Решение № 2А-1003/2015 2А-1003/2015~М-1004/2015 М-1004/2015 от 2 декабря 2015 г. по делу № 2А-1003/2015
2 - 1003 (15)
Именем Российской Федерации
«02» декабря 2015 года г. Пролетарск
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Любимова А.В.,
при секретаре Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дьяченко ФИО5 в лице представителя по доверенности Поддубного ФИО6 к Управлению Федеральной государственной регистрационной службы по Ростовской области о признании действий государственного регистратора незаконными,
Дьяченко ФИО7 в лице представителя по доверенности Поддубного ФИО8. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной государственной регистрационной службы по Ростовской области о признании действий государственного регистратора незаконными, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ года Дьяченко ФИО9 в лице представителя по доверенности обратился в Пролетарский отдел Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, по вопросу регистрации права собственности на земельные участки образованные путем выдела на основании Проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в основании регистрации права собственности представлены документы подтверждающие право собственности на земельные участки, проект межевания земельных участков, кадастровые паспорта на полученные путем выдела земельные участки.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Ростовской области вынесены решения о приостановлении государственной регистрации на:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: , решение №;
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: , решение №;
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: Россия, решение №;
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: , решение №;
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Ростовской области вынесены решения об отказе в государственной регистрации на:
-земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: Россия, решение №;
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: решение №;
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: , решение №;
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: , решение №;
Указанные решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: », контур 303, земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: Россия, земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: Россия, земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: Россия, , по тем основаниям, что Дьяченко ФИО10. на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не предоставлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражения участника долевой собственности на передачу в аренду данного земельного участка.
С решением государственного регистратора Управления Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Ростовской области не согласен, по следующим основаниям:
В силу положений п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ при образовании земельного участка путем выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности необходимо письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие:
- при образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
- если выдел осуществляется на основании решения суда;
- в случаях, предусмотренных п.5 ст.16 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 3.2 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" письменное согласие арендатора земельного участка является одним из документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок.
В силу положений п. 6 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ обременения (ограничения) прав, возникшие на основании договоров, не сохраняются в отношении образуемых земельных участков. В случае если такие обременения (ограничения) прав на земельные участки установлены на основании договоров, применяются установленные пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ правила о заключении договоров, об изменении договоров.
Согласно п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков. На основании вышеизложенного следует вывод, что при образовании земельного участка путем выдела доли из земельного участка, находящегося в долевой собственности, обременение в виде права аренды в силу закона не сохраняется в отношении вновь образованного земельного участка. Выбор варианта продолжения договорных отношений с арендодателем оставлен на усмотрение сторон.
В случае если между арендатором и собственником вновь образованного земельного участка заключен соответствующий договор аренды, обременение в виде прав аренды регистрируется одновременно с правом собственности на вновь образованный земельный участок (п. 5, 7 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Административный истец просит суд:
Признать незаконными действия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по об отказе в государственной регистрации прав на земельные участки, расположенные по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: № находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
Обязать Пролетарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области провести государственную регистрацию права собственности Дьяченко ФИО11 на объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: ,
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: Россия
- земельный участок с кадастровым номером: № находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
Представитель заявителя по доверенности Поддубный ФИО12. в судебное заседание явился, на удовлетворении заявления настаивает по изложенным в нем мотивам.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, согласно которому заявленные требования не признали в полном объем, сославшись на доводы, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по мотивам, изложенным в письменном отзыве, представленном суду.
Суд, выслушав представителя административного истца, приняв во внимание письменный отзыв административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
В государственной регистрации прав по требованию судебного пристава-исполнителя может быть отказано только по основаниям, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 настоящей статьи.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления. Если одновременно с сообщением об отказе в государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляры - подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю. Сообщение об отказе в государственной регистрации прав и указанные документы по желанию заявителя могут быть выданы ему лично.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
До внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права. В случае, если государственная регистрация прав проводится судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта, она может быть прекращена только на основании судебного акта. В случае, если государственная регистрация прав проводится по требованию судебного пристава-исполнителя, она может быть прекращена только по требованию судебного пристава-исполнителя.
Если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить заявителя по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав.
Порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте 6 настоящей статьи решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков согласно пункту 4 приведенной статьи допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Суд исходит из того, что правоотношения, связанные с земельными долями и землями сельскохозяйственного назначения, регулируются специальным Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. 1, 2, 4-6 статья 13 вышеуказанного закона, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 14 данного Закона, владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
В судебном заседании установлено, ранее заявителем обжаловались действия государственного регистратора по приостановлению государственной регистрации права на земельные участки, являющиеся предметом настоящего судебного разбирательства. Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 11 июня 2015 года требования Дьяченко ФИО14. были удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 03 сентября 2015 года, вышеуказанное решение суда первой инстанции было отменено, в удовлетворении требований заявителя отказано, ввиду того, что им обжаловалось промежуточное решение о приостановлении государственной регистрации права при наличии решения об отказе в государственной регистрации права. Правомерность образования земельных участков путем выдела и их последующей государственной регистрации не были предметом исследования суда апелляционной инстанции.
