ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-219/2017 2-219/2017~М-65/2017 М-65/2017 от 31 января 2017 г. по делу № 2-219/2017



Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

№ дела 2-219/17
31 января 2017 года
г.Белая

Калитва

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Ташлыковой Л.Т.,

при секретаре Игнатовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Иванкова В.В. к ООО «Шахтоуправление Садкинское» о взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц с единовременной компенсации в счет возмещения морального вреда, выплаченной в связи с утратой профессиональной трудоспособности, о взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц с суммы единовременного вознаграждения,

установил:


Истец обратился в суд с иском к ООО «Шахтоуправление Садкинское» о взыскании с ответчика в его пользу незаконно удержанного налога на доходы физических лиц с суммы единовременной компенсации в счет возмещения морального вреда, выплаченной в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания в размере 17265 рублей. Требования мотивированы тем, что приказом ответчика от 5.03.2011года истцу назначена к выплате единовременная компенсация в размере на основании п. 5.4 Федерального отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности, с которой ответчиком была удержана сумма в размере 17265 рублей, которая образовалась в результате удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% от суммы.

Истец считает произведенное работодателем удержание незаконным, в связи с чем, просил взыскать с ответчика невыплаченную сумму по единовременной компенсации в размере 17265 рублей.

Истец также обратился в суд о взыскании удержанного налога на доходы физических лиц с суммы единовременного пособия за работу в угольной отрасли, ссылаясь на то, что он с 21.12.2010 года является пенсионером, получает пенсию по возрасту, в соответствии с Федеральным Отраслевым соглашением угольной промышленности (ФОС) на 2010-2012 годы имеет право на выплату единовременного пособия в размере 15% заработка за каждый год работы в угольной отрасли, ответчиком указанное пособие было назначено, однако с суммы пособия ответчиком незаконно был удержан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% в сумме 11646 рублей, которые истец просит обязать ответчика вернуть ему.

Истец просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик направил в суд возражения на исковые требования, просит рассмотреть дело без его участия, в иске отказать, указывая на следующие обстоятельства:

указанное единовременное пособие является стимулирующей выплатой в соответствии со ст. 129 ТК РФ и составляют часть оплаты труда, не относятся к компенсационным выплатам, регламентируется ФОС, коллективным и трудовым договорами и как следствие не попадают под определенные ст. 217 НК РФ требовании, а значит подлежат налогообложению на доходы физических лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему: как следует из материалов дела истец в период работы на предприятиях угольной промышленности подвергался воздействию вредных производственных факторов, что привело к развитию у него профзаболевания/ л.д. 14/. При освидетельствовании медико-социальной экспертизой истцу в связи с профзаболеванием установлено 30% утраты профтрудоспособности на период с 03.12.2013 года по 1.01. 2015 года.

Приказом ответчика от 5.03.2011 года на основании пункта 5.4 Федерального отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности 2010 - 2012 годы, статей 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, в возмещение вреда, причиненного здоровью, назначена к выплате единовременная компенсация соответственно в размере

Указанные единовременные денежные компенсации истцу были выплачены, с суммы выплаченных компенсаций удержан НДФЛ (13%).

В соответствии со ст. 217 налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

В соответствии с пунктом 3 данной статьи не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Согласно статье 9 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В соответствие со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

Согласно пункту 5.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 - 2012 годы, в случае установления впервые работнику, занятому в организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля (сланца), утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания работодатель обеспечивает выплату единовременной компенсации из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременного пособия, выплачиваемого из ФСС РФ) в порядке, оговоренном в коллективном договоре, соглашении.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права".

Отсюда следует вывод о том, что компенсации, предусмотренные ФОС, заключенному в соответствие с законодательством, установлены в порядке, предусмотренном действующим законодательством и их выплата при наступлении соответствующих событий (установление работнику впервые утраты трудоспособности) обязательна для всех работодателей, на которых распространяются нормы ФОС.

В соответствие со статьей 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.

В силу пункта 2 статьи 1 указанного Федерального закона это нормативный акт не ограничивает право застрахованных на возмещение вреда, осуществляемое в соответствие с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию осуществляемое в соответствие с данным Законом.

Согласно статье 8 названного Закона единовременное пособие за утрату профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания относится к видам возмещения вреда, причиненного здоровью.

Нормами ФОС по угледобывающему комплексу предусмотрена выплата единовременного пособия сверх сумм, установленных законодательством.

В соответствии со статьей 1.1 ФОС по угледобывающему комплексу РФ на 2010 - 2012 годы - соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношении в организациях угольной промышленности, заключенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законодательством, а также Конвенциями МОТ, действующими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в статье 45 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, единовременная компенсация, выплаченная истцу по приказу от 5.03. 2011 года, в связи с полученным профессиональным заболеванием, не является гарантией и компенсацией, предусмотренной статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не направлено на возмещение затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, а также средством, способом или условием, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений, а является мерой в возмещение вреда здоровью, причиненного работнику вследствие профессионального заболевания.

