ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-512/2017 2-512/2017~М-444/2017 М-444/2017 от 8 июня 2017 г. по делу № 2-512/2017


№ 2-512/2017


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» июня 2017 года ст. Боковская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Заяц Р.Н.,

при секретаре Букиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корниенко М.В. к Администрации Боковского района о включении в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Боковского района,

У С Т А Н О В И Л:


Корниенко М.В. обратился в суд с иском к Администрации Боковского района, в котором просил обязать ответчика включить его в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Боковского района.

Сослался на то, что 11 февраля 2003 года Главой Администрации Советского района Ростовской области было вынесено Постановление № 51 о направлении его в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «» .

На основании указанного Постановления он был определён в областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «» . В детском доме «» он находился с 30.08.2004 года по 12.02.2008 года.

14.02.2003 года главой Администрации Советского района Ростовской области было вынесено Постановление № 60 о закреплении за несовершеннолетними Корниенко М.В., ФИО21 ФИО22., ФИО23 жилой площади в домовладении, расположенном по адресу:

Заочным решением Советского районного суда Ростовской области от 18.03.2003 года его мать, ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была лишена родительских прав в отношении его и его братьев.

9 ноября 2010 года Администрацией Советского района Ростовской области было вынесено Постановление № 274 о признании Постановления главы Администрации Советского района № 60 от 14.02.2003 года «О закреплении за несовершеннолетними Корниенко М.В., ФИО25 ФИО26 ФИО27 жилой площади» недействительным.

В связи со снятием с регистрационного учёта по адресу: , он был зарегистрирован 30.01.2013 года в в домовладении, принадлежащем ФИО28 в котором проживал и был зарегистрирован по 08.10.2014 года.

С 08.10.2014 года по 17.04.2015 года он был зарегистрирован и проживал по адресу: в домовладении, которое числится за ФИО29

С 12.05.2015 года по 18.10.2016 года он был зарегистрирован и проживал по адресу: в домовладении, принадлежащем ФИО30

С 20.10.2016 года по настоящее время он зарегистрирован и проживает по адресу: в домовладении, принадлежащем ФИО31

17.01.2017 года он обратился в Администрацию Боковского района с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилье как сирота, однако в связи с достижением возраста 23 лет Администрация поселения отказала ему в постановке на учёт.

Он вынужден обратиться в суд с иском о включении в общеобластной список и обеспечении жилым помещением, поскольку никаких домовладений и иной недвижимости на территории Боковского и Советского районов он не имеет, что подтверждается справками ГУПТИ РО и уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.

На протяжении с 2003 года он проживал или в детском доме, или на съемных квартирах.

Истец Корниенко М.В. в судебном заседании поддержал исковые требования. Пояснил, что после выхода из детского дома с 2004 года по 2007 год он обучался в , где и проживал в общежитии, а зарегистрирован был в детском доме. В училище директор ему сказал, что жилье ему как сироте не положено, так как за ним закреплено жилье родителей. После окончания училища он проживал у бабушки в . С 13 мая 2010 года по 18 мая 2011 года он служил в армии, после чего вновь вернулся проживать в дом к бабушке. С 2008 года по 2013 год он нигде прописан не был. В жилье родителей не проживал и не проживает, так как это жилье развалилось. С 2013 года он проживал в съемном жилье на территории , затем на территории . В 2012 году в органе опеки и попечительства Советского района ему действительно поясняли, какие документы необходимо собрать для постановки его на жилищный учет как сироты. В это время он узнал, что за ним жилья родителей не закреплено. Однако, он до настоящего времени не смог собрать необходимые документы для постановки на учет, так как постоянно работал в и не имел возможности собирать документы. Его брату ФИО32 на территории Боковского района предоставили жилье два года назад.

