ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-696/2016 2-696/2016~М-396/2016 М-396/2016 от 1 апреля 2016 г. по делу № 2-696/2016


Дело № 2-696/ 2016г.


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

01 апреля 2016 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи Разиной Л.В.

с участием ст. помощника Сальского городского прокурора Хомковой К.Э.,

при секретаре Красниковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах Кузьменко К. М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

УСТАНОВИЛ:


Сальский городской прокурор Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Кузьменко К.М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.

Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21,22 ФЗ «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Кузьменко К.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей – оставшихся без попечения родителей.

Мать КОМ – признана безвестно отсутствующей решением Сальского городского суда от 24.04.2001г., отец в свидетельстве о рождении не значится.

На основании заявления ВНГ Постановлением Главы Администрации Сальского района Ростовской области от 02.03.1998 г. № 180 над Кузьменко К.М. установлена опека, опекуном назначена ВНГ.

Постановлением Администрации Сальского городского поселения от 10.06.2013 г. №558 Кузьменко К.М. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно актам проверки жилищных условий Кузьменко К.М. нуждается в улучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем за счет средств областного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45, ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. ст. 8, 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просил суд: Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Кузьменко К.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления.

В судебное заседание истец Кузьменко К.М. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, о дне судебного слушания извещен надлежащим образом (л.д.41).

В судебное заседание явился ст.помощник Сальского городского прокурора Хомкова К.Э., заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

В судебное заседание явился представитель Администрации Сальского района по доверенности Орешкова А.С., с заявленными требования не согласилась по основаниям, указанным в письменных возражениях.

В судебное заседание не явились: представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, представители: Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенные надлежащим образом.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся: истца Кузьменко К.М., представителя Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, представителя Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенных надлежащим образом.

Выслушав объяснения старшего помощника Сальского городского прокурора, представителя Администрации Сальского района, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом Кузьменко К.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей – оставшихся без попечения родителей.

Мать КОМ – признана безвестно отсутствующей решением Сальского городского суда от 24.04.2001г., отец в свидетельстве о рождении не значится.(л.д.17-18)

На основании заявления ВНГ Постановлением Главы Администрации Сальского района Ростовской области от 02.03.1998 г. № 180 над Кузьменко К.М. установлена опека, опекуном назначена ВНГ.(л.д.19)

Постановлением Администрации Сальского городского поселения от 10.06.2013 г. №558 Кузьменко К.М. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.(л.д.12)

Васильева К.М. включена в общеобластной список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ЖК РФ, Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).

Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

В главе 9 ЖК РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Глава 10 ЖК РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена ст. 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.

С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 9 ст.15 Областного закона от 22.10.2004 N 165-ЗС (ред. от 14.11.2013)" "О социальной поддержке детства в Ростовской области право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно вышеуказанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией.

Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2012 N 781). Данные Правила определяют, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации). Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие в субъекте Российской Федерации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году.

Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

По смыслу вышеперечисленных норм, предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования.

В соответствии п 3.ст 15 Областного Закона Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС (ред. от 14.11.2013) "О социальной поддержке детства в Ростовской области список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), формируется органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции управления в сфере образования. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В данном случае в связи с созданием с 01.01.2013 года специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает подлежащими удовлетворению требования Сальского городского прокурора в интересах Кузьменко К.М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения

Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Кузьменко К.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не менее нормы предоставления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Удовлетворить требования Сальского городского прокурора в интересах Кузьменко К. М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить жилое помещение.

Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Кузьменко К. М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.04.2016 года.

Председательствующий: Л.В. Разина