ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1035/2015 2-1035/2015~М-942/2015 М-942/2015 от 14 августа 2015 г. по делу № 2-1035/2015


Дело №2-1035/2015


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

(мотивированное)

14 августа 2015 года ст.Кагальницкая Ростовской области

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Асланян К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева А.П. к Территориальному управлению Росимущества по Ростовской области, третьему лицу - ГУ МВД России по Ростовской области, о признании права собственности на наследственное имущество,

У С Т А Н О В И Л:


Тимофеев А.П. обратился в суд с данным иском, в обоснование иска указал следующее. 17.04.2014 года умер его отец ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ года. После его смерти осталось не завещанным наследственное имущество в виде автомобиля Фактически проживая вместе с отцом на день открытия наследства по адресу: , истец фактически вступил в наследство, оставшееся после смерти отца. Тимофеев А.П. просил признать за ним право собственности на автомобиль

В окончательной редакции иска истец просил признать за ним право собственности на автомобиль (л.д.25).

В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Тимофеева А.П., представителей Территориального управления Росимущества по Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области.

В судебном заседании представитель истца - Вартанян И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении иска должно быть отказано.

Данный вывод сделан по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно свидетельству о смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер 17 апреля 2014 года (л.д.5).

Согласно свидетельству о рождении Тимофеева А.П. его отцом является ФИО2 (л.д.6). В соответствии со ст.1142 ГК РФ истец является наследником по закону первой очереди на имущество умершего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно справке Администрации Кагальницкого сельского поселения умерший ФИО2 был зарегистрирован по адресу: , совместно с ФИО2 фактически проживал с 2012 года сын Тимофеев А.П., зарегистрированный по адресу: (л.д.12).

Согласно техническому паспорту автомобиля ФИО2, проживающий по адресу: , является владельцем (л.д.9-10). В особых отметках технического паспорта имеется запись от 17.12.1993 года следующего содержания: «кузов №», имеется подпись без указания фамилии и печать неизвестной организации (л.д.26).

Согласно заключению ООО «Южная экспертная компания» стоимость автомобиля составляет 12000 рублей (л.д.13).

Согласно сообщению Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ГУ МВД по Ростовской области по состоянию на 02.07.2015 года автомобиль , принадлежащий ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с регистрационного учета для утилизации 14.11.2000 года (л.д.22, 23).

Согласно сообщению Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ГУ МВД по Ростовской области сведения о замене кузова транспортного средства в базе данных Федеральной Информационной Аналитической системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, по состоянию на 31.07.2015 года отсутствуют. Указанный автомобиль снят с регистрационного учета в связи с утилизацией 14.11.2000 года (л.д.40).

Согласно акту осмотра транспортного средства от 13.08.2015 года составленного УУП ОМВД России по Кагальницкому району ФИО4 осмотрен автомобиль На автомобиле установлены оба регистрационных знака №, номер кузова №, в ходе осмотра проводилась фотосъемка (л.д.41, 42-46).

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что он был знаком с умершим ФИО2. На день смерти ФИО2 с ним проживал его сын - Тимофеев А.П.. У ФИО2 имелся автомобиль , в настоящее время данный автомобиль находится в гараже, автомобилем и гаражом пользуется Тимофеев А.П.. О замене кузова на данном автомобиле ему ничего не известно.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (п.п. 3 п. 1).

Согласно ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.

В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 1 ГК РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 209 ГК РФ раскрывает содержание права собственности, реализация которого в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности.

Действующим законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья (не только окружающих, но и водителей, пассажиров), имущества третьих лиц, и подлежат по этому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (пункт 4).

В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 года № 1001, ГИБДД МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.

Пунктом 33 Правил регистрации предусмотрены основания, при которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами (если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; обнаружены признаки уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах или регистрационным данным и т.д.).

В соответствии с абзацем 5 пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства производится на территории Российской Федерации в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года № 720 и Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД России, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 года № 1240.

Порядок контроля определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в ГИБДД МВД России автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 26).

Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 года № 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", предусмотрен порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования (глава II Правил).

Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию, а транспортное средство фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер.

Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.

В силу пунктов 81 и 82 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения МВД России по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение МВД России оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности или отказывает в его выдаче с указанием причин.

