Решение № 2-3562/2015 2-3562/2015~М-2641/2015 М-2641/2015 от 5 августа 2015 г. по делу № 2-3562/2015
К делу 2-3562/15
Именем Российской Федерации
5 августа 2015 года Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Бородько Л. Д., с участием прокурора Цепина А. А., при секретаре Иваненко И. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко ФИО13 к ГУ МЧС России по Ростовской области, к ЮРЦ МЧС России и к МЧС России о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконным протокола селекторного совещания, об обязании восстановить штатную единицу, восстановить в должности, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда,
Истец обратилась с иском указав в обоснование заявленных требований, что 27.06.2011 между истицей, Карпенко ФИО14, и ответчиком был заключен срочный служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы на период отсутствия основного работника, и истица была назначена на должность -ведущего специалиста-эксперта отдела организации государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ростовской области.
Впоследствии 03.10.2011 между истицей и ответчиком был заключен служебный контракт на неопределенный срок.
Приказом № 42-к от 02.04.2015 об увольнении Карпенко Ю.А. с 09.04.2015 она была уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч, 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Истица считает увольнение незаконным, так как ответчиком был нарушен установленный законодательством порядок увольнения.
Истице в порядке замещения не были предложены все вакантные должности государственной гражданской службы, которые она могла бы занимать исходя из ее квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы (службы) по специальности. При этом истице известно об имеющихся вакантных должностях, которые она могла бы занимать, и которые имелись у ответчика на момент ее увольнения, информация о вакантных должностях умалчивалась ответчиком.
Таким образом, ответчиком допущены нарушения процедуры увольнения истца, поскольку увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
В силу ч. 5 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Не смотря на это, ответчиком с момента ее уведомления о предстоящем увольнении до момента самого увольнения ни разу не предлагались какие-либо вакантные должности, не предлагалось прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации.
Между тем правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в ст. 4 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы, который предполагает сохранение статуса государственного гражданского служащего путем перераспределения кадров государственной гражданской службы внутри единой системы государственных органов. В соответствии с указанным принципом положения частей 1-3 ст. 31 указанного закона предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в т
Ст. ст. 237, 394 ТК РФ предусмотрено право работника, уволенного без законного основания, на компенсацию морального вреда, факт увольнения крайне негативно сказался на самочувствии истицы и причинил ей нравственные страдания. При этом сам факт незаконного увольнения является основанием для взыскания такой компенсации.
На основании изложенного истец просит суд вынести решение которым признать приказ Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области № 42-к от 02.04.2015 незаконным. Обязать ответчика - Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области переработать штатную расстановку сотрудников управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РО и восстановить Карпенко ФИО15 в должности федеральной государственной гражданской службы - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области с 10.04.2015 г. Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области в пользу истицы среднюю заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей и понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей 00 копеек.
Истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ были уточнены исковые требования, которые приняты протокольным определением от 16 июня 2015 года, в соответствии с поступившими уточнениями истица просит суд признать приказ Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ГУ МЧС России по РО) № 42-к от 02.04.2015 незаконным. Признать Протокол селекторного совещания ЮРЦ МЧС России от 20.03.2015 № 8-ГУ в части запрета приема и переназначения государственных гражданских служащих, сотрудников и работников ФПС ГПС до особого распоряжения Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, незаконным. Обязать ответчика - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) переработать штатную расстановку сотрудников Главного управления МЧС России по РО восстановить штатную единицу ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области. Обязать ответчика ГУ МЧС России по РО восстановить Карпенко ФИО16 в должности федеральной государственной гражданской службы - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области с 10.04.2015 г. Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ГУ МЧС России по РО) в пользу Карпенко ФИО17 среднюю заработную плату за время вынужденного прогула. Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ГУ МЧС России по РО) в пользу Карпенко ФИО18 компенсацию морального вреда в размере - 50000 рублей; Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ГУ МЧС России по РО) в пользу Карпенко ФИО19 затраты на оплату услуг представителя в размере – 15000 рублей.
