ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-379/2015 2-379/2015~М-209/2015 М-209/2015 от 10 апреля 2015 г. по делу № 2-379/2015


Дело №2-379/2015


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

( мотивированное)

10 апреля 2015 года ст. Кагальницкая Ростовской области

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Асланян К.А., с участием прокурора Кагальницкого района Ростовской области Терещенко И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области, в интересах Лукина В.В., к Администрации Кагальницкого района Ростовской области, третьим лицам- Правительству Ростовской области, Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Кагальницкого района Ростовской области обратился в суд с данным иском, в обоснование иска указал следующее. Лукин В.В. в несовершеннолетнем возрасте остался сиротой и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе и на жилое помещение. Мать Лукина В.В. - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец решением Кагальницкого районного суда Ростовской области от 02.08.2007 года лишен родительских прав. Постановлением Главы Кагальницкого района Ростовской области от 29.08.2007 года № несовершеннолетний Лукин В.В. направлен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Кагальницкого района Ростовской области от 12.03.2010 года № Лукин В.В. поставлен на учет для получения жилого помещения. Лукин В.В. по достижению возраста 18 лет и до настоящего времени в нарушение требований федерального законодательства не обеспечен жилым помещением. Прокурор Кагальницкого района Ростовской области просил обязать Администрацию Кагальницкого района Ростовской области предоставить Лукину В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору специализированного найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления.

В судебном заседании прокурор Кагальницкого района Ростовской области Терещенко И.Д. иск поддержал в полном объёме, подтвердил доводы иска, просил иск удовлетворить.

Лукин В.В. в судебное заседание не явился, извещён о рассмотрении дела, в своём заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал в полном объёме. В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Лукина В.В..

Представитель ответчика- Администрации Кагальницкого района Ростовской области Багацкая Н.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что Администрация Кагальницкого района Ростовской области не отказывало Лукину В.В. в предоставлении жилого помещения. Администрацией Кагальницкого района Ростовской области отправлена заявка в Министерство общего и профессионального образования Ростовской области на включение Лукина В.В. в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильём. В настоящее время Лукин В.В. включён в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильём. Предоставление жилого помещения данной категории граждан производится за счет средств, выделенных из бюджета области. В установленном порядке Лукину В.В. будет предоставлено жилое помещение. Просила в иске отказать.

Представители Правительства Ростовской области, Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в судебное заседание не прибыли, извещены о рассмотрении дела. В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 года №15-ФЗ с 01 января 2013 года утратил силу пункт 2 ст.57 ЖК РФ, ранее предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлениям в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 2 в ред. Областных законов Ростовской области от 23.12.2013 № 85-ЗС, от 25.12.2014 № 290-ЗС).

Действие положений статьи 15 вышеуказанного Областного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Областного закона Ростовской области от 03.12.2012 № 988-ЗС, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Областного закона (часть 2 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 03.12.2012 № 988-ЗС).

В Ростовской области вопросы, связанные с обеспечением жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Областным Законом Ростовской области от 22 июня 2006 года №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст.1 указанного Закона, исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).

Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года №539 установлен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), определены полномочия органов по реализации жилищных прав детей данной категории, установлен размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, - не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Лукин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8-9,11), до совершеннолетия относился к категории детей-сирот и в соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на него распространяются все льготы, предусмотренные для данных детей. По смыслу данного Закона он имеет дополнительные гарантии по социальной защите своих прав, как сирота. В возрасте Лукин В.В. остался без попечения родителей, его мать – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), отец- ФИО6 решением Кагальницкого районного суда Ростовской области от 02.08.2007 года лишен родительских прав (л.д.14-16). Постановлением Главы Кагальницкого района Ростовской области № от 29.08.2007 года несовершеннолетний Лукин В.В. направлен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.12). Постановлением Главы Кагальницкого района Ростовской области от 12.03.2010 года № Лукин В.В. поставлен на учет для получения жилого помещения (л.д.13).

Согласно справке МП БТИ Кагальницкого района от 03.02.2015 года Лукин В.В. не числится собственником строений МП БТИ Кагальницкого района (л.д.18).

Согласно уведомлению Росреестра от 29.01.2015 года в ЕГРП отсутствуют сведения о правах Лукина В.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д.19).

Разрешая данный спор, суд исходит из того, что Лукин В.В. в настоящее время достиг возраста 19 лет, с момента достижения совершеннолетия и до настоящего времени, в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он не обеспечен жилым помещением.

Поскольку государство не исполнило обязательств в отношении Лукина В.В. по обеспечению жилым помещением, имеет место нарушение прав Лукина В.В., как лица, оставшегося без попечения родителей. Нахождение Лукина В.В. в областном списке лиц для предоставления жилого помещения и предполагаемое выделение субвенций на приобретение жилья в течение трёх лет нельзя расценивать как отсутствие нарушений прав Лукина В.В., так как им не реализовано право на обеспечение жилым помещением, как на момент достижения 18 лет, так и в настоящее время, жильё им не получено.

Суд считает необходимым обязанности по обеспечению Лукина В.В. жилым помещением возложить на Администрацию Кагальницкого района Ростовской области за счет средств, выделенных из бюджета области, поскольку государственные полномочия Ростовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов и реализуются в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Отсутствие субвенций из областного бюджета и отсутствие соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области не является основанием для нарушения жилищных прав Лукина В.В., установленных ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Вместе с тем, суд учитывает, что суд не вправе вмешиваться в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области, которые осуществляются в соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.10.2005 года №380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области». Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». Поскольку порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно определён, то решение суда не должно его подменять.

В силу закона истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Иск прокурора Кагальницкого района Ростовской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Кагальницкого района Ростовской области предоставить Лукину В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2015 года.

Судья Н.В.Поляков