ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-5141/2015 2-5141/2015~М-4374/2015 М-4374/2015 от 17 ноября 2015 г. по делу № 2-5141/2015



РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

17 ноября 2015 года. г.Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Фаустовой Г.А.

при секретаре Михайлове В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5141/15 по иску Егорова ФИО14 к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области о признании незаконными результатов служебных проверок, приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, оплате за период временной нетрудоспособности,

Установил:


Егоров В.Е. (далее истец) первоначально обратился в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее УФМС России по РО – ответчик) об отмене дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является сотрудником органов внутренних дел с 29.02.2008г., службу в которых проходит в соответствии с контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, в должности заместителя начальника отдела УФМС России по Ростовской области в г.Аксае Ростовской области, в звании майора внутренней службы.

Приказом УФМС России по Ростовской области от 18.06.2015г. № 389 на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. С наложенным дисциплинарным взысканием истец не согласен, сославшись при этом на № 342-ФЗ от 30.11.2011г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 3-ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г., ст.50 ч.1, ст.51 п.6 Закона № 342-ФЗ, Приказ МВД России от 26.03.2013г. № 161 «О порядке проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Истец указал, что причиной для привлечения его к ответственности послужила комплексная проверка служебной деятельности межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Аксае. Истец считает, что наложенное на него дисциплинарное взыскание является необоснованным и незаконным, поскольку сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина, сославшись при этом на п.п. 39 и 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377.

Далее истец указал, что при проведении служебной проверки в отношении него не были приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств проступка, причин и условий, характер и размер вреда, наличия или отсутствия обстоятельств препятствующих выполнению должностных обязанностей. На момент привлечения истца к дисциплинарной ответственности, он не имел каких-либо дисциплинарных взысканий, также считает, что ответственность за выявленные в подразделении нарушения должен нести непосредственно начальник отдела, отвечающий за своих подчиненных сотрудников, чего осуществлено не было.

Каких либо действий, бездействий при исполнении им возложенных на него служебных обязанностей, послуживших основанием для его привлечения к дисциплинарной ответственности не имеется, также в его действиях отсутствует вина, поэтому истец и обратился с настоящим иском в суд.

Затем истец в лице его представителя по доверенности ФИО5 20 августа 2015 года в судебном заседании уточнил и дополнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, согласно которым просит суд отменить приказ УФМС России по РО от 18.06.2015г. № о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, отменить результаты служебной проверки от 05.06.2015г. за №, проведенной УФМС России по РО, отменить наложенное на истца дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, обязать ответчика исключить из личного дела истца запись о его привлечении к дисциплинарному взысканию в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, взыскании соответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей (л.д.20-42 Т.1).

Впоследствии истец ДД.ММ.ГГГГ через канцелярию Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону также уточнил и дополнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, согласно которым просит суд отменить заключение служебной проверки № от 15.07.2015г. по информации о возможно фиктивных браках между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, отменить приказ № от 17.07.2015г. об ограничении истца ранее наложенным взысканием, наложенным приказом УФМС России по РО от 18.06.2015г. №, обязании ответчика оплатить период временной нетрудоспособности с 17.07.2015г. по 27.07.2015г. на основании справки № от 27.07.2015г. (л.д. 48-50 Т.3).

Истец Егоров В.Е. в судебное явился поддержал свои исковые требования в полном и с учетом уточнений просил удовлетворить.

Представитель истца Петинова Е.М., действующая по доверенности в судебное заседание явилась поддержала исковые требования своего доверителя в полном объеме и с учетом уточнений просила удовлетворить, дала пояснения аналогично заявленным требованиям.

Представитель истца Егорова А.А., действующая по доверенности в судебное заседание явилась поддержала исковые требования своего доверителя в полном объеме и с учетом уточнений просила удовлетворить, дала пояснения аналогично заявленным требованиям.

Представитель ответчика УФМС России по РО Калинина О.В., действующая по доверенности в судебное заседание явилась исковые требования не признала в полном объеме и с учетом уточнений просила в их удовлетворении отказать, согласно представленного письменного отзыва.

Суд, выслушав истца, представителей истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 № «О вопросах Федеральной миграционной службы» руководитель Федеральной миграционной службы осуществляет полномочия в отношении прикомандированных к Службе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливаемые Президентом Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, приказом УФМС России по Ростовской области с июля 2012 года истец назначен на должность заместителя начальника межрайонного отделения УФМС России по Ростовской области в , что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31.08.2015 г. № л/с, Егоров В.Е. уволен со службы в органах внутренних дел по основаниям п. 7 ч. 2 ст.82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, контракт с истцом расторгнут и он уволен из органов внутренних дел.

Приказ МВД России № л/с поступил в УФМС России по Ростовской области 02.09.2015 года вх. №.

Приказом УФМС России по Ростовской области от 8 сентября 2015 года № л/с Егоров В.Е. освобожден от занимаемой должности.

Часть 1 статьи 32 Федерального закона №342-ФЗ устанавливает, что выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью 3 статьи Федерального закона №342-ФЗ принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении, в том числе положения о том, что обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, истец имеет два действующих дисциплинарных взысканий.

Так, заключением служебной проверки № от 05.06.2015 г. по информации о незаконной легализации граждан на территории установлено нарушение требований раздела 3, 4 Должностного регламента, ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, выразившееся: в непринятии мер к составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ (6 случаев), при неуплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу; в самоустранении от проведения анализа внутренней и внешней миграции на подведомственной территории и контроля за служебной деятельностью подчиненных сотрудников, нереализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции на территории , в формальном отношении к проведению выездных проверок мест массовой постановки на миграционный учет иностранных граждан, что повлекло масштабную легализацию иностранных граждан на территории , факты массовой фиктивной регистрации и постановки на миграционный учет граждан.

Приказом УФМС России по Ростовской области № от 18.06.2015 г. истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

С данным заключением служебной проверки и приказом УФМС России по Ростовской области истец ознакомлен 18.06.2015 г. лично, под роспись.

Как видно из материалов дела, 15.07.2015 г. утверждено заключение служебной проверки № по информации о возможно фиктивных браках между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, заключенных последними в целях легализации на территории Российской Федерации.

Приказом УФМС России по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение требований раздела 3, 4 Должностного регламента, выразившееся в неосуществлении контроля за деятельностью специалиста 1-ого разряда ФИО7 при сборе и оформлении последней, материалов на получение разрешений на временное проживание без учета квоты, в связи с заключением браков с гражданами Российской Федерации, а также осуществлении ею фиктивной регистрации по месту жительства указанных иностранных граждан в адресах, расположенных на территории Аксайского района Ростовской области, заместитель начальника МО УФМС России по Ростовской области в г. Аксае майор внутренней службы Егоров ФИО15 заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, однако, учитывая, что приказом УФМС России по от 18.06.2015 года №, последний предупрежден о неполном служебном соответствии, ограничиться ранее наложенным дисциплинарным взысканием.

Данные факты прямо указывают на ненадлежащую организацию в МО УФМС России по Ростовской области в работы по предупреждению и пресечению незаконной миграции на подведомственной территории, что в свою очередь повлекло факты фиктивной регистрации и постановки на миграционный учет граждан и в последствии масштабную незаконную легализацию иностранных граждан на территории , ответственным за проведение которой, согласно должностного регламента, является заместитель начальника данного подразделения Егоров ФИО16.

Кроме того, установленные в ходе служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № многочисленные нарушения по линиям работы с иностранными гражданами (РВП, ООВРП и РИГ, контрольно-надзорная деятельность) также стали возможными, в связи с отсутствием должного контроля за служебной деятельностью должностных лиц, допустивших нарушения со стороны заместителя начальника отдела майора внутренней службы ФИО8

Анализом должностного регламента Егорова В.Е. от 17.06.2013 г. ответственность последнего за организацию работы по вышеуказанным линиям деятельности МО УФМС России по в также подтверждена.

Согласно требований Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

- п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 12, сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации. Служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

- п. 7 ч. 1 ст. 13, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

- ч. 3 ст. 15, за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 указанного Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

- ч. 1 ст. 49, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

- ч. 1 ст. 50, на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, в числе прочих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций), их примерная форма устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 2 приказа ФМС России от 15.04.2013 № 203 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, некоторых приказов МВД России" при разработке и утверждении должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России необходимо руководствоваться приказом МВД России от 25 сентября 2012 г. № 886 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы".

Приказ МВД России №886 содержит основные положения по разработке должностных регламентов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а именно: должностные регламенты разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в органах, организациях, подразделениях системы МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников.

Приказом УФМС России по Ростовской области №754 от 07.12.2012 г. утвержден примерный унифицированный должностной регламент по должности государственной службы в Управлении.

Отделом правового обеспечения УФМС России по Ростовской области в соответствии с приказом УФМС России по Ростовской области №754 от 07.12.2012 г. разработан проект должностного регламента по должности заместителя начальника структурного подразделения, который подписан со стороны Егорова В.Е. 17.06.2013 г.

В судебном заседании обозревалось личное дело Егорова ФИО17, в котором имеется оригинал должностного регламента от 17.06.2015 г.

Имеется отметка от 19.06.2015 г. о личном получении второго экземпляра должностного регламента Егоровым В.Е.

Согласно требованиям данного должностного регламента:

1. Раздел III (Должностные обязанности, права и ответственность), п. 10 – На лицо, замещающее должность заместителя начальника отдела, возлагается выполнение следующих задач и функций:

а) осуществляет руководство деятельностью отдела;

б) распределяет функциональные обязанности между подчиненными лицами отдела, осуществляет контроль за исполнением;

в) анализирует состояние внутренней и внешней миграции на подведомственной территории, подготавливает совместно с соответствующими органами исполнительной власти предложения по формированию политики в области миграции населения и организует работы по ее реализации;

д) определяет и реализует совместно с компетентными органами, расположенными на подведомственной территории меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, передает в правоохранительные органы данные на лиц, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации, в том числе подлежащих выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;

2. Раздел III, п. 14 – При исполнении служебных обязанностей заместитель начальника отдела обязан:

а) обеспечивать соблюдение подчиненными законодательства России, нормативных актов МВД России по вопросам взаимодействия с ФМС России, ФМС России, приказов, указаний Управления и указаний начальников отделов аппарата Управления, настоящего должностного регламента, требований к служебному поведению, обязательств, предусмотренных контрактом о службе.

б) требовать от подчиненных лиц выполнения возложенных нормативными правовыми актами и утвержденным руководством Управления должностным регламентом, обязанностей по замещаемой ими должности;

д) выявлять и пресекать совершение подчиненными дисциплинарных проступков;

е) знать и анализировать состояние служебной дисциплины в подчиненном подразделении, своевременно принимать меры по предупреждению совершения дисциплинарных проступков сотрудниками;

р) контролировать действия подчиненных, соблюдение ими законности служебной дисциплины и норм профессиональной этики.

3. Раздел VIII (Перечень услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с регламентами):

- п. 19.3., п. 19.4. В соответствии с действующими на момент утверждения должностного регламента Административными регламентами, утвержденными приказами ФМС России от 29.02.2008 г. № 40 и от 29.02.2008 г. № 41, организует прием и регистрацию заявлений о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации и вида на жительство в Российской Федерации;

- п. 19.6. В соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного приказом МВД России № 338, ФМС России № 97 от 30.04.2009 г., организует совместно с органами внутренних дел проверки соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, правил миграционного учета;

- п. 19.8. В соответствии с действующим на момент утверждения должностного регламента Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 06.07.2009 г. № 159, организует работу по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в Российской Федерации и снятию иностранных граждан и лиц без гражданства с миграционного учета в Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 12 раздела III должностного регламента от 17.06.2013 года, заместитель начальника МО УФМС России по Ростовской области в г. Аксае Егоров В.Е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, материалы настоящей служебной проверки свидетельствуют о том, что установленные в ходе служебной проверки от 05.06.2015 г. № 287 (по информации о масштабной легализации иностранных граждан на территории Аксайского района Ростовской области) признаки фиктивной регистрации по 12 адресам подтверждены соответствующими заключениями, вынесенными в установленном порядке. Факты многочисленных значительных нарушений по линиям паспортной и регистрационной работы, выдачи разрешений на временное проживание и видов на жительство, гражданства, оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации иностранных граждан подтверждены результатами и материалами комплексной проверки служебной деятельности МО УФМС России по Ростовской области в г. Аксае от 14.05.2015 г.

Факт ответственности заместителя начальника МО УФМС России по Ростовской области в г. Аксае майора внутренней службы Егорова В.Е. за проведение анализа внутренней и внешней миграции на подведомственной территории, контроль служебной деятельности подчиненных сотрудников указанного подразделения, нереализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции на территории Аксайского района, а также формальное отношение к проведению выездных проверок мест массовой постановки на миграционный учет иностранных граждан, что повлекло масштабную легализацию иностранных граждан на территории Аксайского района, факты массовой фиктивной регистрации и постановки на миграционный учет граждан, подтвержден должностным регламентом Егорова В.Е. от 17.06.2013 г.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец за допущенные нарушения, установленные заключением служебной проверки от 05.06.2015 г. № 287, приказом УФМС России по Ростовской области от 18.06.2015 г. № 389 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии законно и обоснованно.

Таким образом, в ходе проведения служебных проверок установлено наличие состава дисциплинарных проступков истцом, что подтверждается заключениями служебных проверок.

При таких обстоятельствах, суд считает доводы истца и его представителей, что служебные проверки в отношении него были проведены формально несостоятельными, и приходит к выводу, что порядок и сроки проведения служебных проверок, установленные Законом о службе и Инструкцией, утвержденной приказом МВД РФ от 25.06.2013г., а также требования к форме и содержанию заключения УФМС России по Ростовской области в полной мере соблюдены: в заключении указаны установленные факты и обстоятельства, причины произошедшего, имеются ссылки на материалы проверки, послужившие основанием к соответствующим оценочным выводам лица, проводившего проверку, а также высказано предложение, касающееся наложения на истца дисциплинарного взыскания; заключение подписано лицом, проводившим служебную проверку, и утверждено руководителем УФМС России по Ростовской области.

Доводы истца, что срок привлечения его к дисциплинарной ответственности по приказуУФМС России по Ростовской области №389от18.06.2015 г. истек как месячный с момента обнаружения проступка, суд считает несостоятельными, по тем основаниям, что в соответствии с ч. 14 ст. 51 Федерального закона от30.11.2011№ 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, - в течение одного месяца со дня его наложения.

Согласно ст. 52 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона "О полиции", а также по заявлению сотрудника.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

вины сотрудника;

причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что требования об обязании УФМС России по Ростовской области оплатить период временной нетрудоспособности (с 17.07.2015 по 27.07.2015 г.) являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Так, по результатам служебной проверки утверждено заключение служебной проверки от 11.09.2015 г. об отсутствии по месту службы в служебное время без уважительной причины заместителя начальника МО УФМС России по Ростовской области в г. Аксае майора внутренней службы Егорова В.Е. с 17.07.2015 г. по 27.07.2015 г.

08.09.2015 г. в отдел государственной службы и кадров Управления представлена медицинская справка №20 о том, что заместитель начальника межрайонного отдела УФМС России по Ростовской области в г. Аксае майор внутренней службы Егоров ФИО18 с 17.07.2015 по 27.07.2015 г. находился дома по уходу за больным ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (Поликлиническое отделение «Детская городская больница №1 г. Ростова-на-Дону»).

Из положений части 8 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункта 15.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 1038, усматривается, что мужчины - сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие ребенка совместно с матерью, не обладают правом использовать освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с получением листков о временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.

Отношения по освобождению от исполнения служебных обязанностей в связи с осуществлением ухода за больным ребенком сотрудниками полиции регулируются положениями статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии частью 8 статьи 56 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

Названные положения Федерального закона, исходя из особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел, содержат ограничения права сотрудников полиции на освобождение от исполнения служебных обязанностей в связи с осуществлением ухода за больным ребенком, что обусловлено и необходимостью создания условий для их эффективной профессиональной деятельности.

Освобождение от исполнения служебных обязанностей в связи с осуществлением ухода за больным ребенком отцам - сотрудникам органов внутренних дел предоставляется только в случаях отсутствия возможности ухода за ребенком матерью по объективным причинам.

ФИО3, супруга Егорова В.Е., главный специалист-эксперт отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ростовской области в период с 08.06.2015г. по 16.07.2015г. находилась в ежегодном основном оплачиваемом отпуске за 2015 год и имела основания для открытия листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. При этом отсутствие Егорова В.Е на рабочем месте из-за болезни ребенка и открытие последним соответствующего листка нетрудоспособности с 17.07.2015г. по 27.07.2015г. не обоснованно.

Кроме того, ФИО3 осуществляла уход за больным ребенком в период с 22.07.2015г. по 31.07.2015г., что подтверждается листком нетрудоспособности, при этом Егоров В.Е. в период с 17.07.2015г. по 27.07.2015г. тоже находился на больничном по уходу за ребенком.

Факт наличия справки об освобождении от исполнения служебных обязанностей в связи с осуществлением ухода за больным ребенком в отсутствие иных доказательств, подтверждающих, что по объективным причинам мать лишена возможности осуществления ухода за больным ребенком, не дает сотруднику полиции права на реализацию такой справки.

В связи, с чем обоснованность отсутствия на рабочем месте Егорова В.Е. с 17.07.2015г. по 27.07.2015г. документально не подтверждается.

Таким образом, истец в нарушение требований ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 49, Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе…», ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, без уважительной причины отсутствовал по месту службы в течение установленного служебного времени с 17.07.2015 г. по 27.07.2015 г. (на 27.07.2015 г. в количестве 6 дней), что повлекло нарушение четкой организации рабочего дня и нерациональному использованию рабочего времени МО УФМС России по Ростовской области в г. Аксае, то есть совершил грубое нарушение служебной дисциплины.

Вместе с тем, из материалов служебной деятельности отдела УФМС России по Ростовской области в г. Аксае следует, что Егоров В.Е. ДД.ММ.ГГГГ присутствовал на рабочем месте весь день и исполнял служебные обязанности, а именно вел прием граждан по административной практике, что подтверждается объяснениями сотрудников подразделения (рапорта ФИО9, ФИО10, ФИО11), его (ФИО1) подписями в документах (постановления по делу об административном правонарушении №, № в отношении ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ), а также видеоматериалами, зафиксированными камерами наблюдения.

18.07.2015г. истец прибыл в подразделение и сообщил, что с 17.07.2015г. он находится на амбулаторном лечении, а затем покинул рабочее место и помещение отдела, что подтверждается объяснениями врио начальника МО УФМС России по Ростовской области в подполковника внутренней службы ФИО9

В судебном заседании были исследованы медицинская справка №, о том, что истец находился дома по уходу за больным ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 17.07.2015 по 27.07.2015 г. (Поликлиническое отделение «Детская городская больница № »). Рапорт поступил в Управление 22.07.2015 г. вх. №.

Предоставлен листок освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №, выданный с 27.07.2015 по 11.08.2015 г. (Негосударственное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на ст. Ростов-Главный ОАО «Российские железные дороги»). Рапорт поступил в Управление 29.07.2015 г. №вх. 22476.

Предоставлен листок освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №, выданный с 25.08.2015 по 07.09.2015 г. (госпиталь ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ростовской области).

Таким образом, суд считает действия, выразившееся в сокрытии информации об открытии больничного листа, а также несвоевременное предоставление сотрудником оправдательных документов по фактам отсутствия на рабочем месте (листков нетрудоспособности, справок, выписок) является злоупотреблением правом со стороны сотрудника органов внутренних дел.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания, о взыскании с ответчика в пользу истца суму за период временной нетрудоспособности.

08.09.2015 г. Егоровым В.Е. собственноручно написан рапорт о том, что на больничном не находится, и ознакомлен с приказом МВД России № л/с от 31.08.2015 г.

Приказ МВД России № л/с поступил в УФМС России по Ростовской области 02.09.2015 года вх. №.

ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено письмо о необходимости прибыть в УФМС России по Ростовской области для ознакомления с приказом МВД России, и определения даты освобождения от занимаемой должности, сдачи удостоверения и жетона с личным номером, получения трудовой книжки

Истец лично явился в ОГСК Управления 08.09.2015 г., получил трудовую книжку, военный билет, подписал расписку об ознакомлении с приказом УФМС России по Ростовской области № л/с от 08.09.2015 г., но отказался от написания рапорта о согласии с освобождением от замещаемой должности с 08.09.2015 г., о чем был составлен акт.

Приказом УФМС России по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствие заместителя начальника МО УФМС России по Ростовской области в майора внутренней службы Егорова ФИО19, по месту службы в служебное время без уважительной причины с 17.07.2015 г. по 27.07.2015 г. (на 27.07.2015 г. шесть дней), признано прогулами и грубым нарушением служебной дисциплины.

Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда

В соответствии с законодательством Российской Федерации под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания лица, причиненные ему действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, как следует из указанной нормы закона, компенсация причиненного морально вреда может быть взыскана судом с нарушителя в том случае, если таким нарушением затрагиваются личные неимущественные права заявителя.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007г. №6 суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994г. «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении подобных исков суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения нравственных или физических страданий…, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

Кроме того, согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994г. «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий, принцип разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда не должен быть нарушен. Данное положение подтверждено также п.2 ст.1101 ГК РФ, где указано, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, при определении размера компенсации вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости.

Работодатель обязан компенсировать работнику моральный вред, причиненный ему любыми неправомерными действиями (бездействием) во всех случаях его причинения, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы), независимо от наличия материального ущерба (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2).

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размер его возмещения определяются судом.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

В соответствии с ч. 9 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Истец не предоставил каких-либо доказательств нравственных страданий, в связи исковые требования в части взыскания в его пользу компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, опровергаются материалами дела, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании незаконными результатов служебных проверок, приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, а также не имеется оснований для удовлетворения требований истца об оплате периода временной нетрудоспособности и компенсации морального вреда.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исковых требований Егорова ФИО20 к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области о признании незаконными результатов служебных проверок, приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, оплате за период временной нетрудоспособности - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2015 года.

Судья: Г.А. Фаустова




Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда