Решение № 2-6987/2015 2-6987/2015~М-5714/2015 М-5714/2015 от 27 августа 2015 г. по делу № 2-6987/2015
К делу № 2-6987/15
именем Российской Федерации
27 августа 2015 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Полиевой О.М.,
при секретаре судебного заседания Ткачук Н.В.,
с участием помощника прокурора г. Таганрога Туманян В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таганрогского транспортного прокурора в интересах Дмитриева С.П. к Таганрогской таможне о признании приказа незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
Таганрогский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах Дмитриева С.П. к Таганрогской таможне о признании приказа незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование заявленного иска указано, что приказом начальника Таганрогской таможни от № «Об организационно-штатных мероприятиях в Таганрогской таможне», с штатная численность сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников подлежит сокращению. Из числа прочих сокращению подлежали должности старших таможенных инспекторов таможенного поста Таганрогской таможни, в том числе и должность, занимаемая Дмитриевым С.П. В период времени с по Дмитриев С.П. отсутствовал на работе по причине временной нетрудоспособности, поскольку и он перенес инфаркт миокарда и находился на длительном лечении. В период проведения организационно-штатных мероприятий Таганрогской таможней предпринимались определенные меры по исполнению обязанности представителя нанимателя, установленной ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ. Вместе с тем процедура увольнения Дмитриева С.П. Таганрогской таможней в полной мере не соблюдена.
Законом предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить персонально и под роспись не позднее, чем за 2 месяца гражданского служащего, замещаемая должность которого планируется к сокращению, а также обязанность в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить ему все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы. Однако, данные обязанности Таганрогской таможней исполнены не были.
Дмитриеву С.П. было направлено письмо с вложением копии приказа Таганрогской таможни № от и уведомлением о сокращении занимаемой должности, которое было возвращено в Таганрогскую таможню в связи с истечением срока хранения.
Дмитриев С.П., находясь на больничном, прибыл на службу на непродолжительное время для подачи в кадровое подразделение Таганрогской таможни справки о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за год. Сотрудниками Таганрогской таможни была предпринята попытка задержать Дмитриева С.П. на службе для ознакомления его с приказом о сокращении штатной численности Таганрогской таможни и уведомлением о возможном сокращении занимаемой должности и возможном расторжении служебного контракта, а также выполнить ряд иных процедур, связанных с его увольнением из таможенных органов: заполнения типовой формы согласия на обработку персональных данных, сверки персональных данных. В связи с имеющимися проблемами со здоровьем и необходимостью посещения лечебного учреждения, а также стрессом, который вызывали мысли о возможной потере работы, Дмитриев С.П. от выполнения указанных процедур отказался, объяснив сотрудникам таможни причину. Посчитав тяжелое физическое состояние Дмитриева С.П. недостаточной причиной для отказа, Таганрогской таможней сделан вывод о надлежащем уведомлении Дмитриева С.П. о проведении организационно штатных мероприятий, о чем составлен соответствующий акт.
начальником Таганрогской таможни подписан приказ № 168-К о прекращении с Дмитриевым С.П. служебного контракта, освобождении его от занимаемой должности и увольнении по окончании периода временной нетрудоспособности с государственной гражданской службы РФ в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
по выходу на службу Дмитриев С.П. был уволен с государственной гражданской службы приказом начальника Таганрогской таможни № 178-К.
Вакантные должности государственной гражданской службы в Таганрогской таможне, а также в иных органах Дмитриеву С.П. предложены не были, в том числе и по его выходу на службу г., от указанных должностей Дмитриев С.П. не отказывался.
Прокурор просит суд признать незаконными п. 2 приказа Таганрогской таможни № 168-К от «Об увольнении государственных гражданских служащих», приказ Таганрогской таможни от № 178-К «Об увольнении С.П. Дмитриева», восстановить Дмитриева С.П. на службе в Таганрогской таможне в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста с г., взыскать в пользу Дмитриева С.П. заработную плату за время вынужденного прогула.
Истец Дмитриев С.П. также просил суд взыскать с Таганрогской таможни в его пользу компенсацию морального вреда в размере руб.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснив, что ответчиком процедура сокращения Дмитриева С.П. соблюдена не в полной мере, истец не был ознакомлен со списком вакансий, поэтому приказ о его увольнении является незаконным. В период проведения процедуры сокращения Дмитриев С.П. находился на больничном, был в разных стационарных медицинских учреждениях и .
Истец Дмитриев С.П. также поддержал заявленные требования, указав, что он был госпитализирован в БСМП , где находился на лечении в отделении по С по г., с по и с по он находился на лечении у терапевта в поликлинике по месту жительства. С по он находился на лечении в Больнице № в отделении, а с по – в больнице. В общей сложности он болел по г., перенес , а вышел на работу и сразу был уволен. До ухода на больничный, он находился в командировке в порту и в телефонном режиме сообщал ФИО13 о своей болезни, передавал больничные листки через инспекторов и начальника ОКТТ морского порта ФИО8 О проведении процедуры сокращения его не уведомляли. Он говорил ФИО8, что находится на лечении в больнице в . Также он разговаривал с ФИО9 О его болезни знала вся таможня не только в г. Таганроге, но и в Южном таможенном управлении. он выписался из больницы и прибыл в Таганрогскую таможню для подачи справки о доходах. Справку он отдал, расписался. Об уведомлении о сокращении ему не говорили, о наличии вакансий ему не сообщали. Да, его пытались задержать, но он был в плохом состоянии после больницы. ему вручили приказ об увольнении, он предоставил справку об инвалидности и просил, чтобы его уволили по инвалидности, предоставил программу реабилитации инвалида, но ему отказали. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Ярманова Т.В., действующая по доверенности от №, исковые требования не признала, пояснив, что на основании приказа Таганрогской таможни от № в Таганрогской таможне проводились мероприятия по сокращению численности штата. Об этих мероприятиях Таганрогской таможней предпринимались попытки уведомить Дмитриева С.П., ему было направлено письмо, которое вернулось по истечении срока хранения. Комиссия из трех человек осуществила выезд в адрес Дмитриева С.П. с целью уведомить его о мероприятиях, но дома его не оказалось. Также в адрес Дмитриева С.П. были направлены сведения о вакансиях, предложения о переводе, которые вернулись в адрес таможни. Осуществлялись звонки Дмитриеву С.П., на часть из которых он не отвечал. Им было известно о том, что Дмитриев С.П. болеет. Дмитриев С.П. явился в таможню, но отказался от получения уведомления, о чем был составлен акт. Он знал о проводимых мероприятиях, о чем свидетельствует его жалоба в прокуратуру, в которой он указал, что знал о том, что его уволят, т.к. проводятся мероприятия и ему стало плохо. Дмитриев С.П. отказывался от получения почтовой корреспонденции, поэтому не было возможности вызвать его для предложения вакансий. На была одна вакансия, но для нее нужно было иметь допуск к государственной тайне, чего у истца не было. Поэтому ему не предложили эту вакансию. Из представленной истцом индивидуальной программы реабилитации следует, что ему установлена группа инвалидности, которая является рабочей. Поэтому основания увольнения Дмитриева С.П. не были изменены. Таможня неоднократно направляла в адрес Дмитриева С.П. корреспонденцию, но не могла воздействовать на него относительно получения его подписи в документах. Полагает, что увольнение истца проведено в соответствии с законом. Что касается компенсации морального вреда, то заболевание Дмитриева С.П. является хроническим с года и причинно-следственной связи между действиями ответчика и состоянием здоровья истца нет. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в статье 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы, который предполагает сохранение статуса государственного гражданского служащего путем перераспределения кадров государственной гражданской службы внутри единой системы государственных органов. В соответствии с указанным принципом положения частей 1 - 3 статьи 31 предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в том же или другом государственном органе, а также направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию кадровой политики, имеющей целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, и в конечном счете направлено на создание эффективно действующего государственного аппарата.
Государственный гражданский служащий, который отказывается от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы в силу части 4 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В этом случае, а также при не предоставлении иной должности государственной гражданской службы служебный контракт с государственным гражданским служащим прекращается на основании пункта 6 части 1 статьи 33.
Как следует из статьи 31 названного Федерального закона, предпосылкой прекращения служебного контракта по указанному основанию являются мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы, связанные, в том числе, с реорганизацией государственного органа либо изменением его структуры, цель которых - оптимизация численности и состава государственных гражданских служащих и повышение эффективности работы государственного органа; при этом на представителя нанимателя не возлагается безусловная обязанность предоставить увольняемому государственному гражданскому служащему иную должность государственной гражданской службы или направить его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, что подтверждается содержанием пункта 6 части 1 статьи 33, который предусматривает возможность увольнения государственного гражданского служащего не только в связи с отказом от перевода или переподготовки (повышения квалификации), но и при не предоставлении ему в этом случае иной должности государственной гражданской службы.
По смыслу приведенных законоположений, представитель нанимателя даже при наличии вакантных должностей или возможности направления государственного гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с последующим назначением на соответствующую должность государственной гражданской службы может принять решение о прекращении с ним служебного контракта. Тем самым допускается прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим в связи с проведением мероприятий по сокращению штата фактически по инициативе представителя нанимателя, который принимает окончательное решение об увольнении государственного гражданского служащего по своему усмотрению.
В соответствии со ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Как установлено в судебном заседании, Дмитриев С.П. назначен стажером инспектора Таганрогской таможни отдела дознания, с переведен инспектором отдела дознания на т/п «». между Дмитриевым С.П. и Таганрогской таможней был заключен служебный контракт № № в соответствии с которым Дмитриев С.П. был назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Таганрогской таможни.
Приказом N 68-К от служебный контракт № от с Дмитриевым С.П. был прекращен, и принято решение об увольнении Дмитриева С.П. по окончании периода временной нетрудоспособности с государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственной органе).
В соответствии с приказом № 178-К от Дмитриев С.П. был освобожден от замещаемой должности референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Таганрогской таможни и уволен с государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственной органе).
истец под роспись был ознакомлен с приказом об увольнении, и ему была выдана трудовая книжка.
В обоснование заявленных требований прокурор и истец ссылаются на то, что ответчиком была нарушена процедура увольнения истца по сокращению, т.к. он не был уведомлен о предстоящем сокращении под роспись не позднее чем за 2 месяца и ему не были предложены все имевшиеся в период проведения процедуры сокращения вакансии. Как следует из материалов дела, на основании приказа Таганрогской таможни от № «Об организационно-штатных мероприятиях в Таганрогской таможне» с в таможне сокращается штатная численность (119 единиц), в том числе, согласно приложению к указанному приказу (стр. 6), в отделе специальных таможенных процедур таможенного поста 9 единиц старших государственных таможенных инспекторов, в котором С.П. Дмитриев проходил службу в должности старшего государственного таможенного инспектора.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу ч. 5 названной статьи представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В обоснование своих возражений, представитель ответчика ссылается на то, что отсутствие истца на работе по причине нетрудоспособности, а также не получение им почтовой корреспонденции свидетельствует о том, что истец всячески уклонялся от получения уведомления о проведении организационно–штатных мероприятий, ознакомлении с приказом Таганрогской таможни от №, а также от получения уведомления о наличии вакантных должностей, что подтверждается составленными ими документами.
Как установлено в судебном заседании, в период времени с по Дмитриев С.П. болел, что подтверждается представленными истцом ответчику листками нетрудоспособности и ответчиком данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
Из материалов дела следует, что должностные лица таможни выходили по мету жительства и фактического проживания С.П. Дмитриева для вручения ему уведомления о сокращении занимаемой должности и возможном расторжении служебного контракта с г., что подтверждается докладной запиской от г., составленной ФИО11 и адресованной заместителю начальника таможни ФИО12. Уведомление Дмитриеву С.П. вручено не было по причине его отсутствия.
письмом Таганрогской таможни № с уведомлением в адрес С.П. Дмитриева направлен приказ таможни от № и уведомление о проведении организационно–штатных мероприятий. Указанное письмо было возвращено в Таганрогскую таможню в связи с истечением срока хранения.
