, размер премии, установленный командиром войсковой части 73420-Л, не ниже, чем установленный минимальный размер премии гражданскому персоналу войсковой части, в том числе, и иным лицам гражданского персонала войсковой части, выполняющим аналогичные трудовые функции.
Средства, выделенные для выплаты премии гражданскому персоналу войсковой части 73420-Л по итогам работы за ноябрь 2012 года, распределены и выплачены гражданскому персоналу, перераспределение выплаченных премий законом, нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами не предусмотрено.
Таким образом, приказ командира войсковой части 73420-Л № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям Трудового кодекса РФ, приказа МО РФ от 10.11.2008 года №555 и положениям коллективного договора и отсутствуют основания для признания его незаконным, а также для признания необоснованными и незаконными действий командира войсковой части 73420-Л.
Доводы ответчиков о пропуске истцами сроков исковой давности судом отклоняются, поскольку Рыжий М.В. и Малай О.В. узнали о предполагаемом ими нарушении трудовых прав не с момента получения расчетного литка, а после ознакомления ДД.ММ.ГГГГ с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования истцов о взыскании с ответчиков в их пользу компенсации морального вреда и судебных расходов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п.2 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что судом не установлено неправомерных действий работодателя в отношении истцов, а также каких-либо нарушений их личных неимущественных или имущественных прав, поэтому оснований для компенсации морального вреда не имеется.
В силу ч.1 ст.56, ч.1 ст.68 ГПК РФ истцы должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны, однако в нарушение данных процессуальных требований истцами не представлено в суд относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих исковые требования, поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, в связи с чем судебные расходы, понесенные истцами, также не подлежат возмещению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -
В удовлетворении иска Малай ФИО29 и иска Рыжего ФИО30 к войсковой части 73420-Л, войсковой части 73420, войсковой части 20926, третьим лицам Федеральному казенному учреждению «Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», Министерству обороны Российской Федерации, профсоюзному комитету войсковой части 73420-Л, территориальной организации профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России войсковых частей, организаций и учреждений ВВС и ПВО Южного военного округа «Территориальный комитет Ю-9116» о взыскании недополученной выплаты дополнительного материального стимулирования и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 июня 2013 года.
Судья М.В.Челомбитко
Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда