ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1300/2015 от 8 апреля 2015 г. по делу № 2-1300/2015



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

08 апреля 2015г. Азовский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Л.А. Манаевой

при участии представителя истцов – адвоката ФИО9

третьего лица ФИО19

представителя третьего лица- адвоката ФИО20

при секретаре Поляковой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации г. Азова об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на домовладение в порядке наследования.

УСТАНОВИЛ:


ФИО1, ФИО18, ФИО3 обратились в суд с требованиями об установлении факта принятия наследства после смерти своего отца ФИО4, умершего 23 10 2007г., состоящего из доли в праве на домовладение по адресу .

Требования обосновали тем, что после смерти отца вступили в наследственные права путем обращения с заявлением к нотариусу на часть наследственного имущества- денежные вклады, а также путем фактического принятия наследства. ФИО1 и ФИО18 фактически проживают в доме , несут бремя по его содержанию, распорядились личным имуществом умершего, принятии на хранение его личные документы.

Аналогично ФИО3 владеет и пользуется домом по совместному решению всех наследников.

Оформление наследственных прав нотариально на недвижимое имущество оказалось невозможным из-за отсутствия документов, подтверждающих право собственности наследодателя на строения. 1/3 домовладения № была приобретена наследодателем по договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии дом был снесен и на его месте возведен новый, узаконенный Постановлением главы администрации г. Азова № от ДД.ММ.ГГГГ. Принадлежность 1/3 доли в праве на домовладение подтверждают справками МП АБТИ.

Домовладение № принадлежало наследодателю в результате вступления в наследственные права путем обращения к нотариусу после смерти отца –ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Дом был узаконен постановлением главы администрации г. Азова № от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако документы о праве собственности на дом ФИО4 оформлены не были, согласно данным МП БТИ владельцем имущества значится умерший ФИО8

Доли в праве на указанное имущество истцы просили признать равными.

В судебное заседание истцы не явилась, заявлением просили слушать дело в их отсутствие.

Представитель истцов, адвокат ФИО9, действующий по доверенности и ордеру, исковые требования поддержал в уточненном виде, исключил из числа имущества, на которое претендуют по адресу х лит «Д,д» и приусадебный земельный участок, уточнили площадь дома № определив её как 48,6 кв.м.

В остальной части требования поддержал.

Представитель ответчика – администрации г. Азова в суд не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовали о слушании дела в их отсутствие, пояснив, что не претендуют на спорное имущество. Суд определил слушать дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо ФИО19 возражала против исковых требований в части наследственных прав в отношении дома и признании за истцами прав собственности на данный дом. В обоснование возражений указала, что в 1999году купила у ФИО11 жилой дом за 16500рублей. Поскольку документы на дом не были готовы, он выдал ей расписку в получении денег, которая подтверждает продажу дома. Второй покупатель –её сожитель ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ. Деньги за дом платила она и считает себя полноправным собственником. Документы надеялась оформить в дальнейшем. Согласно справке председателя квартального комитета от 12 02 2015г. в жилом доме она проживает с 1999года. За период проживания выполнила капитальный ремонт в доме, поменяла полы, сделала новый коридор, перекрыла крышу шифером, поменяла входную дверь. На протяжении всего времени осуществляла уход за домом. Дом во время наводнений неоднократно подвергался затоплению, и она всегда приводила его в порядок. Право её пользования никогда истцами не оспаривалось. До возникновения её прав, в 1989году дом был приобретен ФИО11 у ФИО5 за 6000 рублей. ФИО11был допрошен в качестве свидетеля при разрешении её заявления об отмене ранее состоявшегося решения по данному делу и она просит учесть его показания в качестве доказательств фактического владения домом №.

Представитель третьего лица – адвокат ФИО21., действующая по ордеру. суду пояснила, что истцами не подтверждено вступление в права наследования на дом № Наследственные права на дом они не оспаривают, но дом № не может наследоваться истцами, поскольку доказательств пользования данным имуществом суду не представлено. Равно как и не доказаны и наследственные права ФИО3, которая не вступала в наследство после смерти своего отца, никаких действий, свидетельствующих о фактическом вступлении в права, суду не представила. Из наследственного дела после смерти ФИО4 усматривается, что о своих правах заявили только двое из истцов : ФИО1 и ФИО18 Из наследственного имущества указаны только вклады в банке. Дом № в состав наследственного имущества не вошел, также он не указан и как наследственное имущество и после смерти ФИО5

Заслушав истцовую сторону, третье лицо, показания свидетеля ФИО12, председателя квартального комитета , показавшего суду, что ФИО1 и её брат –ФИО18 пользовались только домом № периодически к ним приходила ФИО3- в гости; домом № сначала пользовался ФИО11- около десяти лет, а затем ФИО19, купившая его у ФИО11. Пользование последних было открытым и для всех очевидным. То обстоятельство, что эти права подтверждались расписками, ни у кого вопросов и претензий не вызывало; исследовав письменные доказательства, суд находит, что требования истцов ФИО1 и ФИО2 подлежат частичному удовлетворению, требования ФИО3 – отклонению.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в частности факт принятия наследства.

