ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение от 25 июня 2013 г.


дело №
Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

25 июня 2013 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Бородько Л. Д.,

С участием прокурора Ивановой Н. В.

при секретаре судебного заседания Гукасян С. К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах Гусевой ФИО11 и Гусева ФИО12 к Администрации г. Ростова-на-Дону, к Правительству Ростовской области, к Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Гусевой О. М. об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение указав в обоснование заявленных исковых требований, что Гусева О. М., , в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Гусевой О.М. - ФИО6, решением суда Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей, отца нет (в свидетельство о рождении записан со слов матери). За Гусевой С. М., в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей», благоустроенное жилое помещение не закреплялось.

Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ Гусева О. М. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилья с семьёй из одного человека.

Гусевой О.М. в г. исполнилось 18 лет и в настоящий момент она подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди.

У Гусевой О.М. ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Гусева О. М. обратилась к Главе администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о внесении изменений в учетное дело, просит считать состав её семьи - 2 человека. Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в учётное дело гр. Гусевой О.М. состав её семьи - 2 человека.

До настоящего момента Гусева О. М. и её несовершеннолетний сын постоянного жилья не имеют, никаких прав на жилое помещение не приобрели, жилое помещение Гусевой О.М. и её семье в соответствии с действующим законодательством не предоставлено, в связи с чем она вынуждена снимать жилое помещение. В настоящий момент она зарегистрирована и проживает по адресу: . Право пользования данным домовладением у Гусевой О.М. возникло на основании договора поднайма (найма) жилого помещения.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма ( ч.1 ст. 1, п. 3 ст. 2 ЖК РФ).

На основании изложенного просит суд вынести решение которым обязать Правительство РО выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Гусевой О. М. на семью из двух человек и обязать Администрацию города Ростова-на-Дону предоставить Гусевой О. М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью на двух человек, не мене нормы предоставления вне очереди.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону.

Прокурор ДД.ММ.ГГГГ заявил ходатайство в порядке ст. 39 ГПК РФ об уточнении исковых требований, уточненные исковые требования приняты определением суда и в соответствии с данными уточнениями просит суд обязать Администрацию города Ростова-на-Дону предоставить Гусевой О. М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью на двух человек, не менее нормы предоставления за счет средств федерального бюджета.

Истица Гусева О. М., действующая за себя и за своего малолетнего сына, явилась, просила иск удовлетворить и просила суд не отказывать в предоставлении ей жилья на двух человек, так как и она и её сын стоят на учете как нуждающиеся в жилье.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Иванова Н.В. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель Администрации города Ростова-на-Дону Маныч Н. В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, иск не признал, просил в иске отказать, так как права Гусевой О. М. не нарушены, в предоставлении жилья ей не отказано, существует определенный административный порядок который должен соблюдаться и в его рамках Гусева О. М. получит жильё.

Представитель Администрации Железнодорожного района Попова Н. Н., действующая на основании доверенности, явилась пояснила что полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению и дала пояснения аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление.

Правительство Ростовской области, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области извещены, представителей в судебное заседание не направили, в материалы дела представили отзывы, суд определил рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

Так, судом установлено, что Гусева О. М., года рождения, в соот­ветствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Гусевой О. М. – отец неизвестен и вписан в свидетельство о рождении со слов матери, а мать ФИО6 решением Железнодорожного районного суда гор. Ростова-на-Дону суда от года признана безвестно отсутствующей.

Родители Гусевой О. М. собственного жилья не имели, что подтверждается сведениями УФРС по Ростовской области об отказе в предоставлении запрашиваемой информации, а так же сведениями МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону.

Жилье за Гусевой О. М., в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не закреплялось.

Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № от года Гусева О. М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список для внеочередного предоставления жилой площади с составом семьи – один человек.

Распоряжением № от года администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону внесены изменения в учетное дело Гусевой О. М. и состав её семьи признанной нуждающейся в жилом помещении – два человека: она и её сын ФИО3.

Стороны не оспаривали того обстоятельства, что Гусева О. М. и её сын собственного жилья не имеет и по настоящее время жильем не обеспечены.

На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет правонажилище. Никто не может быть произвольно лишенжилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся вжилище, онопредоставляетсябесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и другихжилищныхфондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:.. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании ст.98.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

В порядке ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

То есть норма указанная в ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ закрепляет порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

К законодательству Российской Федерации относится статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ), в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантияхпосоциальной поддержке детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, законодатель определил, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения им предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Следовательно, право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма на двух человек у Гусевой О. М., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания ей в году МОУ Железнодорожного района гор. Ростова-на-Дону.

В данном случае Гусева О. М. реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилыми помещениями, обратившись с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» вставшие на льготный жилищ­ный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета в возрасте до 23-х лет.

Как видно из ответа Министерства общего и профессионального образования РО от года (л.д. 237, том 1) Гусева О. М. включена в общеобластной список детей сирот подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период 2014-2016 г.г. и будет обеспечена жилым помещением в соответствии с законодательством.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда.

Гусева О. М. имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ, хотя обратился с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, до ДД.ММ.ГГГГ, однако поскольку Федеральным законом №15-ФЗ введен новый порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то суд находит требования об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить Гусевой О. М. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления на семью Гусевой О. М. на семью состоящую из двух человек подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить Гусевой О. М. жилое помещение по договору специализированного жилищного фонда является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.

В соответствии с Областным законом от 22.06.2009 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Изучив все имеющиеся в деле доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения Гусевой О. М. должна быть возложена на муниципальное образование за счет средств, выделенных из бюджета области, а именно в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в соответствии со ст.72 (п. «к»и»ж» ч. 1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, ссылка ответчика на то, что предоставление жилых помещений по договорам найма в государственном жилищном фонде осуществляется за счет субвенций субъекта, не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" в редакции Постановления от 07.03.2013года №125.

При таких обстоятельствах требования прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с учетом поступивших уточнений подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области предоставить Гусевой ФИО13 по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления на двух человек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 1 июля 2013 года