Истица в судебное заседание явилась, исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель истца: Матвиенко ФИО20, действующая на основании ордера явилась, иск поддержала, дала суду пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении и в уточненном исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика МЧС России: Грушевой ФИО21, действующий на основании доверенности в порядке передоверия от 04. 08. 2015 г. сроком действия до 31. 07. 2017 г. по доверенности № от 31. 07. 2015 г. сроком действия на 2 года, явился, иск не признал, дал пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях ответчика (л.д. 48,49), просил в иске отказать.
Представитель ответчика «Южного регионального центра по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»: Лишафаев ФИО22, действующий на основании доверенности № от 01. 07. 2015 г. сроком действия на 1 год и Грушевая ФИО23, действующая на основании доверенности № от 23. 01. 2015 г. сроком действия на 3 года, явились, иск не признали, дали пояснения аналогичные изложенным письменном отзыве (л.д. 112-117), просили с иске отказать.
Представитель ответчика ГУ МЧС по РО: Мехедова ФИО25, действующая на основании доверенности № от 13. 07. 2015 г. и Бойко ФИО26, действующий на основании доверенности № от 10. 03. 2015 г. явились, иск не признали, дали пояснения аналогичные изложенным в письменных дополнениях к письменным возражениям, просили в иске отказать.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании Приказом от 23 июня 2011 года № 42 к истица была принята на федеральную государственную службу на должность ведущего специалиста эксперта отдела организации государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ростовской области по срочному служебному контракту на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет референта государственной гражданской службы РФ 3 класса ФИО7, ведущего специалиста – эксперта отдела организации государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РО и с истицей был заключен срочный служебный контракт № 28.
Приказом № к от 26 сентября 2011 года истица назначена с 3 октября 2011 года на должность федеральной государственной гражданской службы – ведущего специалиста эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РО и с истицей заключен служебный контракт № 35.
В соответствии с приказом № 42к от 2 апреля 2015 года действие служебного контракта от 03 октября 2011 г, № 35 прекращено и 09 апреля 2015 года референта государственной гражданской службы миской Федерации 1 класса Карпенко ФИО27 от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы - ведущего ал и ста эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области и уволить с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:.. сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Порядок увольнения гражданских служащих при сокращении должностей предусмотрен статьей 31 ФЗ "О государственной гражданской службе", из которой следует, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что сокращение штата, в частности должности, занимаемой истцом, имело место и не оспаривается сторонами в ходе судебного разбирательства.
Уведомлением от 29 января 2015 года, истец предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением ее должности (л.д. 8).
Из материалов дела следует, что ответчик в период после уведомления истца о сокращении должности предлагал имеющиеся вакантные должности, данные обстоятельства подтверждены листком беседы от 31 марта 2015 года (л.д. 9) где указано что истице разъяснено, что на 31 марта 2015 года имеются две вакантные должности – заместитель начальника отдела по защите государственной тайне и заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела. Доводы истца о том, что ответчиком предлагались истцу не все вакантные должности не подтверждены материалами дела.
Так истица указывает, что была также вакантная должность – ведущий специалист-эксперт контрольно-ревизионного отдела, однако данная вакантная должность имелась на дату 9 апреля 2015 года, а не на момент проведения беседы с истицей об имеющихся вакантных должностях.
Истица в ходе рассмотрения дела также не оспаривала что на момент проведения беседы иных вакантных должностей кроме предложенных не имелось, но её позиция заключается в том, что по её мнению работодатель должен был предложить ей все вакантные должности имеющиеся в период с её уведомления о предстоящем сокращении до момента увольнения.
Суд не может согласится с доводами истца, так как исходя из системного толкования положений ст. 31 79-ФЗ, не предусмотрена обязанность представителя нанимателя по многократному предложению вакантных должностей.
То есть ответчиком в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении надлежащим образом исполнил обязанность по предложению вакантных должностей которые имелись в наличие на момент проведения беседы.
При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы (ч.1 ст. 31 79-ФЗ).
Как видно из материалов дела до момента увольнения от истца не поступало каких либо заявлений, выражающих согласие на продолжение службы на предложенных должностях и, как уже указано выше, Приказом Главного управления МЧС России по Ростовской области от 02.04.2015 № 42к прекращено действие служебного контракта Капренко Ю.А. с 09.04.2015 в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии положениями ст. 31 79-ФЗ была проведена внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с привлечением независимых экспертов, в том числе с целью определения преимущественных прав на замещение должностей государственной службы работников, подпадающих под сокращение.
Согласно ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
По результатам внеочередной аттестации от 27.02.2015 аттестационной комиссией не выявлено преимущественное право на замещение должности гражданской службы и принято решение, что Карпенко Ю.А. подлежит сокращению. Решение аттестационной комиссии Карпенко Ю.А. не обжаловалось.
Учитывая, что Главным управлением МЧС России по Ростовской области в соблюден порядок увольнения Карпенко Ю.А., то и оснований для признания приказа об увольнении незаконным и восстановлении истца на службе путем назначения на ранее занимаемую должность до сокращения не имеется.
Требования истца о признании незаконным протокола селекторного совещания Южного регионального центра МЧС России от 20.03.2015 № 8 -ГУ в части запрета приема и переназначения государственных гражданских служащих, сотрудников и работников ФПС ГПС до особого распоряжения Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.4.3.1 приказа МЧС России от 03.12.2014 № 670 «О совершенствовании делопроизводства в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России» протокол является организационно-распорядительным документом, фиксирующим ход обсуждения вопросов и принятие решений на совещаниях, собраниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Сам по себе протокол селекторного совещания не может служить основанием для принятия решения о сокращении должности государственной гражданской службы. Сокращение должностей гражданской службы и внесение изменений в штатное расписание производится на основании распорядительных документов МЧС России.
Сокращение должностей в управлении надзорной деятельности и профилактической работы было произведено на основании Директивы МЧС России.
Требование истца об обязании МЧС России переработать штатную расстановку сотрудников ГУ МЧС России по Ростовской области и восстановить штатную единицу ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ростовской области, не подлежит удовлетворению так как в целях обеспечения выполнения мероприятий в области строительства и развития сил и средств МЧС России с учетом поручения Президента Российской Федерации по сокращению расходов на текущее содержание и повышение эффективности расходов решением коллегии МЧС России от 16.01.2015 № 1/1 «О дополнительных мерах по повышению готовности органов управления и подразделений МЧС России к выполнению задач по предназначению и улучшению социальной защищенности личного состава реагирующих подразделений» было предписано до 30 января 2015 г. провести организационные мероприятия в отношении территориальных органов МЧС России - главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а именно - сократить штатную численность подразделений надзорной деятельности в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации на 10 %. На основании указанного решения коллегии была принята директива МЧС России от 30 января 2015 года № 47-8-3 о сокращении штатной численности - в количестве 22 штатные единицы - 21 должность сотрудника ФПС и 1 должность государственной гражданской службы с 10.04.2015 года.
В соответствии с п. 12 п.п.12 Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министр МЧС России принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов и организаций, находящихся в ведении МЧС России, определяет их структуру и штатное расписание, устанавливает нормативы их штатной численности.
В соответствии с п. 10 приказа МЧС России от 6 августа 2004 г.№ 372 «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задари гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» структуру и штатное расписание Главного управления МЧС России утверждаются Министром МЧС России.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава государственных гражданских служащих организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим в связи с сокращением численности или штата работников организации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Учитывая изложенное основания для удовлетворения требований о переработки штатной расстановки сотрудников ГУ МЧС России по Ростовской области и восстановлении штатной единицы ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ростовской области, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
В иске Карпенко ФИО28 к ГУ МЧС России по Ростовской области, к ЮРЦ МЧС России и к МЧС России о признании незаконным приказа об увольнении, признании незаконным протокола селекторного совещания, об обязании восстановить штатную единицу, восстановить в должности, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного ранения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 7 августа 2015 года.