Суд учитывает, что согласно административному иску Дьяченко ФИО13. обжалует действия Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области по отказу в государственной регистрации прав на земельные участки, согласно Сообщениям об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-17).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко ФИО15. в лице представителя обратился в Пролетарский отдел Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, по вопросу регистрации права собственности на земельные участки, образованные путем выдела на основании Проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании регистрации права собственности заявителем представлены документы, подтверждающие право собственности на земельные участки, проект межевания земельных участков, кадастровые паспорта на полученные путем выдела земельные участки. Данный факт по делу не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Ростовской области вынесены решения о приостановлении государственной регистрации на:
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: , решение №;
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: Россия, решение №;
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: , решение №;
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: , решение №;
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Ростовской области вынесены решения об отказе в государственной регистрации на:
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: Россия, решение №;
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: , решение №;
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: , решение №;
- земельный участок с кадастровым номером : №, находящийся по адресу: , решение №;
В обоснование отказа в государственной регистрации государственным регистратором указано, что заявителем на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не предоставлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражения участника долевой собственности на передачу в аренду данного земельного участка. Кроме того, не представлен документ, подтверждающий перераспределение долей в праве собственности на исходный земельный участок.
В силу пункта п. 3 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", обязательными приложениями к документам, представляемым при государственной регистрации прав на земельный участок, является, в том числе, согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2. указанной статьи, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется.
Отказывая в регистрации права на вышеуказанные земельные участки, государственный регистратор ссылался на пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которому, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Вместе с тем, указанная норма права носит общий характер и содержит общий перечень всех возможных лиц, согласие которых является условием образования земельного участка, без конкретизации такого круга лиц применительно к различным ситуациям формирования участка. Указанная норма права не применима к спорным правоотношениям, поскольку вопросы образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, урегулированы специальным законодательством, в т.ч., ч. 5 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которой предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Таким образом, в случае образования земельного участка из земель сельскохозяйственного необходимо руководствоваться специальными нормами ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". То же самое касается и выдела земельного участка в счет принадлежащих сособственникам земельных долей (ч. 3 ст. 11.5 ЗК РФ).
Статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусмотрен порядок образования земельного участка, выделяемого в счет земельных долей.
При этом получение согласия арендатора на выдел земельного участка законом не предусмотрено.
Суд принимает во внимание, что правомерность выдела земельных участков, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не оспаривается. Из материалов дела не усматривается нарушение прав остальных участников долевой собственности изначального земельного участка либо их несогласие с выделом участков заявителем.
Таким образом, законодательно определен как порядок выдела земельных участков в счет земельных долей собственников, так и правовые последствия такого выдела, защита (при выделе участков в счет долей) прав землепользователей включая арендаторов), использующих изменяемый земельный участок не на праве собственности.
Указанное соотношение приведенных норм права (пунктов 4 и 5 статьи 11.2 ЗК РФ) в качестве общей и специальной следует не только из буквального, но и из системного толкования положений законодательства.
Так, пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Таким образом, в спорной ситуации права арендатора защищены иным образом, нежели посредством придания юридической значимости согласию последнего на выдел участков из объекта долевой собственности.
Последствием нарушения условий договора аренды по вине арендодателя является, кроме того, возмещение потерпевшему убытков.
Общие правовые последствия неисполнения арендодателем договора аренды земельного участка предусмотрены статьями 57 (часть 1 пункт 4), 62 Земельного кодекса, статьями 15, 393, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормами гражданского и земельного законодательства либо иными федеральными законами не предусмотрено право арендатора ограничивать права долевых собственников по распоряжению общим имуществом (статьи 252, 254 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанное противоречит общим принципам соотношения вещного и обязательственного титулов на имущество.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия регистратора по отказу в государственной регистрации по мотиву отсутствия согласия арендатора земельного участка на образование земельного участка, либо протокола общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду данного земельного участка является неправомерным, так как основан на неверном понимании норм материального права.
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации наличие согласия в письменной форме арендатора земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, на образование из него земельного участка путем выдела, а также протокола общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду данного земельного участка, не является обязательным условием такого образования, действия государственного регистратора по отказу в государственной регистрации права на выделяемые земельные участки не соответствуют требованию закона и нарушают права заявителя.
Доводы административного ответчика о том, что заявителем не был предоставлен документ, подтверждающий перераспределение долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок, не могут быть приняты судом во внимание, так как действующее законодательство, в т.ч., Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривает такую обязанность заявителя.
При вышеуказанных обстоятельствах у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
Административное исковое заявление Дьяченко ФИО17 в лице представителя по доверенности Поддубного ФИО16 к Управлению Федеральной государственной регистрационной службы по Ростовской области о признании действий государственного регистратора незаконными, удовлетворить;
Признать незаконными действия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственной регистрации прав на земельные участки, расположенные по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: № находящийся по адресу: Россия
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
Обязать Пролетарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области провести государственную регистрацию права собственности Дьяченко ФИО18 на объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу: ,
- земельный участок с кадастровым номером: № находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: №, находящийся по адресу:
- земельный участок с кадастровым номером: № находящийся по адресу:
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2015 г.
Судья подпись Любимов А.В.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Любимов А.В.