Выпуск транспортного средства после замены кузова или рамы (шасси) в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований названных положений действующего законодательства.

Следовательно, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения, является выдаваемое подразделением МВД России свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Материалами дела подтверждается, что на автомобиле , неизвестными лицами в неустановленное время была произведена замена кузова № на кузов №. Согласно записям в техническом паспорте автомобиля данная замена произведена 17.12.1993 года (л.д.37-38).

Вместе с тем, согласно учётным данным ГУ МВД России по Ростовской области замена кузова на данном автомобиле не производилась (л.д.22-23).

Фактически неизвестными лицами в связи с заменой кузова в конструкцию транспортного средства были внесены изменения, однако свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности в ГУ МВД России по Ростовской области не представлялось.

Кузов автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его идентификационный номер (УГМ), уникальный, указываемый в документах на транспортное средство, позволяющий идентифицировать это транспортное средство.

Согласно пункту 2.1 приложения № 8 к Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую в том числе наносится код VIN присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.

Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном Техническим регламентом, после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39 - 41 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, в процессе производства регистрационного действия.

Материалами дела подтверждается, что сведения о замене кузова автомобиля в базе данных Федеральной информационной аналитической системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения отсутствуют (л.д.40).

Суд также учитывает, что последнее регистрационное действие с данным автомобилем органом Госавтоинспекции было произведено 14.11.2000 года (л.д.23), на момент проведения регистрационных действий 14.11.2000 года не имелось сведений о замене кузова № на кузов №. Учитывая, что при совершении регистрационного действия с данным автомобилем 14.11.2000 года должен был производиться визуальный осмотр транспортного средства и документов на него, то у суда вызывает сомнение правомерность произведённой записи о замене в 1993 году кузова, имеющейся в техническом паспорте (л.д.38).

Суд также учитывает, что на момент проведения регистрационных действий 14.11.2000 года владельцем автомобиля указан ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.22-23). Вместе с тем, по материалам дела наследодателем является ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.5,7).

Решение судом принимается по заявленным истцом требованиям. Истец просил признать за ним право собственности на автомобиль . Из пояснений представителя истца – Вартанян И.В. в судебном заседании следует, что истец не заявляет о своих требованиях о признании за ним права собственности на данный автомобиль

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 51 приложения N 1 к Правилам при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Указанное свидетельствует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

В Наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденном приказом МВД Российской Федерации от 7 декабря 2000 года N 1240, дается пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39 - 41 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605, в процессе производства регистрационного действия.

Как следует из материалов дела, истцом не были представлены доказательства того, что сотрудниками Госавтоинспекции подтверждена замена на данном автомобиле кузова № на кузов №. Также истцом не представлено доказательств, что новый кузов № имеет соответствующий сертификат соответствия, что транспортное средство с новым кузовом соответствует требованиям указанного выше Технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения.

Идентификация транспортного средства обеспечивается нанесением на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, идентификационного номера транспортного средства (VIN), состоящего из 17 знаков, в котором определенным образом шифруется информация об изготовителе, основных признаках, модельном годе, сборочном заводе и серийном номере транспортного средства.

Поскольку идентификационный номер (VIN) присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, он должен быть уникален у каждого транспортного средства и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит.

Ремонт транспортного средства, изменение его конструкции во всяком случае не должны влечь изменение идентификационного номера (VIN), присвоенного транспортному средству изготовителем, поскольку это повлечет невозможность идентификации транспортного средства, под которой следует понимать не только возможность дифференцировать одно транспортное средство от другого, но и возможность получить достоверную информацию о транспортном средстве путем расшифровки его идентификационного номера (VIN).

Фактически операции, произведенные с автомобилем в результате замены кузова № на кузов №, по сути, является созданием нового транспортного средства с использованием ввезенных и имеющихся в Российской Федерации составных частей.

Суд считает, что произведенное изменение конструкции транспортного средства привело к утрате базового транспортного средства и невозможности идентификации базового транспортного средства в транспортном средстве, образованном в результате изменения конструкции, что является недопустимым в соответствии с техническим регламентом.

По вышеуказанным основаниям в удовлетворении иска должно быть отказано.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении иска Тимофеева А.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 августа 2015 года.

Судья Н.В.Поляков