ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Определение от 20 июня 2011 г.


Ростовский областной суд






Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ



Судья Политко Ф.В. Дело №33-8252



ОПРЕДЕЛЕНИЕ



20 июня 2011 года г.Ростов-на-Дону


Судебная коллегия по гражданским делам


Ростовского областного суда в составе:


председательствующего: Чеботаревой М.В.,


судей: Абрамова Д.М.,


Чайка Е.А.


при секретаре Абаевой Т.Т.,


с участием прокурора Корниенко Г.Ф.


рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.


гражданское дело по заявлению прокурора г.Новочеркасска о признании недействующим постановления Администрации г.Новочеркасска от 03.11.2009 года №2885 «Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление» по кассационному представлению прокурора, принимавшего участие в деле, на решение Новочеркасского городского суда от 15.04.2011 года,


УСТАНОВИЛА:


Администрацией г.Новочеркасска принято постановление от 03.11.2009 года №2885 «Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление», которое опубликовано в газете «Ведомости Новочеркасские» №23 (104) за ноябрь 2009 года.


Прокурор г.Новочеркасска обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного постановления, утверждая, что оно противоречит федеральному законодательству – Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку полномочий у администрации на принятие такого нормативного правового акта не имеется, постановление возлагает не предусмотренные законодательством обязанности на различных субъектов.


Представитель Администрации г.Новочеркасска возражал против удовлетворения заявления.


Решением Новочеркасского городского суда от 15.04.2011 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.


В кассационном представлении прокурора, принимавшего участие в деле, содержатся требования об отмене решения как незаконного, вынесенного вопреки нормам материального права.


Представитель Администрации г.Новочеркасска в суд не явился, извещен, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.2 ст.354 ГПК РФ


Выслушав объяснения прокурора, полагавшего решение подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам пришла к следующим выводам.


Оспариваемым постановлением утверждено Положение о порядке передачи многоквартирных домов в непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в управление управляющей организации, определенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Положением предусмотрены различные правила, имеющие процедурный характер, регулирующие порядок обращения инициатора передачи многоквартирного дома в ту или иную форму управления. Пунктом 3 Положения предусмотрено принятие МУ «Департамент городского хозяйства города Администрации Новочеркасска» распоряжения о передаче многоквартирного дома в управление.


В качестве приложений утверждены образцы заявления, акта о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, акта передачи технической документации на многоквартирный дом.


В пункте 2 оспариваемого постановления указано на рекомендование всем лицам, уполномоченным собственниками помещений, осуществлять управление домом в связи с выбором способа управления многоквартирными домами согласно приложению к данному постановлению.


По своему характеру с учетом факта опубликования постановление обладает признаками нормативного правового акта.


Практика применения постановления и содержание Положения, иных приложений, сама форма постановления свидетельствуют о нормативном характере предписания, несмотря на наличие пункта 2.


Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что нормам ЖК РФ и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановление не противоречит, оно принято в пределах полномочий Администрации г.Новочеркасска, подписание постановления заместителем главы Администрации вызвано нахождением Мэра в отпуске, что подтверждено распоряжением. К компетенции органов местного самоуправления в сфере управления многоквартирными домами могут быть отнесены не только полномочия, перечисленные в статье 165 ЖК РФ, но и иные полномочия в области управления многоквартирными домами, не выявлено данных о нарушении постановлением прав и свобод граждан. Ликвидация МУ ДГХ не входит в предмет проверки по настоящему делу.


Решение подлежит отмене по следующим основаниям.


Статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены вопросы местного значения городского округа.


В соответствии со статьей 14 ЖК РФ:


1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:


1) учет муниципального жилищного фонда;


2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;


3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;


4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;


5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;


6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;


7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;


8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;


9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;


9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;


10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.


Согласно статье 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:


1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;


2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;


3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.


В силу ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:


1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;


2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;


3) управление управляющей организацией.


Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.


Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.


Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.


В соответствии со ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.


Из приведенных правовых норм нельзя сделать вывод о наличии у органа местного самоуправления (в данном случае у администрации городского округа) полномочия по установлению порядка передачи многоквартирного дома в определенную форму управления. В решении суд не привел конкретную норму права, в силу которой такое полномочие имеется, ссылка на возможность применения аналогии закона и аналогии права в данном случае не может быть признана обоснованной, поскольку вопрос о наличии полномочия у органа местного самоуправления на принятие нормативного акта в определенной сфере правоотношений имеет публично-правовой характер, поэтому согласно ст.14 ЖК РФ соответствующее полномочие должно быть прямо предусмотрено законом.


Правоотношения по принятию решения о конкретной форме управления и последующих действиях в данной области урегулированы нормами ЖК РФ. Дополнительное правовое регулирование этих жилищных правоотношений на уровне органа местного самоуправления не требуется.


Наличие методических рекомендаций от 10.05.2003 года №58, принятых Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (л.д.46-54) не означает, что в муниципальных образованиях должны быть приняты соответствующие нормативные акты, применение на практике методических рекомендаций возможно и без принятия постановления, аналогичного оспариваемому.


В соответствии с ч.2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.


Установленные данной правовой нормой обстоятельства нашли подтверждение по делу.


Таким образом, решение суда подлежит отмене в силу п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ (неправильное применение норм материального права) с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований – постановление подлежит признанию недействующим с момента вступления в законную силу определения судебной коллегии.


Руководствуясь ст.ст.360-362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда


ОПРЕДЕЛИЛА:


решение Новочеркасского городского суда от 15.04.2011 года отменить.


Принять новое решение: заявление прокурора г.Новочеркасска удовлетворить.


Признать недействующим постановление Администрации г.Новочеркасска от 03.11.2009 года №2885 «Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление» с момента вступления настоящего определения в законную силу.


Председательствующий:


Судьи: