ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-3062/14 2-3062/2014 2-3062/2014~М-2868/2014 М-2868/2014 от 15 октября 2014 г.


№ 2-3062/14


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

«15» октября 2014 г.

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Коваленко И.А,

при секретаре Сиволобовой М.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону, в интересах Мартиросяна М.Э., к Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, 3-и лица: Правительство Ростовской области, Администрация г. Ростова-на-Дону, МКУ «Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону», о включении в список по обеспечению жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что в прокуратуру Первомайского района г. Ростова-на-Дону поступило обращение Мартиросяна М.Э. на бездействие администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, выразившееся в не постановке на льготный квартирный учет.

В ходе проверки выявлено, что родителями Мартиросяна М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: ФИО и ФИО, мать ребенка неоднократно судима по ст. 228 УК РФ, страдает наркоманией, последней раз была осуждена ДД.ММ.ГГГГ Ворошиловским судом г.Ростова-на-Дону и приговорена к 8 годам лишения свободы, в настоящее время отбыла наказание и проживает по . Отец ребенка в воспитании сына также не участвовал и длительное время с ним не проживал.

Постановлением главы администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Мартиросяна М.Э. назначен дядя - ФИО. Ребенок фактически находился на попечении бабушки и дедушки, семьи дяди, не получая родительской заботы, защиты и материнской поддержки.

После смерти бабушки, на основании обращения сестры ФИО постановлением главы администрации Первомайского района г. Ростова- на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Мартиросяну М.Э. назначен опекун - ФИО (сестра).

Проверкой также установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ родители Мартироясяна М.Э. – ФИО и ФИО, лишены родительских прав.

Согласно представленной справки председателя ФИО дома №№ по , Мартиросян М.Э. постоянно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, на жилплощади, состоящей из трех комнат 54,1 кв.м. Всего проживает с правом на жилую площадь три человека: ФИО (мама); ФИО (тетя); ФИО (дядя, не зарегистрирован, но фактически проживает).

Со слов соседей, Мартиросян М.Э. был брошен родителями, мать не занималась воспитанием, является наркоманкой, находилась периодически в местах лишения свободы, устраивает скандалы, отец являлся также наркоманом, находится в местах лишения свободы, периодически освобождается из тюрьмы, по возвращению также проживал по , в настоящее время он умер.

Постановлением главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № за Мартиросяном М.Э. закреплено право проживания и пользования квартирой № по адресу: .

Мартиросян М.Э. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой МКУ «Отдела образования Первомайского района г.Ростова-на-Дону» № от 02.04.2012г.

С 12.03.2003 до 24.04.2012 Мартиросян М.Э. состоял на регистрационном учете в органах опеки Первомайского района г.Ростова-на-Дону.

Мартиросян М.Э. обратился в МКУ «Отдела образования Первомайского района г.Ростова-на-Дону» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Обращение Мартиросяна М.Э. было рассмотрено и ему было предложено разрешить данный вопрос в судебном порядке.

Истец просил суд вынести решение, которым обязать администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону Мартиросяна М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения включить в список детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Мартиросяну М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью на одного человека, не менее нормы предоставления.

Представитель истца, помощник прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону Косенко А.Л. в судебное заседание явилась, исковые требования уточнила, поддержала их только в части обязания администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону включить Мартиросяна М.Э. в список детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, просила иск в этой части удовлетворить, остальные требования не поддержала.

Представитель Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону Ермилова А.В, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, иска не признала, просила в его удовлетворении истцу отказать.

Представитель 3-го лица МКУ «Отдел Образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону» Сергиенко З.А, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила вынести решение на усмотрение суда.

Представители 3-х лиц Правительство Ростовской области и Администрации г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты -статья-7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием на основе конституционного равноправия, где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение, обеспечивается право каждого на жилище (ч. 1, ч. 3 ст. 40), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) определяет общие принципы, содержащие и меры социальной поддержки детй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

На основании ст. 98 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.

В судебном заседании установлено, что решением Первомайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО и ФИО были лишены родительских прав в отношении Мартиросяна М.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Его отец в настоящее время умер.

Постановлением главы администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ над Мартиросяном М.Э. учреждена опека, опекуном назначен - ФИО, приходящий ему дядей.

На основании обращения сестры Мартиросяна М.Э. - ФИО, постановлением главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № его попечителем назначена сестра ФИО. Также данным постановлением за ним закреплено право проживания и пользования квартирой № по адресу: .

Согласно представленной справки от 02.06.2014г. № №, Мартиросян М.Э. постоянно зарегистрирован по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ Данная жилплощади состоит из трех комнат, общей площадью 54,1 кв.м. Кроме Мартиосяна М.Э. в этой квартире также проживают с правом на жилую площадь ФИО – его мать; ФИО - тетя; ФИО - дядя.

Таким образом, изначально закрепление жилого помещения за Мартиросяном М.Э. противоречило интересам несовершеннолетнего и ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетнего Маритиросяна М.Э., так как закрепленное за ним жилое помещение не отвечало интересам несовершеннолетнего, поскольку в данном жилом помещении была прописана и проживает ФИО, лишенная в отношении Маритиросяна М.Э. родительских прав, судима и страдающая наркоманией и алкогольной зависимостью, тетя ФИО, которая также судима и страдает алкогольной и наркотической зависимостью, дядя ФИО, все они родные братья и сестры и являются первоочередными наследниками по адресу: . В связи с указанным, Мартиросян М.Э. вынужден снимать другое жилое помещение для проживания.

Согласно справки МКУ «Отдела образования Первомайского района г.Ростова-на-Дону» № от 02.04.2012г. Мартиросян М.Э. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. С 12.03.2003 до 24.04.2012 он состоял на регистрационном учете в органах опеки Первомайского района г.Ростова-на-Дону.

На обращение Мартиросяна М.Э. о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, МКУ «Отдел образования Первомайского района г.Ростова-на-Дону» разъяснен судебный порядок разрешения спора.

В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет Правительством Ростовской области принято постановление от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Как следует из преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из текста 1-й статьи, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий обеспечивающих их достойную жизнь.

Разрешая требование о включении Мартиросяна М.Э. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно «Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись в том числе - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались несовершеннолетние.

Также следует отметить, что если при рассмотрении дела суд приходил к выводу о том, что в возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то суд удовлетворял требования детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди. Такой подход к разрешению дела является правильным.

1/2 доля закрепленного за Мартиросяном М.Э. жилого помещения принадлежит его матери ФИО, которая лишена родительских прав в отношении сына.. На данную квартиру Мартиросян М.Э. не приобретает прав, что также не отвечает интересам несовершеннолетнего при закреплении за ним жилого помещения и также является ненадлежащим исполнением обязанностей органами опеки и попечительства.

Боле того, в закрепленном за Мартиросяном М.Э. жилом помещении кроме него зарегистрированы три человека, что также свидетельствует об отсутствии надлежащего исполнения органами опеки исполнения своих должностных обязанностей, так как права несовершеннолетнего были существенно нарушены, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении, не соответствует учетной норме предоставления площади жилых помещений и делает невозможным дальнейшее проживание в указанной квартире.

В связи с чем, Мартиросян М.Э. вынужден снимать другое жилое помещение для проживания.

Данные факты свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами опеки возложенных на них обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетнего Мартиросяна М.Э., и является уважительной причиной, в силу которой Мартиросян М.Э. не реализовал свое право и не встал на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В связи с чем, возражения представителя Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, а также возражения З-х лиц на то, что Мартиросян М.Э. не может быть включен в списки на постановку на квартирный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, суд во внимание не принимает

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым регламентирован порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, введена в Жилищный кодекс РФ ст. 109.1.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им прав на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Ссылку представителя ответчика о том, что Мартиросяну М.Э. не было отказано во включении в список, а было разъяснено о необходимости представить доказательства о невозможности проживания в закрепленном жилье, в связи с чем, имеются основания для отказа в иске, суд во внимание не принимает, поскольку представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что если бы Мартиросян М.Э. обратился в Администрацию с заявлением, то ему все равно было бы отказано, поскольку он не представил решения суда об установлении факта невозможности использовать имеющееся жилое помещение.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных Прокурором Первомайского района г. Ростова-на-Дону в интересах Мартиросяна М.Э.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону включить Мартиросяна М.Э. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

С У Д Ь Я –

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2014 г.


По наркотикам