Решение № М-381/2013 2-367/13 2-367/2013~М-381/2013 2-367/2013 от 21 ноября 2013 г.
Именем Российской Федерации
21 ноября 2013 года село Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
при секретаре Бойко А.Н.,
с участием представителя прокуратуры Песчанокопского района Фроловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-367/13 по исковому заявлению прокурора Песчанокопского района Ростовской области в интересах Москалец Е.Ю. к Администрации Песчанокопского района Ростовской области об обязании обеспечить Москалец Е.Ю. жилым помещением,
Прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Москалец Е.Ю. к Администрации Песчанокопского района Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением, в котором просит обязать Администрацию Песчанокопского района Ростовской области обеспечить Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование исковых требований истец указал, что в прокуратуру Песчанокопского района обратилась Москалец Е.Ю., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с заявлением о защите жилищных прав. Проведенной проверкой установлено, что на основании постановления Главы администрации Песчанокопского района № от ДД.ММ.ГГГГ Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передана под опеку М.Е., поскольку ее мать М.Л. решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец М.Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Москалец Е.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 1 человек. До настоящего времени жилье Москалец Е.Ю. не предоставлено. Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм возложена на органы исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст.8 Федерального закона от 21ю12ю1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В данном случае к законодательству Российской Федерации относится статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Поскольку государство приняло на себя обязательства в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено. На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 №499-ЗС (ред. от 03.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст.2 указанного Закона). Предъявление прокурором данного иска обусловлено тем, что основанием для предъявления иска послужило обращение граждан, касающееся защиты нарушенных прав в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, что не противоречит требованиям ч.1 ст.45 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области Фролова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить, установить срок для исполнения требований 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец Москалец Е.Ю., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора Песчанокопского района поддерживает и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Песчанокопского района, представители третьих лиц Правительства Ростовской области, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
От представителя Министерства общего и профессионального образования Ростовской области поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленных суду возражениях просил отказать в удовлетворении иска, заявленного в интересах Москалец Е.Ю., указав, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей с 01.01.2013 года, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Федеральным законом №15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в Жилищный кодекс РФ. : п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривающий внеочередной порядок предоставления жилого помещения лицам указанной категории граждан, исключен. В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет Правительством Ростовской области принято постановление от 25.06.2012 №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». Согласно Постановлению №539 общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями формируется на основании данных органов местного самоуправления по дате их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления. Данный список формируется в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Вышеназванным Положением предусмотрено, что министерство общего и профессионального образования Ростовской области по данным органов местного самоуправления в целях формирования областного бюджета на трехлетний период и расчета объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов формирует по дате постановки на учет общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем финансовом году, формирует по дате постановки на учет в срок до 1 февраля года, предшествующего первому году трехлетнего периода, общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период, и представляет данные списки в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области для согласования. После согласования данные списки утверждаются общеобластной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан. На основании утвержденных списков формируется областной бюджет, в котором рассчитывается необходимый объем денежных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, состоящих в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Москалец Е.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ года. Оснований выделения ей жилого помещения до обеспечения жилым помещением лиц данной категории, поставленных на учет ранее него, не имеется. В общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2014 по 2016 годы, Москалец Е.Ю. включена на основании ходатайства главы администрации муниципального района. Данный список формируется в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В связи с тем, что Москалец Е.Ю. состоит в общеобластном списке, денежные средства на приобретение ему жилого помещения будут заложены в областном бюджете и переданы органам местного самоуправления для приобретения жилого помещения. Жилое помещение Москалец Е.Ю. будет предоставлено в установленном порядке без дополнительного решения суда. Право на обеспечение жилым помещением в настоящее время не нарушено, истец состоит в списке граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета, таким образом органы государственной власти исполнили обязанности, возложенные законом, по обеспечению лиц данной категории жилыми помещениями. Возложенные на Минобразование области обязанности по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнены в полном объеме в установленный срок. В соответствии со ст. 1 Областного закона от 22.06.06 №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления. Обязанность по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан возложена на органы местного самоуправления. Данная позиция, по мнению Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, подтверждена апелляционным определение Ростовского областного суда от 18.02.2013 по делу №33-1864/2013, согласно которому указание в решении суда об обязании Правительства Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения для гражданина направлено на вмешательство суда в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области. В соответствии с постановлением Правительства РО от 25.06.2012 №539 расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований на приобретение жилых помещений лицам указанной категории граждан осуществляет Министерство строительства Ростовской области. Расчет субвенций необходим для формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Для выделения муниципальному району средств для приобретения жилого помещения Москалец Е.Ю. необходимые денежные средства должны быть заложены в областном бюджете. Согласно Областному закону №499-ЗС администрации муниципальных районов и городских округов имеют право предоставлять детям-сиротам, для обеспечения которых выделены средства областного бюджета, жилые помещения, соответствующие социальной норме, в имеющемся муниципальном жилищном фонде. При условии направления выделенных средств областного бюджета на строительство или приобретение других жилых помещений в муниципальную собственность для дальнейшего предоставления по договорам социального найма данной категории граждан. Представитель третьего лица считает, что удовлетворении исковых требований прокурора Песчанокопского района Ростовской области, заявленных в интересах Москалец Е.Ю., должно быть отказано.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Песчанокопского района Ростовской области подлежит удовлетворению:
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Представленные истцом доказательства, подтверждают, что Москалец Е.Ю. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Согласно свидетельству о рождении серии , выданному ДД.ММ.ГГГГ г., паспорту , выданному Отделением в селе Песчанокопское УФМС России по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ г., Москалец Е.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ в , ее родителями являются: отец – М.Ю., мать – М.Л..
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец , умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Из решения Белокалитвинского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка х., лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ; Москалец Е.Ю. передана органу опеки и попечительства Администрации Песчанокопского района Ростовской области для решения вопроса об установлении над опеки (попечительства).
Постановлением Главы Администрации Песчанокопского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ г., подтверждается, что над несовершеннолетней Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном назначена М.Е..
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка , умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Главы Администрации Песчанокопского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена С.А..
В личном деле истца не содержится заявления о том, что она просит предоставить ей жилое помещение по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, следовательно, такая обязанность у органов местного самоуправления возникла по достижении истцом 18-летнего возраста.
Из ходатайства Отдела образования Администрации Песчанокопского района № от ДД.ММ.ГГГГ года, адресованного главе Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области, следует, что указанная организация просит рассмотреть представленную документацию на Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать ее нуждающейся в жилой площади и поставить на внутримуниципальный учет, как претендента на жилую площадь из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
01.07.2011 года Москалец Е.Ю. обратилась к Главе Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
О признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением Москалец Е.Ю. на основании Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 №499-ЗС (ред. от 03.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст.109.1 ЖК РФ свидетельствует протокол заседания жилищной комиссии Администрации Рассыпненского сельского поселения №3 от 18.07.2011 г., утвержденный постановлением Главы Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области №36 от 18.07.2011 г., согласно которому Москалец Е.Ю. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета, сформированным Отделом образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области, подтверждается, чтоМоскалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ (№ дата окончания учебного заведения – 2013 год.
Согласно справке Донского педагогического колледжа № от 07.02.2012 года Москалец Е.Ю. является студенткой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Справка отдела адресно-справочной работы ОУФМС России по РО в с. Песчанокопское МО в п. Орловский от 11.11.2011 года, справка Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области № от 17.11.2011 года, свидетельствуют о том, что Москалец Е.Ю. зарегистрирована по адресу , в селе Рассыпное, Песчанокопского с ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из акта проверки жилищных условий Москалец Е.Ю. от 20.01.2012 года комиссии Администрации Рассыпненского сельского поселения Ростовской области, Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по , в домовладении, собственником которого является С.Н. По данному адресу также проживают: С.Н., С.А., С.Т., С.Н. Москалец Е.Ю. является нанимателем жилого помещения на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ года. Заключение комиссии: Москалец Е.Ю., являющаяся сиротой собственного жилья не имеет, нуждается в улучшении жилищных условий.
Выписки из похозяйственных книг Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области № от 18.07.2011 года, № от 23.01.2012 года, выданные из похозяйственной книги №04, лицевой счет №339, свидетельствуют о том, что С.Н. является собственником домовладения, расположенного по адресу: , где зарегистрированы: жена – С.А., сыновья – С.Т., С.Н., племянница Москалец Е.Ю.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), суд применяет к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями Конституции РФ, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом РО от 22.06.2006 г. N 449-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Москалец Е.Ю. на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем исковые требования прокурора о возложении на администрацию Песчанокопского района обязанности по обеспечению истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, подлежат удовлетворению.
Учитывая тот факт, что финансирование государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилым помещением осуществляется за счет предоставляемых бюджету Песчанокопского района субвенций из областного бюджета, суд считает необходимым установить 12 месячный срок для исполнения решения суда, вступившего в законную силу.
Руководствуясь Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, судья
Исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области в интересах Москалец Е.Ю. к Администрации Песчанокопского района Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением удовлетворить.
Обязать Администрацию Песчанокопского района Ростовской области обеспечить Москалец Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Установить срок исполнения обязательств – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2013 года.
Судья О.Н. Беляева