Решение № 2-329/2015 2-329/2015~М-152/2015 М-152/2015 от 17 марта 2015 г. по делу № 2-329/2015
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.03.2015г. с.Кашары. Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Ермоленко Г.П. с участием:
помощника прокурора Кашарского района Толкунова Н.В.,
при секретаре Федоренко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кашарского района в интересах Долгодушевой О.В. к Администрации Кашарского района Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных действующим законодательством, по договору найма специализированных жилых помещений,
Прокурор Кашарского района Ростовской области в интересах Долгодушевой О.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Кашарского района Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных действующим законодательством, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований истец указывает, что прокуратурой Кашарского района проведена проверка по обращению Долгодушевой О.В., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с просьбой принять меры к обеспечению ее жилым помещением.
Проведенной проверкой установлено, что Долгодушева О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1996г №159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № была направлена в детский дом.
Мать - ФИО14 ФИО5 решением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной, отец вписан в свидетельство о рождении на основании заявления матери. В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления, за несовершеннолетней было закреплено жилье, расположенное по адресу: ,
В собственности объектов недвижимости ФИО12, не имеет.
Постановлением: главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Долгодушева О.В, передана под опеку в ФИО4
Долгодушева О.В. признана подлежащей обеспечению жильем и включена в список на получение жилья в на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №
В соответствии с ч. 3 ст. 1, п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии е законодательством: Российской Федерации и законодательством: субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, липам из их числа, признанным: нуждающимися в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия(ч.1ст.8Закона№159-ФЗ). Аналогичная норма закреплена пунктом первым Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 (далее - Положение).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей; оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
Областным законом Ростовской области: от 22.06.2006г №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (ст. 1 № 499-ЗС). При этом закреплено право органов местного самоуправления распоряжаться финансовыми средствами и использовать материальные ресурсы, предоставленные в соответствии с настоящим Областным законом для осуществления государственных полномочий (п. 2 ч. 1 ст. 3 № 499-ЗС).
В соответствии с п. 7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, министерство строительства как главный распорядитель бюджетных средств в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основании утвержденных областной межведомственной комиссией, общеобластного на трехлетний период и сводного списков осуществляет расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований, перечисляет средства после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований.
Постановлением Правительства Ростовской области от 07.03.2013 № 125 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 №539», предусмотрено направление средств областного (федерального) бюджета на приобретение муниципальными образованиями жилых помещений и обеспечение им лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведений администрации , средства на приобретение жилья для Долгодушевой О.В., являющейся реальным претендентом и подлежащей обеспечению жильем в ДД.ММ.ГГГГ гг, перечислены не были.
Исходя из приведенных требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечение указанной категории граждан жильем по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
В данном случае у Долгодушевой О.В. право на предоставление жилого помещения уже возникло и обстоятельства для предоставления наступили.
Долгодушева О.В. состоит в общеобластном, списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате ненадлежащего исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в нарушение гарантированных федеральным законодательством мер социальной поддержки по обеспечению жильем органами исполнительной власти Долгодушева О.В. не обеспечена жилым помещением в по независящим от нее обстоятельствам и в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на , не включена.
В связи с чем, прокурор Кашарского просит суд обязать ответчика предоставить Долгодушевой О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории .
В судебном заседании помощник прокурора Кашарского района Толкунов Н.В. поддержал исковые требования.
В судебное заседание истец Долгодушева О.В. не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, в связи с чем дело слушается в её отсутствие.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности ФИО9 исковые требования признал в полном объеме пояснив, что по закону Долгодушева О.В. должна быть обеспечена жилым помещением, поскольку относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Администрация Кашарского района обязана обеспечить Долгодушеву О.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда, поскольку у неё нет собственного жилья.
Представитель Кашарского отдела образования Администрации Кашарского района ФИО10 суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Долгодушева О.В. поставлена на муниципальный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет средств областного бюджета. Собственного жилья Долгодушева О.В. не имеет. Решение суда будет способствовать обеспечению Долгодушевой О.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории .
Представитель третьего лица - Правительство Ростовской области надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем дело слушалось в его отсутствие.
Суд, исследовав представленные документы, выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя Кашарского отдела образования считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Прокуратурой Кашарского района проведена проверка по обращению Долгодушевой О.В., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с просьбой принять меры к обеспечению её жилым помещением.
В ходе данной проверки установлено, что Долгодушева О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением райсуда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО11 была признана недееспособной. В актовой записи о рождении Долгодушевой О.В. сведения об отце внесены со слов матери. Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Долгодушева О.В. была направлена в детский дом. Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Долгодушева О.В. передана под опеку в ФИО4 В связи с этим Долгодушева О.В. подлежала обеспечению жилым помещением в соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Долгодушева О.В. была признана подлежащей обеспечению жильем и включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в .
До настоящего времени Долгодушева О.В. постоянного жилья не имеет, жилое помещение ей в соответствии с действующим законодательством не предоставлено, никаких прав на жилое помещение она не приобрела, что подтверждается справками Гуптиро № от ДД.ММ.ГГГГ и филиала ГУПТИ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №№.
При этом жилье за Долгодушевой О.В. согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не закреплялось.
Вместе с тем, согласно положениями Конституции РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" в ред. Постановления от 07.03.2013 года N 125, суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца и законности заявленных требований прокурором.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Согласно выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ Долгодушева О.В. временно зарегистрирована по адресу: . Собственником данного домовладения является ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 01 января 2013 года утратили силу. Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ, поэтому к спорным правоотношениям применяется новая редакция ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012 года) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Поэтому суд приходит к выводу о возложении на администрацию Кашарского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Принимая во внимание, что Администрация Кашарского района добросовестно занимается вопросами обеспечения жильем детей указанной категории, вместе с тем, право Долгодушевой О.В. на получение жилья возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента достижения ею возраста 18 лет, и она подлежала обеспечению жилым помещением согласно закону, но жилое помещение ей предоставлено не было, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.198 ГПК.РФ,
Исковые требования прокурора Кашарского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Кашарского района Ростовской области предоставить Долгодушевой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский облсуд через Миллеровский райсуд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Миллеровского райсуда: Г.П.Ермоленко.