Решение № 2-4600/2014 от 18 августа 2014 г.
дело № №
Именем Российской Федерации
18 августа 2014 года Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Бородько Л.Д., с участием прокурора Долгалевой А.А., при секретаре судебного заседания Иваненко И. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах Тин Марины ФИО5 Администрации г. Ростова-на-Дону; третьи лица не заявляющие самостоятельных требований Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Тин ФИО6 об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение указав в обоснование заявленных исковых требований, что Тин М.В. родителей не имеет. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Тин М.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом: семьи один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей.
До настоящего времени Тин М.В. жильем не обеспечена.
Согласно п. 5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утверждённого Постановлением Правительства РО от 25 июня 2012 г. N 539 « Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: от 25 до 33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан; от 34 до 42 кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; от 15 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
Таким образом, в нарушение ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» органами исполнительной власти Тин М.В. не обеспечена жилым помещением по независящим от нее обстоятельствам по настоящее время.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Тин М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалева А.А. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание истица явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен, представил суду письменные возражения.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Администрация Советского района г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
Так, судом установлено, что согласно свидетельства о рождении № Тин М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. родителей не имеет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Тин М.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом: семьи один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей.
До настоящего времени Тин М.В. жильем не обеспечена.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:.. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ст.98.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
В силу требований ч.1 ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов. В связи с чем, Тин М.В. подлежит обеспечению жильем администрацией г. Ростова-на-Дону.
Согласно п. 5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утверждённого Постановлением Правительства РО от 25 июня 2012 г. N 539 « Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: от 25 до 33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан; от 34 до 42 кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; от 15 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета в возрасте до 23-х лет.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда.
Тин М.В. имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года, хотя обратилась с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, до 1 января 2013 года, однако поскольку Федеральным законом №15-ФЗ введен новый порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то суд находит требования об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить Тин М.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить Тин М.В. жилое помещение по договору специализированного жилищного фонда является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с Областным законом от 22.06.2009 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Изучив все имеющиеся в деле доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения Тин М.В. должна быть возложена на муниципальное образование за счет средств, выделенных из бюджета области, а именно в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в соответствии со ст.72 (п. «к»и»ж» ч. 1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка ответчика и третьих лиц на то, что предоставление жилых помещений по договорам найма в государственном жилищном фонде осуществляется за счет субвенций субъекта, не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, у Тин М.В. как нуждающейся в жилом помещении возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, Распоряжением главы администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с составом семьи – 1 человек. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Обеспечение Тин М.В. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена судом на администрацию г. Ростова-на-Дону в соответствии с областным законом Ростовской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" который Принят Законодательным Собранием ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Областных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 781-ЗС, от ДД.ММ.ГГГГ N 813-ЗС, от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ЗС, от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ЗС, от ДД.ММ.ГГГГ N 374-ЗС) Согласно ст. 1 Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в организациях, в которые они помещались под надзор (образовательные, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, коль скоро Тин М.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья пригодного для проживания, ввиду чего имеет право на его внеочередное получение, поскольку до настоящего времени им не была обеспечена, поэтому суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на Администрацию города обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения являются правомерными.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена п. 3 ст. 6 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 363-ЗС в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения при составе семьи один человек.
Минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет: от 25 до 33 кв. м. общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан; от 34 до 42 кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; от 15 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
При таких обстоятельствах требования прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Тин ФИО7 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления на одного проживающего гражданина.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2014 года.