ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1720/2017 2-1720/2017~М-1196/2017 М-1196/2017 от 18 мая 2017 г. по делу № 2-1720/2017


Дело № 2-1720/2017


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

18.05.2017г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Колосковой О.Р.

с участием прокурора г. Шахты Ениной Л.Я.,

при секретаре Кравченко Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Шахты действующего в интересах Цымбаловой Е. А. к Филиалу "Шахтинский" ГУП РО "УРСВ" о признании незаконными действий и обязании произвести опломбировку прибора учета холодной воды,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор г. Шахты обратился в суд в интересах Цымбаловой Е.А. с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Цымбаловой Е.А., проживающей по адресу: по вопросу несогласия с действиями филиала «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» об обязании обустройства прибора учета холодной воды в смотровом колодце, расположенном за пределами земельного участка, на котором расположено, принадлежащее Цымбаловой Е.А. домовладение по адресу: , на границе раздела балансовой принадлежности сетей. Проведенной проверкой установлено, что Цымбалова Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: .

Цымбалова Е.А. является собственником домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на дом от 11.06.2004г. и на земельный участок от 19.11.2008г.

Поводом для обращения Цымбаловой Е.А. в прокуратуру города послужил отказ филиала «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» введения в эксплуатацию прибора учета холодной воды на прежнем месте - в помещении дома по вышеуказанному адресу.

Согласно ответу ФШ ГУП РО «УРСВ» Цымбаловой Е.А. отказано в опломбировании прибора учета холодной воды на прежнем месте в помещении домовладения, с указанием установки данного прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей, а именно в смотровом колодце, расположенном за пределами земельного участка, на котором расположено принадлежащее Цымбаловой Е.А. домовладение.

На основании договора аренды № 818 от 16.04.2013 года Администрация города Шахты предоставила филиалу «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» в аренду за плату объекты водоснабжения для бесперебойной передачи питьевой воды, эксплуатации и обслуживания водопроводной инфраструктуры города. Таким образом, ФШ ГУП РО «УРСВ» является ресурсоснабжающей организацией, которая продает холодную воду жителям города Шахты. В прокуратуру города, кроме обращения Цымбаловой Е.А., поступают многочисленные обращения жителей города о том, что ресурсоснабжающая организация ФШ ГУП РО «УРСВ» требует от абонентов установку прибора учета холодного водоснабжения на границе раздела балансовой принадлежности сетей - в смотровых колодцах, расположенных за пределами земельных участков, на которых расположены домовладения, что делает невозможным для абонентов с точки зрения обеспечения собственником надлежащей технической эксплуатации обеспечить сохранность и своевременную замену индивидуального прибора учета водоснабжения. Филиал «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» отказывает жителям города Шахты, в том числе и ФИО3, в опломбировке приборов учета холодного водоснабжения, ссылаясь на п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», пп. «д» п. 35 Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, согласно которым приборы учета должны быть установлены на границе сетей, которая находится за пределами домовладений жителей. Таким образом, ФШ ГУП РО «УРСВ» отказывая Цымбаловой Е.А. и другим жителям города в опломбировке прибора учета холодной воды в жилом помещении (в домовладении), требуя от абонентов установку прибора учета холодного водоснабжения на границе раздела балансовой принадлежности сетей, что делает невозможным обеспечение надлежащей технической эксплуатации, сохранности и своевременной замены прибора учета, нарушает права граждан, в том числе и Цымбаловой Е.А.

Просит признать действия филиала «Шахтинский» ГУП Ростовской области «УРСВ» по обязанию Цымбаловой Е.А. установить прибор учета холодной воды в смотровом колодце на границе балансовой принадлежности сетей незаконными. Обязать филиал «Шахтинский» ГУП Ростовской области «УРСВ» произвести опломбировку прибора учета холодной воды в соответствии с требованиями действующего законодательства, определив место установки данного прибора в жилом доме в жилом доме, расположенном по адресу: .

Истец Цымбалова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, дело в ее отсутствие рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заместитель прокурора г. Шахты Енина Л.Я., действующая в интересах Цымбаловой Е.А., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, в обоснование своей позиции привела вышеизложенные доводы.

Представитель истца Цымбалов А.В., действующий на основании доверенности в судебное заседание явился исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель филиала Шахтинский ГУП РО «УРСВ» Ефимова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснила, что у Цымбаловой Е.А. имеется на врезке колодец в котором возможна установка прибора учета воды. Обязанность абонента сетей водоснабжения, в том числе порядок и место установки прибора учета воды определено в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644.

Выслушав участников процесса, прокурора, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Цымбаловой Е.А., проживающей по адресу: по вопросу несогласия с действиями филиала «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» об обязании обустройства прибора учета холодной воды в смотровом колодце, расположенном за пределами земельного участка, на котором расположено, принадлежащее Цымбаловой Е.А. домовладение по адресу: , на границе раздела балансовой принадлежности сетей. Проведенной проверкой установлено, что Цымбалова Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: .

Цымбалова Е.А. является собственником домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на дом от 11.06.2004г. и на земельный участок от 19.11.2008г.

Поводом для обращения Цымбаловой Е.А. в прокуратуру города послужил отказ филиала «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» введения в эксплуатацию прибора учета холодной воды на прежнем месте - в помещении дома по вышеуказанному адресу.

Согласно ответу ФШ ГУП РО «УРСВ» Цымбаловой Е.А. отказано в опломбировании прибора учета холодной воды на прежнем месте в помещении домовладения, с указанием установки данного прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей, а именно в смотровом колодце, расположенном за пределами земельного участка, на котором расположено принадлежащее Цымбаловой Е.А. домовладение.

На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Шахты предоставила филиалу «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» в аренду за плату объекты водоснабжения для бесперебойной передачи питьевой воды, эксплуатации и обслуживания водопроводной инфраструктуры города.

Таким образом, ФШ ГУП РО «УРСВ» является ресурсоснабжающей организацией, которая продает холодную воду жителям города Шахты.

Отношения организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение и абонентов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения регулируют Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства от 29.07.2013 года № 644.

В силу п. 2 Правил № 644 граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

Отношения в области эффективного и рационального использования энергетических ресурсов (как для юридических лиц, так и для граждан) регулируются Федеральным законом от 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесения изменении в отдельные законодательные акты РФ», а также Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

В силу требований ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением прибора учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемым для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности и ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», «домовладение» представляет собой жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гаражи, баня (сауна) бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

В жилых домах внутридомовые системы включают расположенные в пределах земельного участка, расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляются потребление коммунальных услуг.

«Централизованные сети инженерно - технического обеспечения» - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определено, что «индивидуальный прибор учета» - это средство измерения (совокупность измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Из п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого и нежилого помещения.

Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 года № 189 утверждены строительные нормы и правила «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85, согласно которому счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживании эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 ° С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается.

Согласно п. 52 приказа Минэнерго России № 149 от 07.04.2010 года «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов без учета используемых энергетических ресурсов» потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений, а также обязан обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в жилом помещении.

Филиал «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» отказал Цымбаловой Е.А. в опломбировке приборов учета холодного водоснабжения, ссылаясь на п. 5 ст. 20 Федеральный закон от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», пп. «д» п. 35 Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, согласно которым, приборы учета должны быть установлены на границе сетей, которая находится за пределами домовладений жителей.

Таким образом, ФШ ГУП РО «УРСВ» отказывая Цымбаловой Е.А. в опломбировке прибора учета холодной воды в жилом помещении (в домовладении), требует от абонента установку прибора учета холодного водоснабжения на границе раздела балансовой принадлежности сетей, что делает невозможным обеспечение надлежащей технической эксплуатации, сохранности и своевременной замены прибора учета, нарушает права Цымбаловой Е.А.

Между тем, согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пп. «д» п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644, абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии со ст. 548 ГКРФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено закон правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Предметом деятельности Филиала «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» является обеспечение населения города холодной водой и транспортировка стоков.

Пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № года 354 дает определения понятий, используемых данными правилами, в частности: «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

Правила определяют, что «домовладение» представляет собой жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

«Централизованные сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, что закреплено Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.

Принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения потребителю либо ресурсоснабжающей организации не указывается, тем самым прибор учета воды устанавливается на границе сетей жилого дома, к каковым относятся внутридомовые инженерные сети с системами коммунальной инфраструктуры независимо, в чьей собственности находятся последние.

Это положение соотносится с утвержденным постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 года № 189 строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85 (в ред. поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.1987 № АЧ- 2358-8, Изменения № 1, утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 № 20, Изменения № 2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.1996 № 18-46)», согласно которым счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживании эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 градусов С.

Согласно п. 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 года № 170, помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 ° С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. То есть указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и устранить допуск посторонних лиц.

Как следует из утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 года № 189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 04.04.01-85 (в ред. Поправок, введенной Письмом Госстроя СССР от 06.05.1987 № АЧ-2358-8, Изменения № 1, утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 № 20, Изменения № 2, утв. Постановлением Минстроя РФ от 11.07.1996 № 18-46: 11.5) счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 ° С. Пунктом 14.6. предусмотрено, что для контроля за утечкой воды из трубопроводов, проложенных в каналах, следует предусматривать устройство контрольных колодцев диаметром 1 мРасстояние от дна канала до дна колодца следует принимать не менее 0,7 м. Стенки колодца на высоту 1,5 м и его днище должны иметь гидроизоляцию. При устройстве колодцев в грунтовых условиях типа 2 основания под колодцы необходимо уплотнять на глубину 1 м. Контрольные колодцы следует оборудовать автоматической сигнализацией о появлении в них воды.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, при установке прибора учета за пределами дома и земельного участка абонентами, бремя содержания, а также и ответственность за сохранность самого прибора и пломбы на нем, остается на собственнике.

В соответствии с указанной нормой закона собственник дома несет ответственность за сохранность своего индивидуального прибора учета воды, а поскольку в силу требований филиала «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» колодец должен находиться за пределами дома и земельного участка, то есть будет располагаться на землях муниципального образования, в указанных условиях надлежащая эксплуатация прибора учета расхода воды в смотровом колодце будет невозможна.

Согласно приложению № 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 года № 37 (ред. от 04.09.2000), домовладение - жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально - определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Жилые дома располагаются на земельных участках, которые принадлежат гражданам на праве собственности или ином законном основании.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством России Федерации.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно.

Под муниципальной собственностью на земельные участки понимается форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю, либо по иным предусмотренным законом основаниями, отличительной чертой, которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является Муниципальной собственностью.

Установлено, что земельные участки под строительство смотровых колодцев для обустройства в них приборов учета холодной воды, муниципальным образованием, не предоставляются.

Таким образом, границей эксплуатационной ответственности является линия раздела между земельным участком собственников (абонентов) и муниципального образования, а, следовательно, требования ФШ ГУП РО «УРСВ» к Цымбаловой Е.А. о понуждении к установке прибора учета холодного водоснабжения за территорией жилого дома (земельного участка), принадлежащего ему на праве собственности, в колодце, расположенном на землях муниципального образования, являются незаконными, поскольку у собственников имеются юридические права только на жилой дом.

Доводы ФШ ГУП РО «УРСВ» о том, что обязанность абонента устанавливать прибор учета потребления воды в колодце на границе балансовой принадлежности водопроводных сетей установлена п. 5 ст. 20 Федерального закон от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», пп. «д» п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 необоснованны, так как указанные нормы не содержат требований, обязывающих абонентов устанавливать прибор учета именно в смотровом колодце.

Кроме того, доводы ФШ ГУП РО «УРСВ» о том, что прибор учета потребления воды необходимо устанавливать в колодце противоречат положениям п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, согласно которым оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Действующее законодательство не предусматривает право ресурсоснабжающей организации определять объем потребляемой абонентом холодной воды по показаниям прибора учета, расположенного на границе балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжающей организации с сетями, не принадлежащими абоненту, указанные нормы в части выбора сторонами места установки прибора учета имеют диспозитивный характер. Поэтому абоненты имеют право установить прибор учета не на линии границы водопровода, эксплуатируемого предприятием, а на границе своих собственных сетей.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Установленный прибор учета расхода воды является собственностью абонента и согласно ст. 209 ГК РФ собственник должен нести бремя сохранности прибора учета. Установление прибора учета расхода воды в колодце за границей домовладения и земельного участка абонента не гарантирует сохранность пломб и прибора учета.

Статья 13 Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении» требует от собственников жилых домов введенных в эксплуатацию на момент вступления в силу данного закона, обеспечение оснащения таких домов приборами учета и введение их в эксплуатацию.

Таким образом, по мнению суда, филиал «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» злоупотребил своим доминирующим положением, выразившимся в требовании от Цымбаловой Е.А. установки прибора учета воды в смотровом колодце, который нужно обустроить на месте врезки в уличную сеть, чем нарушил п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещающий навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Таким образом, анализ указанных выше положений свидетельствует о том, что расположение прибора учета воды не зависит от того, в чьем ведении находится элемент коммунальной инфраструктуры, а определяется лишь границей принадлежащего собственнику жилого дома.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: заявлениями (л.д. – 15-16), свидетельствами о праве собственности (л.д. – 19-20), планом домовладения (л.д. – 21), актами (л.д. – 27-30), ответом УРСВ (л.д. – 31), фототаблицей (л.д. -32-33).

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Признать действия филиала «Шахтинский» ГУП Ростовской области «УРСВ» по обязанию Цымбаловой Е.А. установить прибор учета холодной воды в смотровом колодце на границе балансовой принадлежности сетей незаконными.

Обязать филиал «Шахтинский» ГУП Ростовской области «УРСВ» произвести опломбировку прибора учета холодной воды в соответствии с требованиями действующего законодательства, определив место установки данного прибора в жилом доме в жилом доме, расположенном по адресу: .

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд, начиная с 23.05.2017 года.

Судья: О.Р. Колоскова