Решение № 2-4118/2014 2-4118/2014~М-2959/2014 М-2959/2014 от 12 сентября 2014 г. по делу № 2-4118/2014
Дело №
12 сентября 2014 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалевой А.А.
при секретаре Некрасовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах Калова А.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Правительство Ростовской области, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Отдел образования Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений,
Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Калова А.В. с настоящим иском, ссылаясь на то, что в прокуратуру Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обратился Калов А.В. Проверкой установлено, что мать Калова А.В. – Калова М.Ш. и отец Калов В.Г. на основании решения Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Калов А.В. признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с тем, что Калов А.В. относится к числу детей сирот. Между тем, в нарушение требований закона Иванченко К.В. органами исполнительной власти не обеспечен жилым помещением по независящим от него обстоятельствам до настоящего времени. В связи с изложенным, прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону просит обязать администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Калову А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебное заседание явилась помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалева А.А., поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Калов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное заявление от Калова А.В. о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил.
Третьи лица Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, Правительство Ростовской области, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Отдел образования Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителей ответчика, третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что мать Калова А.В. – Калова М.Ш. и отец Калов В.Г. на основании решения Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении своего сына.
Распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Калов А.В., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не предоставлено.
Также как следует из отзыва на иск Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, ДД.ММ.ГГГГ. средства федерального и областного бюджета на обеспечение жильем Калова А.В. Департаменту не выделялись.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу требований ч. 1 ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-слей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственники жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Калов А.В. относится к лицам из категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилье за Каловым А.В., согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не закреплялось.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Калов А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года, поскольку Федеральным законом № 15-ФЗ установлен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, суд находит требования об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 года орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить Калову А.В. жилое помещение по договору специализированного жилищного фонда является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.
В соответствии с Областным законом от 22.06.2009 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Изучив все имеющиеся в деле доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения Калову А.В. должна быть возложена на муниципальное образование в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, в соответствии со ст. 72 (п.п. «к» и «ж» ч. 1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (вместе с Положениями).
При таких обстоятельствах требования прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах Калова А.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Калову А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2014 года.
Судья