Решение № 2-8255/2015 2-897/2016 2-897/2016(2-8255/2015;)~М-7847/2015 М-7847/2015 от 11 февраля 2016 г. по делу № 2-8255/2015
Дело № 2-897/16
Именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Евангелевской Л.В.,
при секретаре Бурба С.М.,
рассмотрев дело по иску Барилова ДД к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Правительство Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Отдел образования Первомайского района г.Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений,
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Барилов ДД относится к На основании распоряжения главы Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма. На основании распоряжения главы Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ Барилов Д.Д. включен в , подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени по независящим от него причинам жилым помещением не обеспечен. Поскольку его право на внеочередное предоставление жилого помещения признано администрацией Первомайского района города Ростова-на-Дону и постановлением главы Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ Барилов Д.Д. включен , подлежащих обеспечению жильем, в собственности или на ином праве пригодного для проживания жилого помещения не имеет, и жилье ему до настоящего времени не предоставлено, администрация Первомайского района города Ростова-на-Дону обязана обеспечить Барилова Д.Д. жилым помещением общей площадью в пределах социальной нормы за счет средств, выделенных из бюджета области, поскольку государственные полномочия Ростовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, передать исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов и реализуются в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». В период с 15.11.2012 г. по 31.01.2015 г. Барилов Д.Д. обучался в , находился , во время обучения проживал в общежитии по адресу: С 21.02.2015 г. Барилов Д.Д. состоит в браке с ФИО12 и имеет ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения которые своего жилья не имеют и зарегистрированы по месту пребывания по адресу: РФ С ДД.ММ.ГГГГ проходит на в настоящее время. На основании изложенного просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону незамедлительно предоставить Барилову ДД благоустроенное жилое помещение общ площадью не менее нормы предоставления.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, согласно которым просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, а также взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело в его отсутствие рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Бондарева С.Г., действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования с учетом уточнений в полном объеме, просила их удовлетворить, указав, что до настоящего времени жильем не обеспечен, в собственности жилого помещения не имеет.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Попов М.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывая на отсутствие нарушений прав истца со стороны ответчика.
Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Чебанян М.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что между Департаментом координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ. № № о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в общеобластной список на 2015 год, согласно данному договору Барилову Д.Д. выделены средства федерального бюджета в размере 1 117 500 рублей. Во исполнение указанного договора Департаментом координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону проводились аукционы на заключение муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ.Аукционы, проводимые 13 и 20 июля 2015 года, выиграло ОАО «Ростовское». Муниципальный контракт от 04.08.2015 г. № 42 на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенный с ОАО «Ростовское», прошел государственную регистрацию. Согласно данному муниципальному контракту Барилову Д.Д. закуплена квартира (№ этап строительства, в связи с чем считает нарушений прав истца не имеется.
Иные третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В судебном заседании установлено, что Барилов ДД ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к
Барилова Д.Д.- ФИО16. г., .
Барилов Д.Д. является воспитанником
Согласно представленного учетного дела, Барилов Д.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Администрацию Первомайского района г.Ростова-на-Дону 17.01.2012г. (т.е. в период до достижения истцом 23 –летнего возраста)с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
На основании распоряжения главы Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма.
На основании распоряжения главы Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ. Барилов Д.Д. включен в отдельные списки подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени по независящим от него причинам жилым помещением не обеспечен.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу требований ч. 1 ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-слей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов.
Согласно п. 5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утверждённого постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: от 25 до 33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан; от 34 до 42 кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; от 15 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, истец относится к лицам из категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилье за истцом согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не закреплялось, иное жилье в собственности отсутствует, что подтверждается материалами дела, равно как подтверждается материалами дела и отсутствие какого-либо недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года, поскольку Федеральным законом № 15-ФЗ установлен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, суд находит требования об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить истцу жилое помещение по договору специализированного жилищного фонда является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с Областным законом от 22.06.2009 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Изучив все имеющиеся в деле доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на муниципальное образование в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, в соответствии со ст. 72 (п.п. «к» и «ж» ч. 1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не может согласиться с доводами третьего лица, ответчика об отсутствии факта нарушений прав истца, ссылающихся на наличие заключенного между Департаментом координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области договора от 24.02.2015г. № 51-ДС о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в общеобластной список на 2015 год.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Исковые требования Барилова ДД к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Правительство Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Отдел образования Первомайского района г.Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений- удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Барилову ДД благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не мене нормы предоставления на одиноко поживающего гражданина.
Взыскать с Администрации г. Ростова-на-Дону в пользу Барилова ДД расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 февраля 2016 года.
Судья