Решение № 2-4984/2014 2-4984/2014~М-3851/2014 М-3851/2014 от 1 октября 2014 г. по делу № 2-4984/2014
Дело № 2-4984/2014
01 октября 2014 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалевой А.А.
при секретаре Демьянец С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах Сторчиловой Ю.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Правительство Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, МКУ «Отдел образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону», Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений,
Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Сторчиловой Ю.В. с настоящим иском, ссылаясь на то, что Сторчилова Ю.В. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Сторчиловой Ю.В. - Танвир (ФИО9) умерла ДД.ММ.ГГГГ года. Решением Ворошиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Сторчиловой Ю.В. - ФИО5 лишен родительских прав в отношении дочери. Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО2 установлено предварительное попечительство. Впоследствии Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Сторчиловой Ю.В. установлено попечительство. Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Сторчилова Ю.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи один человек. Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Сторчилова Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Сторчилова Ю.В. жильем не обеспечена. На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Сторчиловой Ю.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной п. 4 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 539.
В судебное заседание явилась помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалева А.А., поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, в обоснование своих доводов дала пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить.
Также в судебное заседание явилась Сторчилова Ю.В., заявленные исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Маныч Н.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, явился в судебное заседание, заявленные исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Также в судебное заседание явился представитель МКУ «Отдел образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» Пенькова И.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители Правительства Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Сторчилову Ю.В., представителя ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону и представителя третьего лица МКУ «Отдел образования Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону», приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании установлено, что Сторчилова Ю.В. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставил без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Сторчиловой Ю.В. - Танвир (ФИО9) умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ отец Сторчиловой Ю.В. - ФИО5 лишен родительских прав в отношении дочери.
Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Сторчиловой Ю.В. установлено предварительное попечительство. Впоследствии распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Сторчиловой Ю.В. установлено попечительство.
Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Сторчилова Ю.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи один человек.
Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ № Сторчилова Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не предоставлено.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
На основании ст. 6 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-слей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений Областного закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями ФИО1 по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия ФИО1 по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Сторчилова Ю.В. относится к лицам из категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сторчилова Ю.В. достигла совершеннолетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ года.
Жилье за Сторчиловой Ю.В., согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не закреплялось.
Согласно пп. 3 п. 2 Положения о порядке обеспечения жилыми помещения ми детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 539, проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Пунктом 1.2 Положения о регулировании жилищных отношений на территории , утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 124, учетная норма площади жилого помещения устанавливается равной площади жилого помещения, приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи (в том числе с учетом отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их отсутствия) и составляющей 10 и менее квадратных метров общей площади.
Как следует из материалов дела, Сторчилова Ю.В. является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилой дом, общей площадью 32,8 кв.м., расположенный по адресу: , в котором проживает с двумя сестрами и бабушкой.
Размер приходящейся на Сторчилову Ю.В. общей площади жилого дома по адресу: , , в котором она проживает и 1/4 доли в праве собственности на который принадлежит ей, составляет 8,2 кв.м., т.е. менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте I настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применит к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской от ДД.ММ.ГГГГ № 539, размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Областным законом ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями ФИО1 по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия ФИО1 по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Согласно ч.ч. 1-3, 5 ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти ФИО1 и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного закона).
В соответствии с п. 1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 539, детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 Положения о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 539, расходование субвенций осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области путем предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, бюджетам муниципальных районов и городских округов ФИО1 в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и заявок администраций муниципальных образований Ростовской области, составленных на основании заключенных договоров купли-продажи, долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов, согласованных с финансовыми органами администраций муниципальных образований ФИО1 .
В силу п. 8.3 Положения о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 539, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории. Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Сторчилова Ю.В. имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в жилье, несмотря на наличие у нее 1/4 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , пер. Ольховский, 9. Размер доли Сторчиловой Ю.В. составляет 8,2 кв.м. от общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы площади жилого помещения.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить Сторчиловой Ю.В. жилое помещение по договору специализированного жилищного фонда является орган местного самоуправления - Администрация .
В соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ЗС, установлен постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Изучив все имеющиеся в деле доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения Сторчиловой Ю.В. должна быть возложена на муниципальное образование в соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, в соответствии со ст. 72 (п.п. «к» и «ж» ч. 1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (вместе с Положениями).
При таких обстоятельствах требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах Сторчиловой Ю.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Сторчиловой Ю.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 октября 2014 года.
Судья