ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1018/2015 2-1018/2015~М-578/2015 М-578/2015 от 8 мая 2015 г. по делу № 2-1018/2015



РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

8 мая 2015 года г. Батайск

Судья Батайского городского суда Ростовской области - Заярная Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора г.Батайска - Баскаревой З.Л..,

истца - ФИО10.,

при секретаре - Акопян Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1018/15 по иску прокурора г.Батайска, обратившегося в суд в интересах ФИО11, к администрации города Батайска о признании незаконным постановления администрации города Батайска № 3082 от 10.12.2014г. об отказе в постановке на квартирный учёт ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязании администрации города Батайска признать ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в жилом помещении и включить его в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

УСТАНОВИЛ:


Прокурор города Батайска обратился в суд с иском в интересах ФИО14, указав в обоснование заявленных исковых требований на то обстоятельство, что Постановлением администрации города Батайска от 10.12.2014г. № 3082 ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в признании подлежащим обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту временного пребывания в соответствии с п.2 ст. 99, п.1 ст. 109.1 ЖК РФ и ст.15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004г. № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области». Данное постановление является незаконным, необоснованным, нарушающим конституционное право ФИО16 на жилое помещение, поскольку в силу ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Таким образом, законодателем чётко установлено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда должны предоставляться сиротам по месту их жительства. В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ч. З ст. З Закона РФ от 25.05.1992г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признаётся жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Аналогичное положение закреплено и в п.З Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713. Решением Красносулинского городского суда от 13.07.2001г. ФИО17, являющаяся одинокой матерью, лишена родительских прав, так как она не занималась воспитанием ФИО18 Постановлением главы г.Красного Сулина и Красносулинского района от 07.06.2001г. № 949 несовершеннолетний ФИО19 определён в Красносулинский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Решением Красносулинского городского суда от 15.02.2003г. за ФИО20. признано право собственности на домовладение , принадлежащее его деду ФИО21., который умер в 1993 году. Постановлением Главы Горненского городского поселения от 12.09.2014г. данное домовладение признано аварийным и непригодным для проживания. Согласно техническому заключению о состоянии строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по ул. , состояние несущих конструкций жилого дома по поселения Красносулинского района Ростовской области - аварийное. Капитальный ремонт здания не рентабелен, рекомендована разборка конструкций, безопасная эксплуатация здания невозможна. Жилой дом района подлежит сносу. С сентября 2014г. ФИО22 зарегистрирован и проживает по адресу: , на основании договора найма жилого помещения от 04.09.2014г., заключённого между ФИО23 и ФИО24. При подаче заявления о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в числе других документов ФИО25 представлены: копия паспорта, справка ООО «Управляющая компания «», из которых следует, что с 04.09.2014г. ФИО26 зарегистрирован и проживает по адресу: Поскольку из представленных ФИО27 документов в администрацию города Батайска следует, что вышеуказанный адрес является фактическим местом жительства ФИО28 то отказ в постановке ФИО29. на учёт по месту временного пребывания в соответствии с п.2 ст. 90, п.1 ст. 109.1 ЖК РФ и ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004г. № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», не соответствует указанным нормам закона. На основании изложенного, прокурор г.Батайска обратился в суд с иском в интересах ФИО30 к администрации города Батайска о признании незаконным постановления администрации города Батайска № 3082 от 10.12.2014г. об отказе в постановке на квартирный учёт ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязании администрации города Батайска признать ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в жилом помещении и включить его в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

Старший помощник прокурора города Батайска Ростовской области - Баскарева З.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объёме.

Истец - ФИО33 в судебном заседании исковые требования прокурора г.Батайска поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ответчика - администрации города Батайска в судебное заседание не явился, представил в суд возражения на исковое заявление, согласно которым просил суд в удовлетворении исковых требований прокурора г.Батайска, выступающего в интересах ФИО34, отказать (л.д. 61-62).

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя администрации г.Батайска.

Выслушав старшего помощника прокурора г.Батайска - Баскареву З.Л., истца ФИО35 изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объёме по следующим основаниям:

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

«Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012г. № 761, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства; одной из мер, направленных на защиту прав и интересов граждан указанной категории является своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012г. №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, законодателем чётко установлено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда должны предоставляться сиротам по месту их жительства.

Судом установлено, что Постановлением администрации города Батайска № 3082 от 10.12.2014г. ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в признании подлежащим обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту временного пребывания в соответствии с п.2 ст.99, п.1 ст.109.1 ЖК РФ и ст.15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004г. № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области».

Данное постановление является незаконным, необоснованным, нарушающим конституционное право ФИО57 на жилое помещение по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 25.05.1992г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признаётся жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Аналогичное положение закреплено и в п.3 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713.

Судом установлено, что решением Красносулинского городского суда от 13.07.2001г. ФИО37, являющаяся одинокой матерью, лишена родительских прав, так как она не занималась воспитанием ФИО38. Постановлением главы г.Красного Сулина и Красносулинского района от 07.06.2001г. № 949 несовершеннолетний ФИО39 определён в Красносулинский специальный(коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Решением Красносулинского городского суда от 15.02.2003г. за ФИО40 признано право собственности на домовладение № , принадлежащее его деду ФИО41 который умер в 1993 году. Постановлением Главы Горненского городского поселения от 12.09.2014г. данное домовладение признано аварийным и непригодным для проживания. Согласно техническому заключению о состоянии строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по состояние несущих конструкций жилого дома по поселения Красносулинского района Ростовской области - аварийное. Капитальный ремонт здания не рентабелен, рекомендована разборка конструкций, безопасная эксплуатация здания невозможна. Жилой дом подлежит сносу. С сентября 2014г. ФИО42 зарегистрирован и проживает по адресу: , на основании договора найма жилого помещения от 04.09.2014г., заключённого между ФИО43. и ФИО44

При подаче заявления о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в числе других документов ФИО45 были представлены: копия паспорта, справка ООО «Управляющая компания «», из которых следует, что с 04.09.2014г. ФИО46 зарегистрирован и проживает по адресу:

Поскольку из представленных ФИО47 документов в администрацию города Батайска следует, что вышеуказанный адрес является фактическим местом жительства ФИО48 то отказ в постановке ФИО49 на учёт по месту временного пребывания в соответствии с п.2 ст.90, п.1 ст. 109.1 ЖК РФ и ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004г. № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», не соответствует указанным нормам закона.

Помимо указанных документов факт проживания ФИО50. на территории города Батайска подтверждается также свидетельством о заключении брака (л.д.55), трудовым договором (л.д.56-60).

В силу ч. 8 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Областным законом Ростовской области от 22.06.2006г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории переданы на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления).

Вместе с тем, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только при условии передачи им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, что закреплено в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, а также в ч. 6 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающей возможность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Норма об осуществлении финансового обеспечения переданных государственных полномочий содержится в ч. 1 ст. 5 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ей финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Нормой, закреплённой в п. 3 ч. 2 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (ч. 5 ст.5 Областного закона).

С учётом изложенного нарушенное конституционное право ФИО51 нажилище подлежит защите в судебном порядке путём подачи иска о понуждении ответчика исполнить обязанность, возложенную законом, и совершить действия по постановке на квартирный учёт ФИО52

С учётом изложенного, суд считает необходимым признать незаконным постановление администрации города Батайска № 3082 от 10.12.2014г. об отказе в постановке на квартирный учёт ФИО53, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Также суд считает необходимым обязать администрацию города Батайска в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу признать ФИО54, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в жилом помещении и включить его в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ

РЕШИЛ:


1. Признать незаконным постановление администрации города Батайска № 3082 от 10.12.2014г. об отказе в постановке на квартирный учёт ФИО55, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

2. Обязать администрацию города Батайска в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу признать ФИО56, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в жилом помещении и включить его в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

3. Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в порядке подачи апелляционной жалобы через Батайский городской суд Ростовской области.

Судья Заярная Н.В.

Решение в окончательной форме принято 13 мая 2015 года.