При этом, работодатель обязан обеспечить работнику возмещение вреда здоровью в полном объеме, сверх установленного действующим законодательством Российской Федерации размера возмещения вреда. (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

То обстоятельство, что выплата единовременного пособия не предусмотрена Законом Российской Федерации от 20.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях защиты работников угольной промышленности (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года) не свидетельствует о том, что выплаченное истцу единовременное пособие подлежит налогообложению.

Федеральное отраслевое соглашение является правовым актом, составляющим часть действующего законодательства. Тот факт, что Федеральное отраслевое соглашение устанавливает льготы и гарантии только для работников угольной промышленности, не исключает этот нормативный акт из системы действующего законодательства Российской Федерации и не влияет на характер выплаты как вида возмещения вреда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указанная сумма налога на доходы физических лиц удержана ответчиком с суммы единовременной компенсации в нарушение требований налогового законодательства.

Рассматривая требования истца о взыскании незаконно удержанного налога с единовременного пособия в связи с выходом на пенсию, суд приходит к следующему:

Истец 21.12.2010 года был уволен из ОАО «Шахтоуправление «Садкинское» по собственному желанию в связи с переходом на пенсию, приказ № от 21.12.2010 года.

Приказом ответчика ООО «Шахтоуправление «Садкинское» от 30.12. 2010 года на основании п. 8.1 раздела 8 коллективного договора ООО «Шахтоуправление «Садкинское» на 2010-2012 года истцу назначено к выплате единовременное пособие в размере 15% среднемесячного заработка за каждый отработанный год в угольной отрасли в сумме

Указанное единовременное пособие истцу было выплачено ответчиком с учетом удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 11646 рублей. (13%).

Федеральным Отраслевым Соглашением по угольной промышленности на период с 1.04.2010г. по 31 марта 2012г. (п.5.3) предусмотрено в целях достижения максимальной финансовой устойчивости, повышения экономической результативности организации, закрепления высококвалифицированных кадров, мотивации наиболее профессиональной части персонала к продолжению работы для выполнения производственных планов, программ, повышения производительности труда и, как результат, обеспечения стабильной и эффективной работы работодатель обеспечивает работникам, уполномочившим профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).

В случае, если работник не воспользовался вышеуказанным правом, работодатель обеспечивает выплату вознаграждения работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет при прекращении трудовых отношений с работодателем в связи с выходом на пенсию.

Выплата единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) в соответствии с частями 1 и 2 настоящего пункта осуществляется:

-один раз за весь период работы в угольной промышленности;

-на основании письменного заявления Работника;

-в сроки и порядке, определенном в соответствии с Положением, разработанным совместно с соответствующим органом профсоюза и работодателем.

Положением может быть предусмотрена выплата данного вознаграждения как непосредственно работодателем, так и через негосударственные пенсионные фонды и (или) страховые компании.

В коллективных договорах организаций может предусматриваться порядок и условия реализации указанных социальных гарантий и иным категориям работников.

Статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие виды доходов физических лиц, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления как компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Поскольку глава 213 НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из ст. 164 ТК РФ, под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен ст. 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Определяющее значение для целей налогообложения имеет характер соответствующей выплаты, позволяющий отнести ее к числу гарантий, компенсаций, предусмотренных ст. 164 ТК РФ, а не наименование).

В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ «Оплата труда в особых условиях»; ст. 147 Трудового кодекса РФ «Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»; ст. 148 Трудового кодекса РФ «Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями»; ст. 149 Трудового кодекса РФ «Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных»); доплаты и надбавки стимулирующего характера.

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Суд приходит к выводу, что единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый проработанный год в угольной промышленности, не является компенсационной или стимулирующей выплатой, входящей в систему оплаты труда, поскольку не зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, не связаны с производственными результатами работников, выплачиваются не в связи с достижением работником каких-либо производственных результатов, профессионального мастерства, высоких достижений в труде, а в связи с наступлением не зависящего от них события - достижения пенсионного возраста и получения права на пенсионное обеспечение, они не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда, является социальной гарантией.

Таким образом, единовременное пособие, выплаченное истцу по приказу от 30.12.2010 года не является гарантией и компенсацией, предусмотренной ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку является средством, способом или условием, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работнику прав в области трудовых отношений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указанная сумма налога на доходы физических лиц удержана ответчиком с суммы единовременного пособия в нарушение требований налогового законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:


Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шахтоуправление «Садкинское» в пользу Иванкова В.В. удержанный налог на доходы физических лиц с единовременного пособия, выплаченного в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания в сумме 17265 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шахтоуправление «Садкинское» в пользу Иванкова В.В. удержанный налог с единовременного вознаграждения в сумме 11646 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме 1 февраля 2017 года.

Судья Ташлыкова Л.Т.




Судебная практика по заработной плате

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда