ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-182/2015 2-182/2015~М-99/2015 М-99/2015 от 4 марта 2015 г. по делу № 2-182/2015


2-182/2015


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» марта 2015 года ст. Боковская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Заяц Р.Н.,

при секретаре Поповой И.А.,

с участием ст. помощника прокурора Боковской межрайонной прокуратуры Татоян А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елховской О.Е. к Администрации Боковского района о восстановлении на работе, взыскании суммы за время вынужденного прогула, взыскании выплат, причитающихся при увольнении, с денежной компенсацией за их задержку и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:


Елховская О.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Боковского района, в котором просила признать её увольнение незаконным и восстановить на работе в Администрации Боковского района с ДД.ММ.ГГГГ года в должности начальника отдела имущественных и земельных отношений Администрации Боковского района. Взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере рублей. Взыскать с ответчика причитающиеся ей выплаты в связи с увольнением и их несвоевременной выплатой.

Сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ года она была принята на должность муниципальной службы ведущего специалиста по управлению муниципальным имуществом Администрации Боковского района согласно распоряжению Главы Боковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № №.

ДД.ММ.ГГГГ года она была назначена на должность муниципальной службы - начальника отдела имущественных и земельных отношений в порядке перевода на основании распоряжения Главы Боковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № №.

ДД.ММ.ГГГГ года с ней был заключен трудовой договор № №.

Замещение вакантной должности «начальник отдела имущественных и земельных отношений» было произведено в соответствии с необходимыми квалификационными требованиями для данной должности, предусмотренными Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 года №786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области».

ДД.ММ.ГГГГ года она была освобождена от занимаемой должности и уволена с муниципальной службы по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата (распоряжение Администрации Боковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № №).

Считает своё увольнение незаконным, так как работодателем был нарушен установленный трудовым законодательством порядок увольнения.

В штатном расписании поменялось название должности. Вместо начальника отдела имущественных и земельных отношений появилась должность заместителя начальника экономического отдела, а обязанности остались прежними, если сравнивать должностные инструкции. Ввели новую единицу с новым названием, приняли нового сотрудника, а её сократили. То есть, сокращения численности и сокращения штата сотрудников фактически не было, поменялось только название должности.

Согласно статьи 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Это требование закона при её увольнении ответчиком - Администрацией Боковского района выполнено не было.

05.11.2014 года её ознакомили с уведомлением о сокращении по истечении 2-х месяцев её с занимаемой должности в связи с принятием решения Собрания депутатов Боковского района от 30.09.2014 года № 242 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Боковского района от 21.12.2011года № 90 «Об утверждении структуры Администрации Боковского района».

В структуру Администрации района внесены изменения: Отдел имущественных и земельных отношений выведен из организационной структуры Администрации района, и занимаемая её должность начальника отдела имущественных и земельных отношений сокращена, как и должности двух ведущих специалистов отдела имущественных и земельных отношений, которые входили в состав отдела имущественных и земельных отношений. Однако специалистов отдела имущественных и земельных отношений о предстоящем сокращении никто не собирался предупреждать и не предупреждал.

Пункт 1.1 распоряжения Администрации Боковского района №309 от 16.10.2014 года «О внесении изменений в распоряжение администрации Боковского района №400 от 31.12.2013 г.» исключает «Отдел имущественных и земельных отношений» из штатного расписания, п. 1.2. устанавливает, что должность начальника отдела имущественных и земельных отношений исключается после проведения всех правовых процедур, предусмотренных при увольнении сотрудника при сокращении штата, то есть она находилась на должности начальника отдела имущественных и земельных отношений в отсутствие самого отдела более 3 месяцев, что явно нарушало её трудовые права и обязанности.

Но занимаемая ею должность начальника отдела имущественных и земельных отношений была исключена решением Собрания депутатов Боковского района от 30.09.2014 года № 242 с 02.10.2014 года.

Принятие выше указанных правовых актов повлекло нарушение её конституционных и трудовых прав работника.

С предложенной ей должностью заместителя директора муниципального автономного учреждения Боковского района «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» она не была согласна, так как данная должность не является должностью муниципальной службы и, соответственно, она теряет все гарантии, предусмотренные для муниципальных служащих.

Вторая предложенная ей должность ведущего специалиста по опеке и попечительству отдела социальной защиты населения вообще отсутствовала в штатном расписании отдела социальной защиты населения.

Третья должность ведущего специалиста по опеке и попечительству отдела образования является временной должностью в связи с нахождением постоянного сотрудника в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Глава Боковского района ФИО13 имея вакантную должность заместителя начальника экономического отдела, соответствующую её квалификации, не предложил ей эту должность, а взял человека со стороны ДД.ММ.ГГГГ года, уже после принятия решения о сокращении отдела имущественных и земельных отношений, то есть человека, который по сути дела не занимался данной работой никогда ранее. Ей в этой должности было отказано.

В экономический отдел согласно решению Собрания депутатов Боковского района от 30.09.2014 года № 242 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Боковского района от 21.12.2011 года № 90 «Об утверждении структуры Администрации Боковского района» вводят 2 единицы ведущих специалистов: ведущий специалист по управлению муниципальным имуществом и ведущий специалист по распоряжению земельными участками. Однако ей снова не предлагают данные должности, а автоматически переводят туда специалистов из отдела имущественных и земельных отношений. Хотя она имеет более высокую квалификацию и производительность труда, занимая должность начальника отдела в течение более 4 лет. В течение всего периода работы она могла заменить и заменяла любого из отсутствующих специалистов отдела, специалисты между собой никогда не были взаимозаменяемы, каждый вел только свое направление работы. И она считает, что оставшиеся на работе другие специалисты ФИО14 и ФИО15 обладают меньшей квалификацией, чем она.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком. На её иждивении находится несовершеннолетний сын, её заработная плата является постоянным и основным источником средств к существованию. В её семье нет других работников с самостоятельным заработком, так как они проживают вдвоем с сыном, который является учеником класса МБОУ «». Незаконно оставив её без работы, а её доход является основным постоянным источником семейного бюджета, ответчик поставил под угрозу жизнь и благополучие её и её несовершеннолетнего сына, в том числе и получение образования её сыном, поскольку иных источников дохода, кроме работы она, не имеет.

ФИО16 нарушает её преимущественное право для трудоустройства.

Таким образом, работодатель в силу статьи 180 ТК РФ обязан был предложить ей все вакантные должности, соответствующие её квалификации.

26.09.2014 года ФИО17 заставлял её написать заявление об увольнении и перейти заместителем директора МАУ «МФЦ» Боковского района, и что в случае её отказа он просто сократит отдел имущественных и земельных отношений, что и произошло.

Уже 30.09.2014 года было принято решение Собрания депутатов Боковского района № 242 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Боковского района от 21.12.2011 года № 90 «Об утверждении структуры Администрации Боковского района» об упразднении отдела имущественных и земельных отношений, которое по сути дела свелось к сокращению не отдела, а её как начальника отдела имущественных и земельных отношений.

26.09.2014 года Глава Боковского района создал все условия, чтобы отстранить её от исполнения должностных обязанностей. Это вызвало психоэмоциональное перенапряжение, в результате чего ухудшилось её состояние здоровья, и она вынуждена была обратиться к врачу, находилась на лечении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в МБУЗ «, что подтверждается листком нетрудоспособности. В результате неправомерных действий ответчика резко ухудшилось состояние её здоровья, что привело не только к длительной временной нетрудоспособности, но и к необходимости дальнейшего обследования и лечения в , что привело к существенным материальным затратам.

Одновременно своими действиями работодатель унизил её профессиональную честь и достоинство в глазах и трудового коллектива, и коллег из других районов области, чем причинил ей (с учетом её опыта работы, квалификации, отношения к своим профессиональным обязанностям) существенные нравственные страдания.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размере, определяемом соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения морального вреда работнику и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Учитывая эти обстоятельства, она полагает, что ответчик своими незаконными действиями причинил ей моральный вред, компенсацию которого она оценивает в рублей.