должностными лицами Таганрогской таможни составлен Акт об отказе от заполнения типовой формы согласия на обработку персональных данных, от сверки с персональными данными, ознакомления с приказом Таганрогской таможни от №, уведомлением о сокращении, согласно которому С.П. Дмитриев отказался от заполнения типовой формы согласия на обработку персональных данных, сверки персональных данных, ознакомления с приказом Таганрогской таможни от №, уведомлением о сокращении занимаемой должности и возможном расторжении служебного контракта с г.
В целях определения преимущественного права на замещение должности государственной службы в период сокращения, приказами Таганрогской таможни от № «О создании комиссии» и от № «О создании комиссии» в таможне создана комиссия по рассмотрению вопросов проведения организационно–штатных мероприятий в отношении должностных лиц (работников), занимающих сокращаемые должности в Таганрогской таможне. Состав комиссии представлен должностными лицами руководящего состава Таганрогской таможни с разными профессиональными компетенциями – правового, кадрового подразделений, подразделений по противодействию коррупции, инспектирования и профилактики правонарушений, руководителями структурных подразделений, в которых сокращаются должности, в том числе заместителем начальника таможенного поста и др., для объективного рассмотрения запланированных вопросов, в том числе, вопроса выбора среди сокращаемых должностных лиц с учетом преимущественного права на замещение вакантной должности государственной службы.
Согласно протоколу заседания комиссии от № следует, что на всех должностных лиц, должности которых могут подлежать сокращению, комиссии представлены к рассмотрению служебные характеристики, в том числе и служебная характеристика истца.
В служебной характеристике, подготовленной начальником таможенного поста , отражено, что С.П. Дмитриев имеет средний уровень квалификации по вопросам деятельности отдела.
По результатам заседания комиссии по рассмотрению вопросов проведения организационно–штатных мероприятий в отношении должностных лиц (работников), занимающих сокращаемые должности в Таганрогской таможне, в ходе которого были рассмотрены представленные материалы и личные дела сотрудников, заслушан зам.начальника таможенного поста ФИО17., было принято решение о рекомендации к сокращению, в том числе и Дмитриева С.П., занимавшего должность старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Таганрогской таможни.
письмом Таганрогской таможни № с уведомлением о вручении С.П.Дмитриеву направлены: уведомление о проведении организационно–штатных мероприятий; список вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах Ростовской области. Данное письмо было возвращено в Таганрогскую таможню в связи с истечением срока хранения.
Надлежащее уведомление гражданского служащего и предложение ему вакансий при увольнении по сокращению штата является обязанностью работодателя, при этом ответчик имел право не предлагать истцу вакантную должность только при условии, если она не соответствовала его квалификации или состоянию здоровья. Обязанность по доказыванию указанного обстоятельства возложена на работодателя, который таких доказательств суду не представил.
Нетрудоспособность Дмитриева С.П. на момент проведения процедуры сокращения государственных гражданских служащих Таганрогской таможни не является основанием для лишения его установленных ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гарантий при сокращении должностей гражданской службы и освобождения ответчика от обязанности по предложению ему другой имеющейся работы (вакантной должности) в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона.
До своего увольнения истец являлся государственным гражданским служащим Таганрогской таможни и на него распространялись все установленные законодательством о государственной гражданской службе гарантии.
Ссылка представителя ответчика на то, что Дмитриев С.П. всячески уклонялся от получения уведомления о проведении организационно–штатных мероприятий и ознакомления с приказом Таганрогской таможни от № что подтверждается Актом от г., а также на то, что истец умышленно уклонялся от получения заказной корреспонденции, в которой ему направлялись уведомления и предложения вакантных должностей, после чего и был уволен, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для увольнения в связи с сокращением штата требуется персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения предупредить о предстоящем увольнении, а также получить от сокращаемого служащего письменный отказ перевестись на предлагаемую вакантную должность, а не просто отсутствие письменного согласия работника занять предложенную должность, чего представленные суду Акт и уведомление от не содержат.
