ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-181/2014 от 7 мая 2014 г.



РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

7 мая 2014 года с. Чалтырь Мясниковского района

Мясниковский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.

с участием прокурора Жеваженко Т.И.

представителя ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности Хатламаджиян К.Л.

при секретаре Бабиян Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах Крючковой Вероники Александровны к Администрации Мясниковского района Ростовской области, третьи лица: Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» Ростовской области, об обязании обеспечить жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с иском в интересах Крючковой Вероники Александровны, 29.02.1996 года рождения, к Администрации Мясниковского района, указав, что Крючкова В.А. в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Мясниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Крючковой В.А. - Цыганенко Е.В. лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан на основании заявления матери. В соответствии с постановлением Администрации Мясниковского района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Крючкова В.А. была передана под опеку по договору в приемную семью супругов ФИО9 и ФИО10 В ходе проверки также установлено, что Крючкова В.А. ни в органы опеки и попечительства Администрации Мясниковского района, ни в Администрацию Мясниковского района письменное заявление о предоставлении ей жилого помещения после окончания учебного заведения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не писала. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен п.1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 07.03.2013 года № 125 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539. Жилье за несовершеннолетней Крючковой В.А., согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не закреплялось. Постановлением Администрации Мясниковского района от ДД.ММ.ГГГГ № Крючкова В.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. В силу положений Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы муниципальным районам и городским округам. В связи с чем, Крючкова В. А. подлежит обеспечению жильем Администрацией Мясниковского района. Положением от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено направление средств областного (федерального) бюджета на приобретение муниципальными образованиями жилых помещений и обеспечение им лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией Мясниковского района в установленном порядке направлены соответствующие документы квартирного учета в адрес Администрации Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения о финансировании приобретения жилой площади Крючковой В.А. В связи с новой редакцией Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии со вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Крючкова В.А. подлежит обеспечению жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ года. Однако в нарушение ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» органами исполнительной власти Крючкова В.А. не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке по независящим от нее обстоятельствам по настоящее время. Исковое заявление предъявлено прокуратурой в соответствии со ст.45 ГПК РФ, в защиту нарушенных прав Крючковой В.А. на жилище в муниципальном жилищном фонде. На основании изложенного прокурор Мясниковского района просил суд обязать Администрацию Мясниковского района предоставить Крючковой В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании прокурор Жеваженко Т.И. доводы поданного в интересах Крючковой В.А. искового заявления поддержала, просила иск удовлетворить.

Истец Крючкова В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности Хатламаджиян К.Л. в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать, пояснив, что обеспечение детей-сирот жилым помещением, заключение с ними договора найма напрямую зависит от действий Министерства образования Ростовской области и Министерства строительства и территориального развития Ростовской области. Формулировка искового заявления об обязании Администрации Мясниковского района предоставить Крючковой В.А. жилое помещение за счет средств областного бюджета ставит исполнение решения в зависимость от действий третьих лиц, что может привести к неисполнимости принятого решения. Кроме того, 18 лет Крючковой В.А. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, с учетом особенностей бюджетного законодательства, преждевременно говорить о нарушении прав истца, так как жилье может быть ей предоставлено до окончания года.

Представители третьих лиц: Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района», в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, руководствуясь следующим.

В силу ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст.8 того же Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539, Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты). Детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлениям в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (статья 1).

Установлено, что Крючкова Вероника Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Ростове-на-Дону, о чем в Отделе ЗАГС администрации Советского района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении № (л.д.№).

Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Отделом ЗАГС Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, мать Крючковой Вероники Александровны - ФИО2, сведения об отце ребенка ФИО3 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д№).

Решением Мясниковского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Крючковой Вероники Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.№).

Согласно акту обследования жилищных условий гражданина от ДД.ММ.ГГГГ Крючкова Вероника Александровна признана не имеющей жилья (л.д.№).

В собственности Крючковой Вероники Александровны объектов недвижимости не имеется, что подтверждается представленными документами из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Мясниковского филиала ГУПТИ Ростовской области (л.д. №).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании протокола комиссии по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ № Крючкова Вероника Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей и не имеющая закрепленного жилья, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.№).

Согласно письму МУ «Отдел образования » от ДД.ММ.ГГГГ Крючкова Вероника Александровна в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по окончании срока пребывания в образовательном учреждении либо ином учреждении для детей-сирот не обращалась (л.д.9).

В настоящее время Крючкова Вероника Александровна включена в Общеобластной список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2015 по 2017 годы под номером 1888.

Однако до настоящего времени Крючкова В.А. жилым помещением не обеспечена, хотя 18 лет ей исполнилось в ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ Крючкова В.А. направила в прокуратуру Мясниковского района Ростовской области заявление, в котором просила обратиться в ее интересах в суд за защитой нарушенных жилищных прав (л.д.№).

Таким образом, представленными документами подтверждается и ответчиком не оспорено, что Крючкова В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Жилое помещение Крючковой В.А. должен предоставить орган местного самоуправления, поскольку он наделен государственными полномочиями по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

Доводы ответчика Администрации Мясниковского района о том, что исковые требования прокурора необоснованны, так как процедура по обеспечению жилым помещением Крючковой В.А. запущена, истец может получить жилье до окончания 2014 года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, и только при наличии заявления жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях. Крючковой В.А. 18 лет исполнилось в феврале 2014 года, с заявлением о предоставлении жилья после окончания образовательного учреждения она не обращалась, но жилым помещением истец не обеспечена.

Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, иск прокурора Мясниковского района об обязании Администрации Мясниковского района Ростовской области предоставить Крючковой В.А. благоустроенное жилое помещение является законным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах Крючковой Вероники Александровны к Администрации Мясниковского района Ростовской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Мясниковского района Ростовской области предоставить Крючковой Веронике Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 мая 2014 года.

Судья Даглдян М.Г.