Помимо этого при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения работника. Ответчик в нарушение статьи 140 ТК РФ не произвел 12.01.2015 года окончательного расчета.

В связи с тем, что при увольнении ДД.ММ.ГГГГ года и на момент подачи искового заявления ей не выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка и не произведен окончательный расчет, то есть работодатель нарушил установленный срок выплат при увольнении, работодатель обязан в соответствии со статьей 236 ТК РФ выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. На момент увольнения информация о сумме окончательного расчета ей предоставлена не была.

В судебном заседании истица Елховская О.Е. иск поддержала, привела изложенные в иске доводы.

Представители ответчика Администрации Боковского района Коунева Т.Н. и Менькова Д.Н. иск в суде не признали, привели доводы, указанные в письменных возражениях на иск. Пояснили также, что решение о структуре Администрации Боковского района принимает Собрание депутатов Боковского района, которое является самостоятельным юридическим лицом. Администрация Боковского района выносила распоряжения об изменениях в структуре Администрации района на основании решения Собрания депутатов Боковского района. Процедуру увольнения истицы Администрация района не нарушила. С 5 ноября 2014 года, с момента предупреждения Елховской О.Е. о предстоящем сокращении, истице предлагались все имеющиеся в Администрации вакантные должности, от которых она отказалась. Должность заместителя начальника экономического отдела Елховской не предлагалась, так как в то время, когда была вакантна эта должность, 16 октября 2014 года, еще не была запущена процедура сокращения должности истицы. Елховская О.Е. в октябре 2014 года была нетрудоспособна, находилась на больничном, на телефонные звонки не отвечала. Обязанности начальника отдела имущественных и земельных отношений и обязанности заместителя начальника экономического отдела не совпадают. Положения ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе в случае увольнения истицы применению не подлежат, так как преимущественное право применяется, если сокращаются одинаковые должности. В данном случае два ведущих специалиста из структуры отдела имущественных и земельных отношений были включены в структуру экономического отдела, без изменения существенных условий труда и без перевода. В приказах о приеме на работу, в трудовых книжках этих работников не указан отдел Администрации, в котором должна проходить их работа.

В письменных возражениях на иск ответчик указал, что во исполнение решения Собрания депутатов Боковского района от 30.09.2014 г. № 242 Администрацией Боковского района было принято распоряжение от 16.10.2014 года № 309, в соответствии с которым уведомление о предстоящем сокращении должности начальника отдела имущественных и земельных отношений Администрации района было вручено Елховской О.Е. 05.11.2014 года. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года Елховская О.Е была временно нетрудоспособна, что подтверждается листками нетрудоспособности.

В соответствии с п. 1.2 распоряжения Администрации Боковского района № 309 от 16.10.2014 года должность начальника отдела имущественных и земельных отношений исключается после исполнения всех правовых процедур, предусмотренных при увольнении по сокращению штатов. В связи этим, не менее чем двухмесячный срок, предусмотренный ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации предупреждения о предстоящем сокращении не истек, должность начальника отдела из штатного расписания Администрации района не исключена. Принятие указанных нормативных правовых актов Собранием депутатов Боковского района и Администрацией не привело к нарушению конституционных и трудовых прав работника.

Уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатов истцом получено 05.11.2014 года. В период с 06.11.2014 по 12.01.2015 работник продолжал занимать указанную должность и получал заработную плату. В исковом заявлении не указано, в чем именно выразилось нарушение конституционных и трудовых прав истца.

В силу статьи 180 ТК РФ Елховской О.Е. 05.11.2014 года было вручено уведомление от 05.11.2014 года № 66.5.1/4649 о предстоящем сокращении должности и предложением вакантной должности заместителя директора Муниципального автономного учреждения Боковского района «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг», с которым Елховская не согласилась, письменно указав об этом на полученном уведомлении.