По убеждению суда, в связи с имеющимися проблемами со здоровьем и необходимостью посещения лечебных учреждений, Дмитриев С.П. от выполнения обязательных процедур, связанных с сокращением должностей не отказывался, объяснял сотрудникам таможни причину невозможности получения документов по состоянию здоровья.
Посчитав тяжелое физическое состояние Дмитриева С.П. недостаточной причиной для отказа, Таганрогской таможней сделан необоснованный вывод о надлежащем уведомлении Дмитриева С.П. о проведении организационно штатных мероприятий.
Доводы ответчика о том, что направление заказной корреспонденции со списком вакантных должностей является доказательством законности соблюдения процедуры увольнения гражданского служащего, также являются несостоятельными.
Учитывая степень заболевания Дмитриева С.П. (два перенесенных инфаркта) и особенности получения заказной корреспонденции в отделениях почтовой связи (заказную корреспонденцию необходимо получать лично) невозможность получения указанной корреспонденции Дмитриевым С.П. нельзя рассматривать как умышленное уклонение от получения указанной корреспонденции.
При таких обстоятельствах суд полагает, что установленные законом гарантии Дмитриеву С.П. Таганрогской таможней не предоставлены.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика имеется нарушение ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку на момент издания п. 2 приказа Таганрогской таможни № 168-К от «Об увольнении государственных гражданских служащих» и приказа Таганрогской таможни от № 178-К «Об увольнении С.П. Дмитриева» он не был надлежащим образом уведомлен об увольнении в связи с сокращением штата и ему не были предложены все имевшиеся в период сокращения вакантные должности.
Исходя из изложенного, процедура увольнения Дмитриева С.П. по подпункту 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственной органе) ответчиком была грубо нарушена; оснований для прекращения действия заключенного с истцом служебного контракта у ответчика не имелось, в связи с чем, подлежат удовлетворению требования о признании незаконным п. 2 приказа Таганрогской таможни № 168-К от «Об увольнении государственных гражданских служащих», приказа Таганрогской таможни от № 178-К «Об увольнении С.П. Дмитриева» и восстановлении Дмитриева С.П. на службе в Таганрогской таможне в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста с г.
Пунктом 17 ст. 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" установлено, что сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Согласно статье 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24 декабря 2007 года, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
Согласно части 4 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
Как установлено в судебном заседании, на день увольнения Дмитриеву С.П., помимо прочего, было выплачено единовременное пособие ФГГС при увольнении в сумме руб. и компенсация ФГГС в размере 4-х месячного денежного содержания при организационно-штатных мероприятиях в сумме руб.
Денежные средства выплачены истцу при увольнении по сокращению должности в виде единовременного пособия при выслуге лет и единовременной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и относятся к выплатам компенсационного характера, по существу представляют собой повышенный размер выходного пособия для случаев увольнения гражданского служащего, в частности, из таможенных органов.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора о взыскании в пользу Дмитриева С.П. заработной платы за время вынужденного прогула за 45 рабочих дней в размере руб. не имеется, поскольку полученные истцом денежные суммы (+ = рубля) превышают сумму, подлежащую выплате истцу в качестве компенсации за время вынужденного прогула ( рублей).
Согласно части 16 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
Принимая во внимание, что истец уволен незаконно, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца компенсация морального вреда. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает переживания истца в связи с незаконным увольнением, и считает разумным определить размер компенсации морального вреда в сумме рублей, в остальной части требования о компенсации морального вреда суд находит необоснованными.
Ч. 4 статьи 103 ГПК РФ предусматривается, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, они возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Согласно положениям подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 211 ГПК РФ, суд
Исковые требования Таганрогского транспортного прокурора в интересах Дмитриева С.П. к Таганрогской таможне о признании приказа незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, – удовлетворить частично.
Признать незаконным п. 2 приказа Таганрогской таможни № 168-К от «Об увольнении государственных гражданских служащих», приказ Таганрогской таможни от № 178-К «Об увольнении С.П. Дмитриева».
Восстановить Дмитриева С.П. на службе в Таганрогской таможне в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста с г.
Взыскать с Таганрогской таможни в пользу Дмитриева С.П. компенсацию морального вреда в размере руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 2.09.2015 г.