ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1584/2015 2-1584/2015~М-1536/2015 М-1536/2015 от 7 августа 2015 г. по делу № 2-1584/2015



Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

№ дела 2-1584/15
7 августа 2015 года
г.Белая

Калитва Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Ташлыковой Л.Т.,

С участием истца Ефимова Е.Е. с участием представителя Администрации Коксовского сельского поселения по доверенности Передеренко И.Н., при секретаре Игнатовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова Е.Е. к администрации муниципального образования "Коксовское сельское поселение» о заключении договора на выплату выкупной цены за изымаемое аварийное жилое помещение, об обязании выплаты выкупной цены за аварийное жилое помещение,

установил:


Ефимов Е.Е. обратился в суд с указанным иском, просил обязать администрацию заключить с ним договор на выплату выкупной цены за аварийное жилое помещение, об обязании администрации муниципального образования "Коксовское сельское поселение» выплатить денежные средства в счет выкупной цены в размере 466200 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником указанной квартиры. Жилой дом, в котором расположена квартира, признан непригодным для постоянного проживания. Вопреки требованиям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик отказал ему в выкупе спорного жилого помещения, ссылаясь на обстоятельства определения выкупной цены спорной квартиры, исходя из площади хотя по правоустанавливающим документам спорная квартира имеет площадь соответственно выкупная цена определяется в сумме 466200 рублей, а не в сумме 365500, 80 рублей как определила администрация.

Выкупная стоимость квартиры в размере 466200 рублей определена согласно отчета независимого оценщика ФИО, при этом с методикой расчета стороны согласны, спор возник вследствие определении площади квартиры.

В судебном заседании истец Ефимов Е.Е. поддержал исковые требования. Представитель ответчика полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что спорная квартира включена в адресную программу с площадью согласно имеющимся ранее документам на квартиру, где площадь указана в настоящее время внесение изменений в адресную программу невозможно. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Из материалов дела видно и установлено судом, что Ефимов Е.Е. является собственником квартиры № расположенной в Постановлением Главы администрации Белокалитвинского района Ростовской области от 27.08. 2007 года № 657 «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный дом, в котором истцу принадлежит квартира признан непригодным для проживания.

Администрацией ответчика в настоящее время реализуется муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости малоэтажного жилищного строительства в 2014-2017 годах» на территории Коксовского сельского поселения», утвержденная постановлением администрации Коксовского сельского поселения от 16.05. 2014 года № 44., куда включен аварийный жилой по , где истец является собственником .

Ефимов Е.Е. обратился с заявлением о включение его в указанную программу 15.01. 2014 года, предоставил правоустанавливающий документ на право собственности на указанную квартиру,- свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и копию заявления о сдаче свидетельства на регистрацию права собственности в Росреестр.

Ефимов Е.Е. включен в список граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, том числе с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в 2014-2017 годах со способом переселения – выплата выкупной стоимости за изымаемой жилое помещение по адресу : .

Указанный список граждан утвержден Главой Коксовского сельского поселения 1.04. 2015 года.

Списки аварийных домов, составленные ответчиком в 2013 году, где ответчиком указана общая площадь жилого помещения размером на которые ссылается ответчик в обоснование своих возражений суд не может принять во внимание, исходя из следующего:

В 2013 году ответчиком утвержден список домов, подлежащих переселению без указания правообладателей жилых помещений, без указания на правоустанавливающие документы, по которым жильцы аварийного дома имеют право собственности / либо права пользования на основании договора социального найма/, в том числе по указана площадь без указания правообладателя квартиры.

Таким образом, судом установлено нарушение прав правообладателя Ефимова Е.Е., который постоянного проживает в , зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года, вступил в наследство после смерти матери ФИО1, получил свидетельство о наследстве по закону от ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении его в указанные списки 15.01. 2014 года и на момент утверждения Списков 1.04. 2015 года являлся по свидетельству о регистрации права на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем указанной квартиры.

Учитывая изложенное, суд не может принять во внимание доводы ответчика об отсутствии сведений о правообладателях в отношении спорной квартиры и включения в программу квартиры площадью без указания правообладателя квартиры.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Принимая во внимание перечисленные выше нормы закона, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что истец по своему выбору имеет право требовать выкуп жилого помещения.

Обязание администрации муниципального образования "Коксовское сельское поселение» выплатить истцу выкупную цену непригодного для проживания жилого помещения является способом защиты нарушенного права истца, поскольку ответчик отказывается заключать с истцом договор с условием определения выкупной цены в размере 46620о рублей, согласен заключать договор с определением выкупной цены в размере 365500,80 рублей.

Согласно заключению эксперта выкупная цена составляет 466200 рублей и включает в себя рыночную стоимость квартиры, с учетом стоимости доли истца в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносе доме и суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт; убытки, причиненные изъятием данного жилого помещения; а также стоимость доли в праве собственности на земельный участок.

Указанное заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, основания не доверять данному заключению отсутствуют. Выводы эксперта ответчиком не оспорены.

Выкупная цена подлежит взысканию с администрации муниципального образования "Коксовское сельское поселение», как с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для нужд муниципального образования.

После выплаты администрацией муниципального образования "Коксовское сельское поселение» указанной выкупной цены право собственности Ефимова Е.Е. на спорное жилое помещение следует прекратить.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :


Определить выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу: сумме 466200 рублей.

Обязать Муниципальное образование «Коксовское сельское поселение» выплатить Ефимову Е.Е. денежные средства в счет выкупной цены жилого помещения, расположенного по адресу: размере 466200 рублей, в остальной части иска отказать.

После выплаты администрацией муниципального образования "Коксовское сельское поселение» Ефимову Е.Е. выкупной цены в размере 466200 рублей прекратить право собственности Ефимова Е.Е. на жилое помещение, расположенное по адресу: , зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ по регистрационной записи № в ЕГРП и передать муниципальному образованию «Коксовское сельское поселение».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме 7 августа 2015 года.

Судья Ташлыкова Л.Т.