Далее, 11.11.2014 года Елховской О.Е. было вручено уведомление № № о вакантной должности муниципальной службы – ведущего специалиста по вопросам опеки и попечительства отдела социальной защиты населения Администрации Боковского района. Однако, была допущена техническая ошибка, необходимо было указать «отдел образования Администрации района». В котором в срок до 25.11.2014 необходимо было письменно сообщить о своем согласии или отказе от предлагаемой должности муниципальной службы. На указанном уведомлении истица также указала, что с неправомерным увольнением в связи с сокращением не согласна.

С целью устранения допущенной технической ошибки 14.11.2014 года Елховской О.Е. вручается уведомление № № о вакантной должности муниципальной службы - ведущего специалиста по вопросам опеки и попечительства отдела образования Администрации Боковского района, на котором истица указала, что отказывается от предложенной должности, т.к. считает ее сокращение неправомерным.

Таким образом, с целью исполнения статьи 9 Областного закона «О муниципальной службе в Ростовской области» при сокращении штата работников органа местного самоуправления Елховской О.Е. была предложена должность муниципальной службы в отраслевом (функциональном) отделе органа местного самоуправления – Отделе образования Администрации Боковского района и иная должность – в МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» Боковского района.

Доводы истца, о нарушении статьи 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении штата также являются несостоятельными, поскольку решением Собрания депутатов от 30.09.2014 № 242 подраздел «Отдел имущественных и земельных отношений» исключен из раздела 1. аппарат Главы района, а не ликвидирован. В связи с чем никаких организационных мероприятий, связанных с ликвидацией, не проводилось. Муниципальные служащие отдела имущественных и земельных отношений (два ведущих специалиста) из структуры отдела имущественных и земельных отношений были включены в структуру экономического отдела, без изменения существенных условий труда и перевода, что также подтверждается записью в трудовых книжках работников.

Таким образом, сокращение штата Администрации не подразумевает уменьшение количества штатных единиц, работников Администрации.

Доводы истца о наличии вакантной должности заместителя начальника экономического отдела являются несостоятельными, поскольку в экономический отдел указанная должность введена на основании решения Собрания депутатов № 242 от 17.09.2014 года. В структуру Администрации района должность включена на основании распоряжения от 16.10.2014 № 309. Мероприятия, связанные с сокращением штата, Администрацией района осуществлены только 05.11.2014 года путем вручения уведомления истцу в первый рабочий день после окончания временной нетрудоспособности. В связи с чем вакансии должности заместителя начальника экономического отдела на момент начала процедуры сокращения штата, то есть 05.11.2014, не было. Кроме того, в указанный период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец была временно нетрудоспособна и проходила лечение в в . Указанные обстоятельства стали известны лишь после сдачи истцом листка нетрудоспособности для оплаты. О месте своего нахождения в данный период истец никому не сообщала, на телефонные звонки не отвечала.

Поэтому, в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и формированию резерва управленческих кадров Боковского района от 13.10.2014 года было принято решение рекомендовать на должность заместителя начальника экономического отдела ФИО18 Данное решение было принято на основании распоряжения Администрации Боковского района от 01.04.2014 № 79 «Об утверждении муниципального резерва управленческих кадров Боковского района в 2014 году».

31.10.2014 года распоряжением Администрации Боковского района № 328 утверждаются должностные инструкции сотрудников экономического отдела, исполнение обязанностей Елховской О.Е. в период с 05.11.2014 по 12.01.2015 осуществляется на основании ранее утвержденной должностной инструкции начальника отдела имущественных и земельных отношений (распоряжение от 25.03.2014 № 70), с которой она была ознакомлена 25.03.2014 года. В связи с чем изменения трудовых функций у Елховской О.Е. в указанный период не было.

В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса РФ с приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). С распоряжением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № № Елховская О.Е. была ознакомлена 12.01.2015 года, заверенная копия также получена ею 12.01.2015г.

Окончательный расчет при увольнении был произведен лишь ДД.ММ.ГГГГ года по причине отсутствия дотаций с областного бюджета. Сумма денежной компенсации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после увольнения по день фактического расчета включительно, уплачивается в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и составляет согласно прилагаемой справке рублей 87 копеек.

Денежная компенсация была выплачена истцу.

На основании пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

С целью соблюдения предусмотренных гарантий и компенсаций сокращаемым работникам, а также сохранения уровня жизни и благополучия семьи, истцу дважды предлагались вакантные должности, одна из которых остается актуальной по настоящее время. На предварительном судебном заседании истцу также предлагалось рассмотреть возможность трудоустройства, однако от предложенной вакансии истец категорически отказывается. Администрацией района приняты исчерпывающие меры по трудоустройству истца, а также выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка и произведен окончательный расчет.

В связи с чем, вины в действиях Администрации района нет. Требование истца о выплате компенсации морального вреда в размер рублей является неразумным и необоснованным.

Таким образом, никаких нарушений трудовых прав работника администрацией района допущено не было.

(том 2 л.д. 103-108)

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить иск в части восстановления на работе, взыскании суммы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, изучив материалы дела, надзорное производство Боковской межрайонной прокуратуры по заявлению Елховской О.Е., суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению. При этом иск Елховской О.Е. в части восстановления на работе и взыскании суммы за время вынужденного прогула подлежит удовлетворению. Иск в части компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению, а остальные требования Елховской О.Е. удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Из материалов дела следует, что истица с ДД.ММ.ГГГГ года работала в Администрации Боковского района временно в должности ведущего специалиста по управлению муниципальным имуществом на основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ года и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ года (том 1 л.д. 69, 70-71).

На основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ года истица была в порядке перевода назначена на должность муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений Администрации Боковского района на срок полномочий Главы Боковского района, и ДД.ММ.ГГГГ года с ней был заключен новый трудовой договор (том 1 л.д. 72, 73-76).

Распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ года Елховская О.Е. уволена с занимаемой должности в связи с сокращением штатов 12.01.2015 года (том 1 л.д. 77).

Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

При разрешении заявленных истицей требований подлежит выяснению вопрос, имело ли место в действительности сокращение штата в Администрации Боковского района и соблюдена ли процедура увольнения истицы.

Из материалов дела усматривается, что Елховская О.Е. была уволена на основании решения Собрания депутатов Боковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № №, распоряжения Администрации Боковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № №, распоряжения Администрации Боковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № №.

Решением Собрания депутатов Боковского района от ДД.ММ.ГГГГ года № №, опубликованным 02.10.2014 года, внесены изменения в структуру Администрации Боковского района. Из раздела «Аппарат Главы района» исключен подраздел «Отдел имущественных и земельных отношений», в подраздел «Экономический отдел» добавлены три должности: заместителя начальника отдела, ведущего специалиста по управлению муниципальным имуществом и ведущего специалиста по вопросам земельных отношений (том 1 л.д. 146-147).

Ранее решением Собрания депутатов Боковского района от 21.12.2011 года

«Об утверждении структуры Администрации Боковского района» в «Отдел имущественных и земельных отношений» входило три должности: начальник отдела, ведущий специалист по управлению муниципальным имуществом и ведущий специалист по вопросам земельных отношений (том 1 л.д. 137-143).

В соответствии с решением Собрания депутатов Боковского района от 30.09.2014 года распоряжением Администрации Боковского района № 309 от 16.10.2014 года в штатное расписание Администрации Боковского района на 2014 год также были внесены изменения. Исключен раздел «Отдел имущественных и земельных отношений». Должность начальника отдела имущественных и земельных отношений исключена после исполнения всех правовых процедур, предусмотренных при увольнении сотрудника по сокращению штатов. Одновременно этим распоряжением в экономический отдел добавлены должности заместителя начальника отдела, ведущего специалиста по управлению муниципальным имуществом и ведущего специалиста по вопросам земельных отношений (том 1 л.д. 108-109).

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ года распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ года на должность муниципальной службы заместителя начальника экономического отдела назначена ФИО19 (том 1 л.д. 206), которая ранее в Администрации Боковского района не работала и стажа муниципальной службы не имеет.

Два ведущих специалиста отдела имущественных и земельных отношений ФИО20 и ФИО21 после издания данного распоряжения продолжили работу в экономическом отделе на должностях ведущего специалиста по управлению муниципальным имуществом и ведущего специалиста по вопросам земельных отношений без вынесения каких-либо распоряжений о переводе, что представляется суду правомерным, так как при приеме их на работу не был оговорен конкретный отдел Администрации района, в котором будет осуществляться их работа (том 1 л.д. 211-218).

Положения ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе в данном случае применению не подлежат, так как занимаемые истицей, а также ФИО22 и ФИО23 должности не были одинаковыми.

Администрация Боковского района ДД.ММ.ГГГГ года вынесла распоряжение № № о предупреждении Елховской О.Е. о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата не менее чем за два месяца со дня получения уведомления, но не позднее 05.06.2015 года (том 2 л.д. 126).

05.11.2014 года, после окончания временной нетрудоспособности, истица была предупреждена о предстоящем увольнении по сокращению штатов, и ей была предложена вакантная должность, не входящая в структуру Администрации Боковского района (том 1 л.д. 81).

При сравнении штатного расписания Администрации Боковского района на 2014 год, утвержденного распоряжением № 400 от 31.12.2013 года (том 1 л.д. 97-101), и штатного расписания Администрации Боковского района с 01 октября 2014 года, утвержденного распоряжением № 309 от 16.10.2014 года (том 2 л.д. 72-75), видно, что на начало 2014 года штатный состав работников аппарата Главы Администрации района составлял 48 единиц, а с 01.10.2014 года 51 единицу. В экономическом отделе появилась должность заместителя начальника экономического отдела. Должность начальника отдела имущественных и земельных отношений в штатном расписании сохранена до фактического увольнения истицы. Другие штатные единицы были введены ранее 01 октября 2014 года.

Как усматривается из должностных инструкций начальника отдела имущественных и земельных отношений и заместителя начальника экономического отдела, должностные обязанности истца и нового работника ФИО24 являются практически одинаковыми, с добавлением новому работнику некоторых функций экономического характера (том 1 л.д. 222-233, том 2 л.д. 14-24). При этом ФИО25 также как и истица, не имеет экономического образования. Квалификационные требования при замещении данных должностей также являются одинаковыми. Занимаемая Елховской О.Е. должность начальника отдела имущественных и земельных отношений относится к группе главных должностей муниципальной службы, а должность заместителя начальника экономического отдела относится к группе ведущих должностей муниципальной службы, то есть, к нижестоящей группе должностей муниципальной службы.

Таким образом, суд считает, что фактически сокращение штата в Администрации Боковского района не имело место, а имело место лишь переименование занимаемой истицей должности начальника отдела имущественных и земельных отношений на заместителя начальника экономического отдела.

Кроме того, суд полагает, что ответчиком нарушена процедура увольнения истицы.

Согласно разъяснению, данному в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии с частью третьей ст. 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии.

Исходя из положений части 3 ст. 81 и части 1 ст. 180 Трудового кодекса РФ предлагать другую имеющуюся работу (должность) работодатель обязан в течение всего периода проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников.

Как усматривается из материалов дела, в период проведения мероприятий по сокращению должности истицы в Администрации Боковского района имелась вакантная должность заместителя начальника экономического отдела, введенная в штатное расписание 16.10.2014 года, которая истице не предлагалась. При этом процедура сокращения должности истицы была начата работодателем, как считает суд, с 16.10.2014 года, с вынесения распоряжения Администрации Боковского района № 309 от 16.10.2014 года. Данных о том, что указанную должность заместителя начальника экономического отдела истица не смогла бы выполнять по тем или иным причинам, материалы дела не содержат. Таких доказательств не представлено и ответчиком.

Как предусмотрено ст. 5 Областного закона Ростовской области «О муниципальной службе в Ростовской области» от 09 октября 2007 года № 786-ЗС, для замещения ведущих должностей муниципальной службы, к которой относится должность заместителя начальника экономического отдела, необходимо высшее образование; стаж муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет, а для граждан, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома - не менее одного года стажа муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности.

Доводы ответчика о том, что должность заместителя начальника экономического отдела не предлагалась истице, так как с 26.09.2014 года по 31.10.2014 года истица была временно нетрудоспособна и не находилась на работе, суд считает несостоятельными, так как они не основаны на законе.

Никаких письменных предложений о работе в должности заместителя начальника экономического отдела, в том числе и посредством почтовой связи, истице не направлялось.

Кроме того, именно в день вынесения распоряжения о сокращении должности истицы и о введении новой должности заместителя начальника экономического отдела, то есть ДД.ММ.ГГГГ года, на эту должность была назначена ФИО26 Исходя из протокола заседания комиссии по рассмотрению кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и формированию резерва управленческих кадров Боковского района, ФИО27 была рекомендована на должность заместителя начальника экономического отдела ДД.ММ.ГГГГ года (том 2 л.д. 110).

Следовательно, кандидатура истицы на указанную должность вообще не рассматривалась, и работодатель не имел намерений предлагать эту должность истице.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Так как увольнение истицы является незаконным, подлежат удовлетворению ее исковые требования о восстановлении на работе в должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений Администрации Боковского района с ДД.ММ.ГГГГ года.

В силу ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

При расчете суммы среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 13.01.2015 года по 04.03.2015 года, суд принимает во внимание представленную в материалы дела справку Администрации Боковского района о средней заработной плате истицы, согласно которой размер среднего заработка истицы за последние 12 месяцев перед ее увольнением составил рублей (том 2 л.д. 81).

Согласно ч. 4 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Согласно справке-расчету, платежным поручениям и реестрам на зачисление денежных средств, Администрацией Боковского района истице выплачено выходное пособие за период с 13.01.2015 года по 12.02.2015 года в размере рублей (том 2 л.д. 76-80).

В связи с чем сумма среднего заработка за время вынужденного прогула с 13.01.2015 года по 04.03.2015 года составляет рублей 20 копеек (средняя заработная плата за 1 месяц 20 дней - выплаченное выходное пособие = руб.).

В соответствии со ст. 394 ТК РФ, в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Поскольку в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истицы в связи с незаконным ее увольнением, суд с учетом характера и объема причиненных истице нравственных страданий, степени вины ответчика, принимая во внимание требования разумности и справедливости, приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда, определив размер такой компенсации в рублей.

Доводы истицы о том, что в результате действий работодателя она находилась на лечении в МБУЗ и в больнице суд считает несостоятельными, так как эти доводы о причине перенесенных истицей заболеваний не подтверждены никакими доказательствами. Аналогичные заболевания истицы имели место и до начала процедуры по ее увольнению.

Иск Елховской О.Е. в части взыскания выплат, причитающихся ей при увольнении, с денежной компенсации за их задержку удовлетворению не подлежит. Работодатель после увольнения произвел причитающиеся Елховской О.Е. выплаты, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами (том 2 л.д. 76-80) и не отрицалось истицей. Указанные выплаты действительно, произведены ответчиком с задержкой. После предъявления иска в суд ответчик 17.02.2015 года и 27.02.2015 года перечислил истице денежную компенсацию за задержку причитающихся ей при увольнении выплат, что подтверждается справками ответчика, платежными поручениями и реестром на зачисление денежных средств (том 2 л.д. 111-113, 229-230).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Иск Елховской О.Е. удовлетворить частично.

Восстановить Елховскую О.Е. на работе в должности муниципальной службы начальника отдела имущественных и земельных отношений Администрации Боковского района с ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с Администрации Боковского района в пользу Елховской О.Е. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 13.01.2015 года по 04.03.2015 года в размере рублей 20 копеек.

Взыскать с Администрации Боковского района в пользу Елховской Оксаны Евгеньевны компенсацию морального вреда в размере рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено к 06 марта 2015 года.

Председательствующая: подпись.