Представитель истца – Егоров А.И., иск Корниенко М.В. в суде поддержал, привел доводы, изложенные в иске. Пояснил, что Корниенко М.В. длительно не обращался с заявлением о постановке на жилищный учет как сирота в связи с тем, что ему необходимо было зарабатывать деньги на существование, он работал в . Данных о том, что в органе опеки и попечительства Корниенко М.В. разъясняли, что он может собрать документы через своего представителя по доверенности, не имеется. Из-за юридической неграмотности Корниенко М.В. этого не знал. Истец относится к лицам из числа детей-сирот, своего жилья не имеет, жилое помещение ему не предоставлялось. Поэтому по закону истец сохраняет право на получение жилого помещения и после достижения 23 лет.

Представитель ответчика Администрации Боковского района Коунева Т.Н. иск в суде не признала, пояснила, что истцом не указано и в суд не представлено, имелись ли у Корниенко М.В. до достижения 23-летнего возраста препятствия для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также доказательства ненадлежащего исполнения обязанностей по защите его прав органами опеки и попечительства, образовательными или иными учреждениями. С 2010 года, по достижении 23-летнего возраста, и до настоящего времени истец в орган опеки и попечительства Администрации Боковского района для постановки на жилищный учет не обращался. На момент обращения в Администрацию Боковского района истец достиг -летнего возраста, поэтому ему было отказано в постановке на жилищный учет. Истец пропустил срок исковой давности обращения в суд, начало которого исчисляется с даты вынесения в 2010 году постановления об отмене постановления администрации Советского района о закреплении за ним жилой площади. Уважительных причин пропуска срока исковой давности у него нет. Просит отказать истцу в иске в связи с пропуском срока исковой давности.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования Администрации Боковского района Дуравкина Л.В. в суде полагала иск Корниенко М.В. не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что Корниенко М.В. никогда не состоял на жилищном учете как лицо из числа детей-сирот. В органе опеки и попечительства Администрации Советского района истцу рассказывали о том, какие нужно собрать документы для написания заявления и постановки на учет, сами заказывали для него документы в юстиции, БТИ. Однако, Корниенко М.В. длительное время ничего не делал для постановки на жилищный учет, пропустил срок для постановки на такой учет и для обеспечения его жильем.

Выслушав доводы истца, представителей сторон, представителя органа опеки и попечительства отдела образования Администрации Боковского района, изучив материалы дела, суд считает, что иск Корниенко М.В. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено ст. 99 ЖК РФ:

1. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как предусмотрено ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.ст. 4, 5 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС в редакции Областного закона Ростовской области от 03.12.2012 года № 988-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»:

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

2. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлениям в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

3. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), формируется органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции управления в сфере образования. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Орган исполнительной власти Ростовской области, осуществляющий функции управления в сфере образования, формирует список по дате постановки указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Основания для включения лиц, указанных в настоящей части, в список, перечень необходимых документов, порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области между собой и с органами местного самоуправления при формировании списка устанавливаются Правительством Ростовской области.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Областного закона РО от 03.12.2012 № 988-ЗС) исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).

Согласно ч. 1 ст. 5 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Судом установлено, что Корниенко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На момент обращения в Администрацию Боковского района с заявлением о постановке на жилищный учет и на момент подачи искового заявления в суд истцу исполнилось лет.

Родители истца – ФИО33 и ФИО34., решением Советского районного суда Ростовской области от 18 марта 2003 года лишены родительских прав в отношении истца, являвшегося в то время несовершеннолетним (л.д. 17-18).

11.02.2003 года постановлением Главы Администрации Советского района № 51 Корниенко М.В. был направлен в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом » , где находился на полном государственном иждивении с 07.02.2003 года по 30.08.2004 года (л.д. 16, 21).

С 2004 года по 2007 год он обучался в (л.д. 37).

С 13 мая 2010 года по 18 мая 2011 года истец проходил срочную службу в армии.

14.02.2003 года на основании постановления Администрации Советского района № 60 за несовершеннолетним Корниенко М.В. была закреплена жилая площадь в домовладении, расположенном по адресу: , по месту жительства его родителей (л.д. 16).

09.11.2010 года, когда истцу Корниенко М.В. исполнилось 23 года, постановлением Администрации Советского района было признано недействительным постановление от 14.02.2003 года о закреплении, в том числе за несовершеннолетним Корниенко М.В., жилой площади (л.д. 19-20).

Однако истец, после вынесения этого постановления, не имея никакой жилой площади, проживая в съемных жилых помещениях с 2013 года по настоящее время, о чем он указал в своем исковом заявлении и представил в суд доказательства, не принял мер к постановке на жилищный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После окончания в 2007 году учебы в и в последующем истец в ошибочно закрепленном за ним жилом помещении не проживал, пояснив, что это жилье развалилось, и было не пригодно для проживания. Однако истец, зная о нарушении своих жилищных прав, после достижения им совершеннолетия не подавал заявлений о постановке его на жилищный учет и не пытался восстановить в судебном порядке свои нарушенные права.

Судом установлено, что до 2017 года с требованиями о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения истец не обращался.

В суд с настоящими исковыми требованиями истец обратился 10.05.2017 года, спустя шесть лет шесть месяцев после вынесения постановления Администрации Советского района от 09.11.2010 года, значительно пропустив срок обращения с заявлением к ответчику и в суд. Суд считает, что истец пропустил трехлетний срок обращения в суд за защитой нарушенного права, начало которого исчисляется с 09.11.2010 года.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Как предусмотрено п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Суд считает, что срок исковой давности истцом пропущен без уважительной причины.

Истцом не было представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него объективной возможности знать о том, что ранее закрепленное за ним жилое помещение непригодно для проживания, и что ему необходимо самостоятельно обращаться с заявлением о постановке на жилищный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как предусмотрено ст. 205 ГК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Суд считает необходимым отказать истцу в иске в связи с пропуском срока исковой давности и в связи с признанием неуважительными причин пропуска данного срока.

Дополнительные гарантии, установленные Законом от 21.12.1996 года, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.

Право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Поскольку ни Корниенко М.В. до достижения 23-летнего возраста, ни органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления не обращались, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19 октября 2010 N 1282-О-О, от 24 января 2013 года N 120-О, нормой абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

В материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетнего Корниенко М.В., повлекших лишение его права на обеспечение жилым помещением. Кроме того, истец по достижении совершеннолетия имел возможность самостоятельно получить соответствующую информацию и своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, однако он этого не сделал, обратился с соответствующим заявлением только по достижении 29 лет.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. После достижения совершеннолетия право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Доказательств, того, что в период с 18 до 23 лет, а также с 23 лет до 29 лет, истец обращался в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано, истцом суду первой инстанции не представлено.

Согласно ответу отдела образования Администрации Советского района Ростовской области, так как на момент отмены закрепления жилой площади за Корниенко М.В. 09.11.2010 года тот достиг совершеннолетия, то для постановки его на жилищный учет ему необходимо было с заявлением и собранными необходимыми документами обратиться в жилищную комиссию. В период времени с сентября 2012 года по сентябрь 2015 года Корниенко М.В. в устной форме обращался в орган опеки и попечительства с вопросом о постановке его на жилищный учет. Корниенко М.В. неоднократно выдавался перечень необходимых документов для постановки его на жилищный учет, а также оказывалась помощь в сборе документов. Однако, когда Корниенко М.В. выдавался перечень документов, он длительное время (около года) отсутствовал. Когда Корниенко М.В. обращался вновь в орган опеки и попечительства, то у него были не все необходимые документы, а у собранных органом опеки и попечительства документов истекал срок действия. До настоящего времени Корниенко М.В. с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, не обращался, в связи с чем Корниенко М.В. не состоит и не состоял на регистрационном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 53).

Из указанного ответа и других материалов дела следует, что Корниенко М.В. знал о том, что он не состоит на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; что органы опеки и попечительства разъяснили ему необходимость самостоятельного обращения с заявлением о постановке на жилищный учет, однако истец этого своевременно не сделал.

С учетом изложенного, суд считает, что причины, по которым истец до лет не смог реализовать свое право на обеспечение жильем, уважительными не являются.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В иске Корниенко М.В. к Администрации Боковского района о включении в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Боковского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено к 12 июня 2017 года.

Председательствующая подпись