ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-940/2013 2-940/2013~М-898/2013 М-898/2013 от 16 сентября 2013 г.


Дело №2-940/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 16 сентября 2013 года гор.Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Челомбитко М.В.

с участием прокурора Сенкиенко А.Н.,

истицы Гондаренко В.А., представителя ответчика Администрации Зерноградского района Ростовской области по доверенности №01.2-05/1038 от 10.07.2013 года – Соломенцевой Е.В., представителя третьего лица управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области по доверенности №1 от 01.01.2013 года – Бондаренко О.В.

при секретаре Дмитриченковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах Гондаренко ФИО10 к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третьим лицам Администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области, управлению образования Администрации Зерноградского района Ростовской области, Правительству Ростовской области, Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Зерноградского района Ростовской области обратился в суд с указанным иском в интересах Гондаренко В.А. к Администрации Зерноградского района Ростовской области и третьим лицам, мотивировав свои требования тем, по обращению Гондаренко В.А. была проведена проверка исполнения требований действующего законодательства по обеспечению жильем лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что мать заявительницы – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец - ФИО3 решением Зерноградского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением Главы Зерноградского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Гондаренко В.А. была учреждена опека. В ДД.ММ.ГГГГ году Гондаренко В.А. окончила обучение и получила аттестат об основном общем образовании. Постановлением администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Гондаренко В.А. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Таким образом, Гондаренко В.А. с ДД.ММ.ГГГГ подлежала обеспечению жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, поэтому прокурор с учетом изменений просит суд обязать ответчика предоставить Гондаренко ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

В судебном заседании помощник прокурора Сенкиенко А.Н. и истица Гондаренко В.А. измененные исковые требования поддержали, пояснив, что до сегодняшнего дня истица жилым помещением не обеспечена и нарушение ее прав не устранено.

Представитель ответчика Соломенцева Е.В. и представитель третьего лица управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области – Бондаренко О.В. в судебном заседании исковые требования не признали и поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.47-53), дополнив, что иск не содержит требование о выделении ответчику средств из областного бюджета на приобретение жилья для Гондаренко В.А., поэтому иск не подлежит удовлетворению, так как решение суда в такой редакции будет невозможно исполнить.

В судебное заседание не явились третьи лица, которые были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, при этом, Глава Мечетинского сельского поселения Зерноградского района предоставил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации (л.д.62), остальные третьи лица сведений о причинах неявки не предоставили. В соответствии с ч.ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п.8 ч.1 ст.92 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье 98 ЖК РФ указано, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ст.5 названного Федерального закона предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Областным законном Ростовской области от 22 июня 2006 года N499-ЗС (ред. от 03.12.2012 г.) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст.1 указанного Областного закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст.2 закона).

В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, Правительство Ростовской области своим Постановлением N539 от 25.06.2012г. утвердило Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), и Положение о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 2 Положения о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрено, что расходование субвенций осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области путем предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и заявок администраций муниципальных образований Ростовской области, составленных на основании заключенных договоров купли-продажи, долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов, согласованных с финансовыми органами администраций муниципальных образований Ростовской области.

Судом установлено, что истица Гондаренко ФИО12 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а ее отец ФИО3 решением Зерноградского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, поэтому постановлением Главы Зерноградского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Гондаренко ФИО13. была учреждена опека (л.д.12, 13, 14).

ДД.ММ.ГГГГ Гондаренко В.А. окончила обучение в и получила аттестат об основном общем образовании (л.д.16, 17).

На основании заявления Гондаренко В.А. после достижения ею 18 лет постановлением администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ истица поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящаяся к категории граждан - дети, оставшихся без попечения родителей, и включена в сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.15).

Из материалов дела следует, что истица не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и не имеет в собственности жилых помещений, поэтому Гондаренко В.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, однако на момент судебного разбирательства ответчик не выполнил свои обязательства перед истицей, и она не обеспечена жилым помещением, право на предоставление которого гарантировано данной категории граждан Конституцией РФ, законодательством РФ и субъектов РФ. Ответчиком указанные обстоятельства не оспариваются.

Доводы ответчика и письменные возражения третьего лица не основаны на нормах закона и отклоняются судом по следующим основаниям.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций из бюджета Ростовской области, поскольку это не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на получение жилья по договорам специализированного найма жилого помещения.

Довод ответчика об отсутствии в иске требования о выделении ему средств из областного бюджета на приобретение жилья истице не может быть принят судом, так как требование об обязании Правительства Ростовской области выделить денежные средства администрации Зерноградского района направлено на вмешательство суда в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области, которые осуществляются в соответствии с Областным законом от 22.10.2005 г. N380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области".

Кроме того, включение истицы в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период, предполагающее выделение ответчику субвенций из областного бюджета, и доводы о том, что денежные средства на приобретение Гондаренко В.А. жилого помещения будут заложены в областном бюджете и будут переданы органам местного самоуправления для приобретения жилого помещения, не являются основанием для отказа в иске, поскольку государство не исполнило своих обязательств в отношении истицы по обеспечению жилым помещением, и имеет место нарушение ее прав.

Право истицы на обеспечение жилым помещением, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент судебного разбирательства, не реализовано, жилье ею не получено, поэтому исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, так как иск предъявлен в целях восстановления жилищных и социальных прав Гондаренко В.А.

В соответствии со ст.ст.89, 103 ГПК РФ государственная пошлина по делу не подлежит взысканию с ответчика в связи с его освобождением от уплаты на основании пп.19 п.1 ст.33336 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:


Удовлетворить иск прокурора Зерноградского района.

Обязать Администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Гондаренко ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2013 года.


Судья М.В.Челомбитко