ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-547-2013 от 25 марта 2013 г.


Дело №2-547-2013


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

25 марта 2013 года. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Абрамовой Е.В.

с участием истца Черевкова А.В.,

представителя ответчика Богданова В.А., действующего на основании доверенности №37 от 28.11.2012г.,

представителя 3-го лица Отдела образования Администрации города Новошахтинска Лутова А.В., действующего на основании доверенности №58 от 15.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черевкова А.В. к Администрации города Новошахтинска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, 3-и лица Отдел образования Администрации города Новошахтинска, Правительство Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л:


Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать ответчика поставить его Черевкова А.В., ххххххх года рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что он, Черевков А.В., ххххххх года рождения, в тринадцатилетнем возрасте остался без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав и определен в детское государственное учреждение, что подтверждается постановлением Главы Администрации города Новошахтинска от 28.01.1999 за хххххх. В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального и (или) областного бюджетов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения по договору социального найма. Он считает, что на основании вышеуказанного постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 №539 и Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право постановки его на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как у него нет жилья на праве собственности. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании истец исковые требования дополнил и просил также восстановить ему пропущенный срок для обращения в Администрацию города Новошахтинска с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в остальной части также исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что он своевременно не обратился в Администрацию города Новошахтинска и не стал на учет по причине того, что после окончания школы-интерната работник интерната ему пояснил, что за ним закреплена квартира по хххххх, и хотя она ему никогда не принадлежала. Ему в настоящее время хххххх лет. Школу-интернат он окончил в 16 лет. Потом он учился в училище, где ему сотрудник училища дал те же пояснения, что и в интернате. Он думал, что ему сказали правильно, поэтому не обращался никуда. Сейчас ему знакомый студент юрфака сказал, что его должны были поставить на учет. Пойти и проконсультироваться ему ничто не мешало, но он считаю, что социальный работник должен знать закон. Училище он окончил в хххххх году. Он думал, что социальный педагог ходил в отношении него в Администрацию, выяснял. Закрепленная за ним хххххх в г. Новошахтинске по документам принадлежит его матери, которая умерла. Он иногда в ней проживает, так как жить в ней не очень хорошо, поскольку нет ни газа, ни окон. Квартира находилась в разбитом состоянии еще, когда он учился в школе интернате. В качестве сособственника данной квартиры также указан его средний брат Х.А.И., а остальных - Х.А.И. и Х.А.И., он таких людей вообще не знает, их не было. Интернат тогда в восстановлении квартиры отказал, пояснили, что если бы хозяином квартиры был бы он, то они бы занимались квартирой, в том числе и списанием долгов по ней, а поскольку хозяин не он, то восстанавливать отказались. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска Богданов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражения на иск, приобщенных к материалам дела. Дополнительно пояснил, что до достижения предельного возраста 23 лет истец с заявлением о постановке его на учет в Администрацию города не обращался. Первое его обращение было в 2012 году, т.е. в возрасте 26 лет, в связи с чем он не может быть поставлен на учет в связи с пропуском срока на обращение с таким заявлением, который по закону является пресекательным и восстановлению не подлежит. Истец мог получить юридическую консультацию по данному вопросу в любом органе, как в Администрации города, так и в Органе опеки и попечительства, в юридической консультации, прокуратуре. Люди должны знать объем своих прав, которое тем более постоянно разъясняются. Данная позиция подтверждена судебной практикой, в том числе и Конституционного Суда РФ. Кроме того, за истцом закреплено жилое помещение по хххххх, однако обращений по поводу данной квартиры, в том числе и в части признания её непригодной для проживания, со стороны истца не поступало. Истец на момент приватизации в данной квартире проживал, был зарегистрирован, соответственно приобрел и имеет право в ней проживать, равно, как и оформить наследственные права.

Представитель 3-го лица Отдела образования Администрации города Новошахтинска Лутов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель 3-го лица Правительства Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, о причинах неявки не сообщил, возражений по делу не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, представителя 3-го лица, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Черевков А.В., ххххххх года рождения, истец по делу, с ххххххх был определен в детское государственное учреждение школу-интернат хххххх г. Новошахтинска, что подтверждается постановлением Главы Администрации города Новошахтинска от ххххххх хххххх, которым за ним также в соответствии со ст. 148 СК РФ было закреплено право на жилую площадь по хххххх, где он значится зарегистрированным и проживающим по настоящее время. По окончании школы-интерната хххххх, он обучался в ПУ хххххх г. Новошахтинска, а затем в Промышленном пищевом техникуме хххххх.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из преамбулы Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно п. 1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 539 настоящее Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - дети-сироты или сироты), проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем (далее - жилые помещения или жилье), за счет средств федерального и (или) областного бюджетов.

Аналогичные нормы были предусмотрены и ранее действовавшим Положением "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 18 сентября 2006 года N 384.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен пресекательный срок для признания гражданина лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством) из их числа, нуждающимся в государственной защите, в возрасте от 18 до 23 лет.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Истцом статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, был утрачен после достижения им возраста 23 лет, т.е. ххххххх, а впервые обращение истца имело место по данному вопросу в Администрацию города Новошахтинска в 2012 году, т.е. после достижении им возраста 26 лет.

Анализ вышеуказанных правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам указанной категории, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, либо до 01.01.2013 в порядке п. 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, либо ранее до 01 марта 2005 года в порядке п. 2 статьи 37 ЖК РСФСР, необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица статуса ребенка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был опубликован в "Российской газете" 27 декабря 1996 года, в связи с чем, истец не был лишен возможности с ним ознакомиться, кроме того, имеет место постоянное освещение данного права у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в средствах массовой информации. Помимо этого, истец имел возможность уточнить объем своих прав как путем получения юридической консультации, так и в органах опеки и попечительства, при том, как следует из его пояснений, данным вопросом он интересовался у социальных работников еще в период обучения в школе-интернате, в связи с чем доводы истца относительно того, что он узнал о наличии у него соответствующего права лишь в 2012 году от своего знакомого студента не могут быть приняты судом во внимание.

Кроме того, вышеуказанный Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусматривает возможность восстановления данного срока, а применение ст. 112 ГПК РФ здесь не обоснованно, так как данный срок не является процессуальным.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении иска Черевкова А.В. к Администрации города Новошахтинска о восстановлении срока для обращения с заявлением о постановке на жилищный учет и о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, 3-и лица Отдел образования Администрации города Новошахтинска, Правительство Ростовской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись)

Решение изготовлено 29.03.2013.