Решение № 2-984/2013 2-984/2013~М-956/2013 М-956/2013 от 25 декабря 2013 г.
Именем Российской Федерации
( мотивированное)
25 декабря 2013 года ст. Кагальницкая Ростовской области
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В. единолично, при секретаре Асланян К.А., с участием помощника прокурора Кагальницкого района Ростовской области Швец Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах Дзюба Татьяны Владимировны к Администрации Кагальницкого района Ростовской области, Администрации Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области, третьим лицам - Правительству Ростовской области, Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, Администрации г.Донецка Ростовской области, об обязании поставить на квартирный учет и предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кагальницкого района обратилась в суд с данным иском, указав следующее. Дзюба Татьяна Владимировна, 30.11.1990 года рождения, проживает на территории Кагальницкого района Ростовской области. Родителями Дзюба Татьяны Владимировны являются: мать – ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ года, отец – ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ мэра Ростовской области ФИО11 была назначена попечителем несовершеннолетней Дзюба Т.В.. Личное дело подопечной Дзюба Т.В. было направлено по месту жительства попечителя – в органы опеки и попечительства Кагальницкого района для постановки на учет и назначения денежных выплат. Постановлением Главы Кагальницкого района от ДД.ММ.ГГГГ № Дзюба Т.В. поставлена на регистрационный учет, назначена выплата единовременного и ежемесячного денежного пособия на содержание подопечной. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Дзюба Т.В. зарегистрирована по адресу: . На территории Кагальницкого района Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ у Дзюба Т.В. имеется регистрация по месту пребывания по адресу: . С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Дзюба Т.В. имеется временная регистрация по адресу . Данные о наличии в собственности недвижимого имущества у Дзюба Татьяны Владимировны, ФИО2 и ФИО3 отсутствуют. Отдел образования Кагальницкого района Ростовской области, осуществляющий полномочия органа опеки и попечительства несовершеннолетних ДД.ММ.ГГГГ обращался с письмом к Главе Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области о рассмотрении вопроса признания нуждающейся в жилом помещении Дзюба Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данное обращение осталось без ответа. Дзюба Т.В. на квартирный учет не поставлена. ДД.ММ.ГГГГ у Дзюба Т.В. родилась дочь – ФИО4. Отцом ребенка, согласно свидетельству об установлении отцовства, является ФИО12. В зарегистрированном браке Дзюба Т.В. и ФИО12 не состоят, проживают совместно по вышеуказанному адресу. Данное жилое помещение принадлежит матери ФИО12 - ФИО13. В окончательной редакции иска прокурор Кагальницкого района Ростовской области просил: 1) обязать Администрацию Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области поставить Дзюба Татьяну Владимировну, с учетом того, что у неё есть малолетняя дочь, на квартирный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением для получения жилого помещения на территории района как гражданина из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обязать Администрацию Кагальницкого района Ростовской области предоставить Дзюба Татьяне Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, с учетом того, что членом её семьи является её малолетняя дочь ФИО4 (л.д.60-66).
В судебном заседании помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Швец Ю.Ю. и Дзюба Т.В. иск поддержали в полном объёме, подтвердили доводы иска, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика- Администрации Кагальницкого района Ростовской области Никушина А.Д., действующая на основании доверенности (л.д.135), иск не признала, просила в иске отказать. Представлен письменный отзыв ответчика на данный иск, в котором сообщается, что Дзюба Т.В. имеет постоянную регистрацию по месту жительства в Ростовской , в Кагальницком районе Дзюба Т.В. имеет временную регистрацию; предоставление ей жилья должно быть произведено по её постоянному месту жительства. Дзюба Т.В. не обращалась в Администрацию Кагальницкого района Ростовской области с письменным заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении, она не представила необходимые документы для получения жилья. Администрацией Кагальницкого района Ростовской области не было допущено нарушение жилищных прав Дзюба Т.В.. Ответчик просил в иске отказать (л.д. 49-51, 86-87, 137).
Представитель Администрации Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области Гиносян У.А., действующий на основании доверенности (л.д.88), в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Дзюба Т.В. зарегистрирована по месту постоянного места жительства на территории Кагальницкого сельского поселения. Дзюба Т.В. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением для получения жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время требования иска к Администрации Кагальницкого сельского поселения выполнены. Просил в иске к Администрации Кагальницкого сельского поселения отказать.
Представитель Правительства Ростовской области в судебное заседание не прибыл, извещен о рассмотрении дела, в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в судебное заседание не прибыл, извещен о рассмотрении дела. Представлен отзыв на иск, в котором сообщается, что Дзюба Т.В. ДД.ММ.ГГГГ принята на учёт как лицо, нуждающееся в жилом помещении, и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трёхлетний период с 2014 по 2016 годы. На Дзюба Т.В. распространяется порядок, нормативно установленный Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В отношении Дзюба Т.В. осуществляются все необходимые меры по обеспечению жильем в соответствии с установленным порядком. Требование иска о предоставлении Дзюба Т.В. жилья с учётом членов семьи является незаконным и противоречащим Областному Закону Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №539. Просил дело рассмотреть в его отсутствие и в иске отказать (л.д.45-47). В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя данного третьего лица.
Представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской в судебное заседание не прибыл, извещен о рассмотрении дела. Представлен отзыв на иск, в котором сообщается, что требование иска о предоставлении Дзюба Т.В. жилья с учётом членов семьи является незаконным и противоречащим Областному Закону Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Размер площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составляет не менее 25 кв.м. Права на дополнительную жилую площадь Дзюба Т.В. не имеет. Нормы материального права, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривают лишь обеспечение жилыми помещениями детей данной категории без учета членов их семьи. Просил дело рассмотреть в его отсутствие и в иске отказать (л.д.122-125). В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя данного третьего лица.
Представитель Администрации в судебное заседание не прибыл, извещен о рассмотрении дела. Представлен отзыв на иск, в котором сообщается, что в соответствии с действующим законодательством не предусматривается принятие детей-сирот на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Законодательство РФ предусматривает обеспечение жилыми помещениями непосредственно детей-сирот и не распространяется на членов их семьи. Постановлением мэра № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление мэра от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 2 постановления в части закрепления за Дзюба Т.В. жилого помещения признан утратившим силу. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, считает требования истца в части предоставления жилого помещения только Дзюба Т.В. подлежащими удовлетворению (л.д.125-128). В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя данного третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу пункт 2 ст.57 ЖК РФ, ранее предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 15 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 06.03.2013) "О социальной поддержке детства в Ростовской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлениям в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Действие положений статьи 15 вышеуказанного Областного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Областного закона (часть 2 статьи 4 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
В Ростовской области вопросы, связанные с обеспечением жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Областным Законом Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст.1 Указанного Закона, исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).
Постановлением Правительства Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № установлен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), определены полномочия органов по реализации жилищных прав детей данной категории, установлен размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, - не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено следующее.
Дзюба Татьяна Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в Кагальницком районе Ростовской области, имела временную регистрацию по месту жительства в Кагальницком районе, а с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию по месту жительства в Кагальницком районе Ростовской (л.д.21,22,27,28, 93,136). ДД.ММ.ГГГГ у Дзюба Т.В. родилась дочь – ФИО4, ребёнок с рождения зарегистрирован по месту жительства в Кагальницком районе Ростовской области (л.д.18, 24, 93).
Родителями Дзюба Татьяны Владимировны являются ФИО3 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о её рождении (л.д.14).
Свидетельством о смерти подтверждается, что ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Свидетельством о смерти подтверждается, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Постановлением мэра № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 назначена попечителем над Дзюба Т.В. (л.д.21).
Постановлением Главы Кагальницкого района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Дзюба Т.В. в Отделе образования Кагальницкого района, как органе, осуществляющем полномочия органа опеки и попечительства несовершеннолетних, поставлена на регистрационный учёт как ребёнок-сирота; попечителю ФИО11 назначена выплата единовременного и ежемесячного денежного пособия на содержание подопечной (л.д.22).
Согласно свидетельству о рождении Дзюба Т.В. является матерью несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.18).
Согласно сообщению Отдела образования Кагальницкого района Дзюба Т.В. в Отдел образования Кагальницкого района с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на квартирный учет как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась. Отделом образования заведено учетное дело Дзюба Т.В., однако до настоящего времени оно не сформировано в полном объеме в виду отсутствия ряда документов (л.д.53).
Согласно сообщению Администрации Дзюба Т.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданин из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном учреждении «Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации » не состоит, жилым помещением не обеспечивалась (л.д.91).
Согласно справке ООО «Городская управляющая компания» ФИО2 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; по адресу: Ростовская , ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92).
Согласно постановлению мэра № от ДД.ММ.ГГГГ Дзюба Т.В. определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за несовершеннолетней Дзюба Т.В. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (л.д.103).
Постановлением мэра № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление мэра от ДД.ММ.ГГГГ № 1244, пункт 2 постановления признан утратившим силу (л.д.132).
Согласно выписке из ЕГРП собственником квартиры по адресу: является ФИО7 (л.д.133-134).
Из справок МУПТИ Ростовской , БТИ Кагальницкого района, из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в ним запрашиваемых сведений, на Дзюба Т.В. и её умерших родителей отсутствует информация о правах данных лиц на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.Донецка Ростовской области и Кагальницкого района Ростовской области (л.д. 29-31, 33-34, 54-55, 90-92).
Постановлением Главы Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Дзюба Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 144).
Свидетель ФИО11 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что она состояла в браке с ФИО3 - отцом истицы. В 2006 году ФИО3 умер. Мать истицы – ФИО2 умерла в 2005 году. Они общались с девочкой, она раньше приезжала к ним в гости. После смерти ФИО2 Таня стала проживать с бабушкой в . Они жили в бывшем общежитии, площадь квартиры около 12 кв. метров. Затем Таню оформили в детский дом, так как бабушка была престарелая. Из детского дома девочку ей не дали, так как она не работала. Тогда она устроилась на работу и поехала за Таней. В 2008 году её назначили попечителем над Таней, она забрала девочку из детского дома, они стали проживать вместе в ст.Кагальницкой. С этого времени Дзюба Т.В. проживает в ст.Кагальницкой.
Разрешая данный спор, суд исходит из того, что родители Дзюба Т.В. умерли, она с 17 лет проживает в Кагальницком районе Ростовской области, ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 23 года, ДД.ММ.ГГГГ она закончила образовательное учреждение – сельскохозяйственный профессиональный лицей № (л.д.20). Дзюба Т.В. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечена жилым помещением. Поскольку государство не исполнило обязательств в отношении Дзюба Т.В. по обеспечению жилым помещением, имеет место нарушение прав Дзюба Т.В., как лица, оставшегося без попечения родителей. Нахождение Дзюба Т.В. в общеобластном списке лиц для предоставления жилого помещения и предполагаемое выделение субвенций на приобретение жилья в течение трёх лет нельзя расценивать как отсутствие нарушений прав Дзюба Т.В., так как Дзюба Т.В. не реализовано право на обеспечение жилым помещением, как на момент достижения 18 лет, так и на момент окончания образовательного учреждения; жильё ею не получено.
Отсутствие субвенций из областного бюджета и соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области не является основанием для нарушения жилищных прав Дзюба Т.В., установленных ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем, суд учитывает, что суд не вправе вмешиваться в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области, которые осуществляются в соответствии с Областным законом Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области». Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». Поскольку порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно определён, то решение суда не должно его подменять.
При принятии решения суд также учитывает, что Дзюба Т.В. ДД.ММ.ГГГГ включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трёхлетний период с 2014 по 2016 годы, что подтверждается сообщением Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области (л.д. 46).
В связи с этим, Дзюба Т.В., в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как лицо, оставшееся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование иска об обязании Администрации Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области поставить Дзюба Т.В. на квартирный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением для получения жилого помещения как лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кагальницкого сельского поселения Дзюба Т.В. уже поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 144). Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст.13 ЖК РФ, п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусматривается принятие детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Областным Законом Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ №1152-ЗС «О внесении изменений в статью 15 Областного Закона «О социальной поддержке детства в Ростовской » и Областной Закон Ростовской «Об учёте граждан в качестве нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской », вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (со дня официального опубликования в газете «Наше время» №394-395), признаны утратившими силу положения, предусматривающие принятие на учёт и ведение учёта нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот. Положения Постановления Правительства Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № также не предусматривают принятие детей-сирот на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В иске содержится требование обеспечить жилым помещением не только Дзюба Т.В., как лицо из числа детей-сирот, а также и её дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Не подлежит удовлетворению требование иска об обязании предоставления жилья Дзюба Т.В. с учетом члена её семьи - дочери ФИО4, 2011 года рождения. Согласно п.1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда однократно предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений именно лицам, указанным в приведённой статье, то есть детям-сиротам. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", с соответствующими изменениями, внесенными постановлением Правительства Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской ". Согласно данному постановлению Правительства Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № 539, размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения; в случае если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением, - не менее 34 кв. м общей площади жилого помещения. сверх установленной общей нормы площади жилого помещения предоставляется детям-сиротам, имеющим на нее право, при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. м. (п. 4 постановления). Согласно п. 5 постановления Правительства Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № на Министерство общего и профессионального образования Ростовской возложена обязанность по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, и по дате принятия на учет - общеобластного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период в целях формирования областного бюджета на трехлетний период и расчета объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов. По смыслу приведенных норм материального права, регулирующих порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями обеспечиваются только дети- сироты без учета членов семьи. Таким образом, исковые требования об обязании Администрации Кагальницкого района Ростовской области предоставить Дзюба Т.В. жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления на двух человек (с учётом дочери) не основан на законе.
Суд не соглашается с доводами ответчика - Администрации Кагальницкого района Ростовской области о том, что Дзюба Т.В. не обращалась в Администрацию с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Данные доводы опровергаются представленными ответчиками и исследованными в судебном заседании материалами дела квартирного учёта на Дзюба Т.В.. Данное дело заведено Администрацией Кагальницкого района Ростовской области в 2012 году, имеет наименование – «дело квартирного учёта»; дело заведено на Дзюба Т.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд также учитывает, что Дзюба Т.В. ДД.ММ.ГГГГ включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трёхлетний период с 2014 по 2016 годы, что подтверждается сообщением Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области (л.д. 46). Включение Дзюба Т.В. в данный общеобластной список осуществлено по материалам, предоставленным Администрацией Кагальницкого района Ростовской области.
В силу закона истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Кагальницкого района Ростовской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Кагальницкого района Ростовской области предоставить Дзюба Татьяне Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.12.2013 года.
Судья Н.В.Поляков