ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-385/2017 2-385/2017~М-129/2017 М-129/2017 от 6 апреля 2017 г. по делу № 2-385/2017



РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2017 года г. Миллерово

Ростовской области

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Мишель Г.Б.,

с участием истца Сангиновой О.В.,

при секретаре Серединой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сангиновой О.В. к Администрации Миллеровского городского поселения об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:


Сангинова О.В. обратилась в Миллеровский районный суд с исковым заявлением к Администрации Миллеровского городского поселения об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования.

В обосновании исковых требований истец указала, что она, Сангинова О.В., является дочкой по отношению к наследодателю ФИО7, умершего 09.10 2001 года.

Она является наследником по закону после смерти наследодателя.

При жизни ФИО7 на праве собственности принадлежало следующее имущество: Жилой дом общей жилой площадью 87,4 кв.м., расположенный по адресу: , с кадастровым №, Земельный участок общей площадью 774 кв.м., расположенный по адресу: , с кадастровым №.

До сих пор право собственности на вышеперечисленное имущество оформлено на имя умершего 09.10 2001 года ФИО7.

После смерти наследодателя, она продолжала пользоваться вышеуказанным имуществом.

С заявлением о принятии наследства к нотариусу в установленный законом срок она не обращалась.

В связи с тем, что она фактически приняла наследство, в настоящее время имеет намерение оформить свои права на наследственное имущество юридически.

У наследодателя не имеются других наследников первой очереди.

Факт принятия наследственного имущества подтверждается тем, что она совершила действия, свидетельствующие о его фактическом принятии, в частности, она вступила во владение, управление имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притяжений третьих лиц, произвела за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатила за свой счет долги наследодателя.

Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: факта принятия наследства и места открытия наследства.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающего ему наследства, в чем бы оно ни заключалась и где бы оно не находилось.

Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно ст. 1114 ГК РФ состав наследства определяется на день открытия наследства.

Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, вступил во владении или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притяжений третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

В связи с чем, с учетом измененных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просила суд: Признать ее, Сангинову О.В., принявшей наследство, в виде жилого дома литер «А,А1» общей площадью 87,4 кв.м., подвал литер «п/А1», сарай литер «В», сарай литер «Г1», гараж литер «Е», сарай литер «Ж», туалет литер «у1», ворота литер «II», расположенные на земельном участке площадью 774 кв.м., после смерти отца – ФИО7, умершего 09.10.2001 года.

Признать за ней, Сангиновой О.В., право собственности на реконструированный жилой дом литер «А,А1» общей площадью 87,4 кв.м., подвал литер «п/А1», сарай литер «В», сарай литер «Г1», гараж литер «Е», сарай литер «Ж», туалет литер «у1», ворота литер «II», расположенные на земельном участке площадью 774 кв.м., после смерти отца – ФИО7, умершего 09.10.2001 года, в порядке наследования после смерти ФИО7, умершего 09.10.2001 года.

Признать за ней, Сангиновой О.В., право собственности на земельный участок общей площадью 774 кв.м., расположенный по адресу: с кадастровым № в порядке наследования после смерти ФИО7, умершего 09.10.2001 года,

В судебном заседании, в порядке ст.39 ГПК РФ, истец изменила исковые требования, отказавшись от требования о признании за ней права собственности на земельный участок общей площадью 774 кв.м., расположенный по адресу: , с кадастровым № в порядке наследования после смерти ФИО7, умершего 09.10.2001 года.

Определением Миллеровского районного суда от 06.04.2017 года гражданское дело в указанной части исковых требований прекращено.

Истец Сангинова О.В. в судебном заседании измененные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснения дала в рамках искового заявления.

Представитель ответчика Администрации Миллеровского городского поселения Ростовской области, будучи надлежаще уведомленным о месте и времени проведения судебного заседания (л.д. 113), в судебное заседание не прибыл, не просил об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав истца Сангинову О.В., изучив материалы гражданского дела, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Румянцева О.В. является дочерью ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Согласно справке о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), в архиве Отдела ЗАГС имеется запись акта о заключении брака Денисенко А.Г. и Румянцевой О.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по Отделу ЗАГС Миллеровского городского Совета депутатов трудящихся . После заключения брака присвоены фамилии: мужу - «Денисенко», жене – «Денисенко».

Как следует из свидетельства о расторжении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) брак между Денисенко А.Г. и Денисенко О.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о расторжении брака №. После расторжения брака ей присвоена фамилия: «Денисенко».

Согласно свидетельству о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), Сангинов Ф.А. и Денисенко О.В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака присвоены фамилии: мужу - «Сангинов», жене – «Сангинова».

При жизни ФИО7 на праве собственности принадлежал жилой дом жилой площадью 42,0 кв.м., общей площадью 59,5 кв.м., расположенный по адресу: , что подтверждается договорами купли-продажи 01.08.1969 года и от 10.10.1969 года, выкопировкой из плана домовладения (л.д.15, 16, 17).

Из свидетельства о смерти от 15.10.2001 года № (л.д.9) следует, что ФИО7 умер 09.10.2001 года, о чем 15.10.2001 года составлена запись акта о смерти №.

Согласно техническому паспорту от 26.01.2017 года (л.д.35-40) на земельном участке, расположенном по адресу , расположен жилой дом литер «А» 1924 года постройки. Сведения об ограничениях и обременениях не зарегистрированы. При этом, общая площадь жилого дома литер «А» составляла 59,3 кв.м., а стала 87,4 кв.м. за счет реконструкции жилого дома путем самовольного возведения жилой пристройки литер «А1».

Истец подала заявление в нотариальную контору для вступления в наследство по закону после умершего отца, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на основании ст. 1154, 1155 ГК РФ отказано (л.д.41).

В соответствие с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, а также ст. 1111 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего(наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В ходе судебного разбирательства стороной истца представлены документы, подтверждающие наличие права собственности наследодателя на жилой дом, расположенный по адресу: .

При жизни наследодателя ФИО7, проведена реконструкция жилого дома литер «А», площадью 59,3 кв.м., кадастровый №, путем самовольного возведения жилой пристройки литер «А1». Разрешение на реконструкцию жилого дома собственниками получено не было, в связи с чем, реконструкция является самовольной.

Согласно ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом

порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).

В судебном заседании установлено, что наследодателем при жизни самовольно произведена реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: .

Согласно Техническому заключению о результатах исследования № от 06.03.2017 года (л.д.56-109), строительные конструкции реконструированного жилого дома и построенного гаража соответствуют строительным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам. Обследуемый реконструированный жилой дом и построенный гараж не угрожают жизни и здоровью граждан и не нарушают права третьих лиц. Техническое состояние основных строительных конструкций оценивается как «исправное» согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений».

В соответствие с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, а также ст. 1111 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Так как ФИО7 не успел зарегистрировать за собой право собственности на жилой дом в реконструированном виде, указанное имущество не может быть включено в состав наследства, открывшегося после его смерти.

Истец также лишена возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом в реконструированном виде, в связи со смертью собственника.

Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Таким образом, оценивая все обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований истца Сангиновой О.В. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :


Исковое заявление Сангиновой О.В. к Администрации Миллеровского городского поселения об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, удовлетворить в полном объеме.

Признать Сангинову О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку , зарегистрированной и проживающей по адресу: , принявшей наследство, в виде жилого дома литер «А,А1» общей площадью 87,4 кв.м., подвал литер «п/А1», сарай литер «В», сарай литер «Г1», гараж литер «Е», сарай литер «Ж», туалет литер «у1», ворота литер «II», расположенные на земельном участке площадью 774 кв.м., после смерти отца – ФИО7, умершего 09.10.2001 года.

Признать за Сангиновой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой , зарегистрированной и проживающей по адресу: , право собственности на реконструированный жилой дом литер «А,А1» общей площадью 87,4 кв.м., подвал литер «п/А1», сарай литер «В», сарай литер «Г1», гараж литер «Е», сарай литер «Ж», туалет литер «у1», ворота литер «II», расположенные на земельном участке площадью 774 кв.м., в порядке наследования после смерти ФИО7, умершего 09.10.2001 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в месячный срок, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено 11.04.2017 года, после чего может быть получено сторонами.

Судья Миллеровского районного суда

Ростовской области Г.Б. Мишель

Решение в окончательной форме

изготовлено 11.04.2017 года.