В соответствии с ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение и управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества. ФИО1 и ФИО18 обращались к нотариусу ФИО13 с заявлением о вступлении в наследственные права после смерти отца ФИО4 (л.д. 105 -123) дело №. Как установлено судом истцы ФИО1 и ФИО18 фактически вступили во владение домом . ФИО1 владела и пользовалась домом № совместно с ФИО2, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО12, показаниями третьего лица, выпиской из домовой книги(л.д. 34-37), несли бремя по содержанию имущества, что подтверждено квитанциями (л.д.43-45). Наличие наследственного имущества и его принадлежность наследодателю подтверждено справкой отдела по строительству и архитектуре (л.д.23) постановлением об узаконении самовольного строительства (л.д.24) технческой документацией (л.д.25-33). Собственники дома в долях равных по 1/3: ФИО14 и ФИО15 умерли наследники не установлены, что подтверждено справкой нотариата и справкой председателя квартального комитета №.

Собственником до настоящего времени значится ФИО16 (л.д.23), иные собственники не установлены, что усматривается из реестровой выписки (л.д.21). Доля в праве наследодателя составляет 1/3.

Факт вступления в наследственные права на дом № суд находит недоказанным. Судом установлено и истцовой стороной не оспаривается, что фактически около двадцати лет домом пользовались третьи лица. Обстоятельств того, что это пользование осуществлялось по распоряжению истцов, суду не представлено.

Из материалов наследственного дела после смерти ФИО5 №( нотариус ФИО17 ) и наследственного дела ФИО4 не усматривается, что дом № входил в наследственную массу правопредшественников истцов.

До настоящего времени согласно справки МП АБТИ от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.74) собственником значится умерший в ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 Иных собственников согласно реестровой выписки не установлено(л.д.46). Указанное домовладение находится в фактическом пользовании ФИО19 Данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетелей, представленными суду квитанциями и страховыми свидетельствами на дом №.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" определено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.

Пунктом 14 Пленума ВС №9 от 29 05 2012г. определено, что в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество. Доказательств, подтверждающих принадлежность дома наследодателю ФИО16 истцовой стороной суду не представлено. Суд находит, что дом № не входит в состав наследственного имущества, поскольку не подтверждены права ФИО4 на него. Бремя доказывания в силу ст. 56 ГПК РФ в этой части возлагается на истца.

Довод представителя истцов об универсальности правопреемства суд оценивает критически. Действительно, в соответствии с ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося имущества, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Но речь идет об имуществе наследодателя, которое образует наследственную массу. В данном случае обстоятельств того, что дом № вошел в состав наследства ФИО4, судом не установлено.

Как следует из правоприменительной практики, закрепленной п.36 Постановления Пленума ВС РФ № 9 от 29 05 2012г. под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.

В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Вступление в наследственные права ФИО3 ничем не подтверждены, довод представителя истца ФИО9 о том, что её требования права должны быть удовлетворены в силу положений ст. 1155 ГК РФ суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании права. Данной нормой регулируется принятие наследства по истечении установленного срока. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. Основанием требований ФИО3в иске указывается фактическое принятие наследства.

Вместе с тем суд находит доказанными требования истцов ФИО2 и ФИО1 в части дома . Родство между наследодателем и истцами подтверждено представленными суду документами: свидетельствами о рождении истцов (л.д.14,15) свидетельством о браке (л.д.16). Факт смерти ФИО4 подтвержден свидетельством о его смерти (л.д.8). Мать истцов, супруга наследодателя умерла ДД.ММ.ГГГГ. Иных наследников первой очереди кроме истцов после ФИО4 не установлено. Факт принятия ими наследства после смерти отца нашел подтверждение в суде приведенными выше доказательствами.

Согласно п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Спора между наследниками по размеру долей нет. В соответствии с п.2 ст. 1141ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:


Удовлетворить исковые требовании ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Азова об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на домовладение в порядке наследования частично.

Установить факт принятия наследства ФИО2. ФИО1 наследства после смерти отца ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО2, ФИО1 право собственности на жилой дом лит А1 общей площадью 48,6 кв.м жилой – 41,3 кв м. летнюю кухню «Б,б» сараи «В.Ж.Ю», расположенные по адресу по 1/6 доли за каждым в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Прекратить зарегистрированные права собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на дом по 1/9 доле в праве за каждым и на дом по 1/3 доле в праве за каждым.

В остальной части требований ФИО1, ФИО18 отказать. В требованиях ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение принято 13 04 2015г.