ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-4184/2016 2-4184/2016~М-2581/2016 М-2581/2016 от 12 мая 2016 г. по делу № 2-4184/2016


К делу № 2-4184-16


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2016 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бушуевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Корольчук А.Н.,

с участием прокурора Ищенко И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Араб Е.Ю. к Администрации г. Таганрога об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор г. Таганрога обратился в суд с иском в интересах Араб Е.Ю. к Администрации г. Таганрога об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка по обращению Араб Е.Ю., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении ее жилищных прав Администрацией г. Таганрога. Проведенной проверкой установлено, что Араб Е.Ю., уроженка г. Таганрога, осталась без попечения родителей: решением Таганрогского городского суда от 28.11.1994 г. ее мать Алексеева С.В. и отец Алексеев В.Л. лишены родительских прав в отношении Араб Е.Ю. (на тот момент времени – Алексеева Е.В.).

Согласно решению Таганрогского городского суда от 16.07.2015 г. за Араб Е.Ю. признано право на получение жилого помещения по льготной категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа», суд обязал Администрацию г. Таганрога включить Араб Е.Ю. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений. Решение суда вступило в законную силу 25.08.2015 г.

Постановлением Администрации г. Таганрога от 09.10.2015 г. № 3068 Араб Е.Ю. признана нуждающейся и включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, представляемых по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. На 2015 год Араб Е.Ю. значится в списке детей-сирот и лиц из числа – под № 228.

Согласно сведениям МУП «БТИ» и Таганрогского отдела Росреестра по Ростовской области, Араб Е.Ю. какой-либо недвижимости, принадлежащей ей на праве собственности, не имеет.

Таким образом, Араб Е.Ю. состоит на квартирном учете, однако до настоящего времени жилое помещение Администрацией г. Таганрога ей не предоставлено.

Прокурор г. Таганрога просит суд обязать Администрацию г. Таганрога предоставить Араб Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

В судебном заседании помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования подержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Истец Араб Е.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Администрации г. Таганрога – Назаренко Д.Ю., действующий по доверенности № 135 от 20.01.2016 г., возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. № 539, размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилищного помещения, составляет не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения; в случае если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением, - не менее 34 кв. м общей площади жилого помещения. Дополнительная площадь сверх установленной общей нормы площади жилого помещения предоставляется детям-сиротам, имеющим на нее право, при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством РФ, в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв.м.

Документов, дающих Араб Е.Ю. право на дополнительную площадь, не представлено.

Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных выше граждан установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В соответствии с требованиями Порядка Администрации городских округов в установленном законом порядке заключают договоры на финансирование с Министерством строительства Ростовской области, размещают заказы на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обеспечивают целевое использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам специализированного найма гражданам указанной категории. При этом формирование сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета на каждый финансовый год трехлетнего периода относится к полномочиям Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

14.10.2015 г. Администрацией г. Таганрога направлено ходатайство Министерства общего и профессионального образования Ростовской области о включении Араб Е.Ю. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обеспечение Араб Е.Ю. жильем возможно Администрацией г. Таганрога только после поступления в бюджет целевых субвенций из областного бюджета на приобретение жилого помещения. До настоящего времени денежные средства в бюджет г. Таганрога не поступили.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

«Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства; одной из мер, направленных на защиту прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является своевременное обеспечение их благоустроенными жилыми помещениями.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 7 ст. 8 указанного Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что в соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории переданы на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления), которым в данном случае является Администрация г. Таганрога.

В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Норма об осуществлении финансового обеспечения переданных государственных полномочий содержится в ч. 1 ст. 5 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления. Следовательно, именно на Администрацию г. Таганрога законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности Араб Е.Ю.

Пунктом 3 ч. 2 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. № 539 расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований на приобретение жилых помещений лицам указанной выше категории граждан осуществляет Министерство строительства Ростовской области.

Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных выше граждан установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот определен следующим образом:

Орган местного самоуправления формирует список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в данном муниципальном образовании для дальнейшего предоставления в Министерство образования Ростовской области. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области формирует общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период, затем сводный список на каждый финансовый год. Указанные списки утверждаются областной межведомственной комиссией.

Орган местного самоуправления и Министерство строительства Ростовской области заключают договор о финансировании, после чего органы местного самоуправления размещают заказы на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с действующим законодательством.

Министерство строительства Ростовской области осуществляет перечисление средств после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований на основании договоров купли-продажи жилого помещения, договоров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов и других договоров, подтверждающих направление средств областного бюджета и (или) федерального бюджета на строительство муниципальными образованиями жилых помещений и (или) жилых домов.

Как установлено в судебном заседании, Араб Е.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации г. Таганрога от 09.10.2015 г. № 3068 Араб Е.Ю. признана нуждающейся и включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, представляемых по договору найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, в составе семьи 1 человек, и включена в список граждан данной категории. По состоянию на 09.10.2015 г. Араб Е.Ю. значится в списке под № 288.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона 29.02.2012 г. № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ (т.е. до 01.01.2013), в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что до 01.01.2013 г. Араб Е.Ю. не была обеспечена жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.

Представитель ответчика не оспаривает необходимость предоставления Араб Е.Ю. жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда, однако ссылается на то, что невыполнение данной обязанности возможно после включения ее в общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и поступления в бюджет г. Таганрога субвенций на приобретение жилого помещения.

Поскольку право Араб Е.Ю. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено ст. 109.1 ЖК РФ и реализация данного права на может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, на ответчике лежит обязанность предоставить Араб Е.Ю. жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

При таком положении исковые требования прокурора г. Таганрога, заявленные в интересах Араб Е.Ю., подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Араб Екатерины Юрьевны к Администрации г. Таганрога об обязании предоставить жилое помещение, – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Таганрога предоставить Араб Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Бушуева И.А.

В окончательной форме решение изготовлено 19.05.2016 г.