Решение № М-58/2014 2-121 2-121/2014~М-58/2014 2-121/2014 от 6 марта 2014 г.
Дело №2-121 (2014 г.)
Именем Российской Федерации.
06 марта 2014 г. п.Чертково
Чертковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Федосеева В.П.,
при секретаре Бондаревой И.А.,
с участием помощника прокурора Чертковского района ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чертковского района Ростовской области в интересах Заваловой Е.А. к администрации муниципального образования «Чертковский район» Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением, -
У С Т А Н О В И Л :
Истец - прокурор Чертковского района Ростовской области - в интересах Заваловой Е.А. обратился в Чертковский районный суд Ростовской области с иском к ответчику - администрации муниципального образования «Чертковский район» Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением.
В обоснование искового требования он указал, что прокуратурой Чертковского района по заявлению Заваловой Е.А. проведена проверка состояния законности в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Завалова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась с заявлением и необходимым пакетом документов для постановки на учет для получения жилой площади в администрацию Чертковского района Ростовской области. Постановлением администрации Чертковского района от ДД.ММ.ГГГГ № Завалова Е.А. признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на жилищный учет как лицо, относящееся к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (состав семьи 1 человек, номер общей очереди 198, номер льготной очереди - 119). ДД.ММ.ГГГГ Завалова Е.А. окончила государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №95 Ростовской области по профессии «повар, кондитер». ДД.ММ.ГГГГ у Заваловой Е.А. родился сын - Завалов Н.В., в связи с чем постановлением главы администрации Чертковского района от ДД.ММ.ГГГГ № в учетном деле нуждающейся в жилом помещении изменен состав семьи на 2 человека. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на объекты недвижимости Заваловой Е.А. отсутствует. В силу ст.98.1 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Согласно ст.109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п.1 ст.8 Закона РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органами исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам указанной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончанию срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В соответствии со ст.1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 г. №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительными органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаны невозможными. Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой» утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (далее Положение). Пунктом 1 указанного Положения определяется порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее дети-сироты). Детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлениям в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончанию отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, действующим законодательством на администрацию Чертковского района Ростовской области возложена обязанность по предоставлению Заваловой Е.А. жилого помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям. Завалова Е.А. достигла ДД.ММ.ГГГГ возраста 18 лет, окончила ДД.ММ.ГГГГ государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №95 Ростовской области, однако администрация Чертковского района Ростовской области до настоящего времени не исполнила возложенную на нее обязанность по предоставлению Заваловой Е.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор Чертковского района Ростовской области обратился в суд с настоящим иском в защиту прав Заваловой Е.А..
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Чертковского района ФИО1 - поддержала исковое требование и просила суд обязать администрацию муниципального образования «Чертковский район» Ростовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Завалову Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии с жилищными нормами.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Чертковский район» Ростовской области - ФИО2 действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковое требование прокурора Чертковского района Ростовской области не признала, пояснила, что переданные органам местного самоуправления в соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 г. №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия не являются всеобъемлющими, эти полномочия тесно увязаны с деятельностью Министерства общего и профессионального образования, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития и Областной межведомственной комиссией Ростовской области, а финансирование приобретения жилья осуществляется только из средств областного бюджета и их количественные характеристики устанавливаются областным законом об областном бюджете. Она также пояснила, что Заваловой Е.А. планируется предоставить жилое помещение в соответствии с очерёдностью, по мере поступления целевых денежных средств из областного бюджета в бюджет Чертковского района Ростовской области в 2015 г..
Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд считает, что иск прокурора Чертковского района Ростовской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст.2), провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ст.7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18) на основе конституционного равноправия (ст.19 ч.1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (ст.21 ч.1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (ст.40 ч.1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.2 и 3). Соответственно, исходя из положений Конституции РФ, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, РФ призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности, права на жилище, с учётом Положений международно-правовых актов, являющихся в силу ст.15 ч.4 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ. Так, Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) обязывает подписавшие её государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (п.2 ст.3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (ст.4), признавать право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п.1 ст.27).
Частью 3 ст.40 Конституции РФ установлен круг, которые обеспечиваются жильём в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», даны следующие понятия: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.
Детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилым помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, но достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанию прохождения военной службы по призыву, либо окончанию отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом действие положений ст.8 распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013 г. в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения, предоставленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.2 и 3 ст.92 ЖК РФ).
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрены основания предоставления специализированных жилых помещений. Так, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лип по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной зашиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Из ст.100 ЖК РФ следует, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ,
Статьей 148 СК РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на, в том числе и на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Областным законом РО от 22,06.2006 г. №499-ЗС (в редакции от 03.12.2012 г.) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закреплено, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным (далее - государственные полномочия) (ст.1).
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчёта субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объём субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственной: полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете (ст.5 данного закона РО).
В п.14.1 ч.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. №184-ФЗ (в ред. от 02.04.2013 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В Положении о порядке обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённом Правительством Ростовской области от 25.06.2012 г. №539, определён порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным (далее дети-сироты). Также Положение устанавливает порядок расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий лиц.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении, серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Завалова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в , о чём в книге регистрации актов гражданского состояния о рождении ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за № Родители: отец – Завалов А.С. (сведения об отце записаны со слов матери), мать – Завалова С.Н..
ДД.ММ.ГГГГ. Завалова С.Н. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии №, актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации Чертковского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Завалова Е.А. признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на жилищный учет как лицо, относящееся к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» (№ общей очереди - 201, № льготной очереди - 122).
Жилья Завалова Е.А. не имела.
ДД.ММ.ГГГГ Завалова Е.А. окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №95 Ростовской области по профессии «повар, кондитер».
ДД.ММ.ГГГГ. Завалова Е.А. обратилась с заявлением и необходимым пакетом документов для постановки на учет для получения жилой площади в администрацию Чертковского района Ростовской области.
Согласно информации Чертковского филиала ГУПТИ РО от ДД.ММ.ГГГГ. № сведений о зарегистрированном праве собственности на недвижимое имущество или его части (доли) за Заваловой Е.А. не значиться.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на объекты недвижимости, принадлежащие Заваловой Е.А., отсутствует.
На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что Завалова Е.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на день разрешения спора таким жилым помещением не обеспечена, иного жилого помещения в собственности не имеет, то есть является лицом, нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем ей должно быть предоставлено жилое помещение органом местного самоуправления по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной нормативными правовыми актами Ростовской области.
Доводы ответчика о том, что финансирование приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется только из средств областного бюджета и их количественные характеристики устанавливаются областным законом об областном бюджете, не ставит в зависимость предоставление жилья лицу, имеющему указанное право. Недостаточность денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Так, в соответствии с п.8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утверждённым Постановлением Правительства Ростовской области №539 от 25.06.2012 г., администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения граждан указанной категории.
Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.
Факт нахождения Заваловой Е.А. в списках нуждающихся в жилом помещении, выделение субвенций на приобретение жилого помещения и последующее предоставление жилого помещения, не свидетельствуют об отсутствии нарушений прав Заваловой Е.А., так как ее право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии законных и достаточных оснований для удовлетворения искового требования прокурора Чертковского района Ростовской области в защиту интересов Заваловой Е.А. по обеспечению ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в указанный в исковом заявлении срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Исковое требование прокурора Чертковского района Ростовской области в интересах Заваловой Е.А. к администрации муниципального образования «Чертковский район» Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Чертковский район» Ростовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Завалову Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилым помещение, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии с жилищными нормами.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Чертковский районный суд Ростовской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 10.03.2014 г..
Председательствующий: