Решение № 2-1668/2015 2-1668/2015~М-1403/2015 М-1403/2015 от 19 августа 2015 г. по делу № 2-1668/2015
Дело № 2015г.
Именем Российской Федерации
«19» августа 2015 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Жирниковой В.В.
с участием ст.помощника Сальского городского прокурора Хомковой К.Э.,
при секретаре Тереховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах Султановой Л.М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Сальский городской прокурор Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Султанова Л.М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указывая, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21,22 ФЗ «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено, что Султанова Л.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей – сирот.
Мать Беликова В.А. - умерла ДД.ММ.ГГГГ г., отец - Султанов М.Ф. - умер ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании заявления Султановой Н.М. Постановлением Администрации Сальского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № над Султанова Л.М. установлена опека, опекуном назначена Султанова Н.М.
Постановлением Администрации Сальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Султанова Л.М. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно актам проверки жилищных условий Султанова Л.М. нуждается вулучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем за счет средствобластного бюджета.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 ЖК РФ).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и д&гям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социапьного найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме достигших возраста 18 лет указанных лиц, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, "либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигшие возраста 14 лет. Предоставление датям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с
пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, в силу ч1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возникновение права на получение жилья связано с достижением детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 1 Областного закона от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений пЪ договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, передаются на неограниченный срок органами местного самоуправления. Обязанность по предоставлению жилых помещений указанным гражданам возложена на органы местного самоуправления.
В силу п.8.3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 № 539, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения граждан указанной категории.
Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, возложена на органы местного самоуправления.
Следовательно, именно на Администрацию Сальского района Ростовской области законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сальского района Ростовской области. При этом осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, а также от срока поступления денежных средств из бюджета Ростовской области.
Право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения у Султанова Л.М. в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей/' оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012) возникло после достижения восемнадцатилетнего возраста. В связи с исполнением восемнадцати лет 24.10.2014 года и вступлением в действие с 01.01.2013 года Федерального закона от 29.02.2012 №15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полагающееся по закону жилое помещение должно было быть предоставлено после вступления указанного закона в действие, однако, так и не было предоставлено.
Статья 10 Федерального закона от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляет прокурору право обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данном случае основанием для прокурора в суд явились нарушения в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, выявленные в ходе поверки, проведенной по обращению истца, поступившему в Сальскую городскую прокуратуру.
На основании изложенного, ссылаясь на ч.1 ст. 45,, ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. ст. 8, 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил суд: обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Султанова Л.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебное заседание явился помощник Сальского городского прокурора Хомкова К.Э. , заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание истец Султанова Л.М. явилась, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Суду объяснила, что в настоящее время продолжает обучение в колледже и намерена получить высшее образование по очной форме обучения, но в собственном жилье нуждается.
В судебное заседание явился представитель Администрации Сальского района по доверенности Ермоленко Э.В. , с заявленными требования не согласилась по основаниям, указанным в письменных возражениях.
В судебное заседание не явились: представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, представители: Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенные надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся: представителя Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, представителя Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенных надлежащим образом.
Выслушав объяснения старшего помощника Сальского городского прокурора, представителя Администрации Сальского района, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом Султанова Л.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей – сирот.
Мать Беликова В.А. - умерла ДД.ММ.ГГГГ г., о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.11)
Отец - Султанов М.Ф. - умер ДД.ММ.ГГГГ о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.12)
На основании заявления Султановой Л.М. Постановлением Администрации Сальского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № над Султанова Л.М. установлена опека, опекуном назначена Султанова Н.М. (л.д.2)
Постановлением Администрации Сальского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Султанова Л.М. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.(л.д.16-17)
Согласно актам проверки жилищных условий Султанова Л.М. нуждается вулучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем за счет средствобластного бюджета.(л.д.18-19)
Согласно представленного уведомления из ЕГРП от 15.01.2014года, за Султанова Л.М. , а также членами ее семьи не зарегистрировано собственного дома, квартиры, приватизированной квартиры, земельного участка в г.Сальске и Сальском районе. (л.д.23).
Султанова Л.М. включена в общеобластной список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей который начал действовать с 1 января 2013 года, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающий предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам, признан утратившим силу (с 01.01.2013 года).
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 9 ст.15 Областного закона от 22.10.2004 N 165-ЗС (ред. от 14.11.2013)" "О социальной поддержке детства в Ростовской области право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
Согласно вышеуказанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2012 N 781). Данные Правила определяют, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов Российской Федерации). Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие в субъекте Российской Федерации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
22.06.2006 г. принят Закон Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором указано, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных граждан, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 539 в соответствии с Областным законом от 01.08.2011 N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области" и в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" и Положение "О порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
По смыслу вышеперечисленных норм, предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования.
В соответствии п 3.ст 15 Областного Закона Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС (ред. от 14.11.2013) "О социальной поддержке детства в Ростовской области список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), формируется органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции управления в сфере образования. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В данном случае в связи с созданием с 01.01.2013 года специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает подлежащими удовлетворению требования Сальского городского прокурора в интересах Султанова Л.М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения
Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Султанова Л.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не менее нормы предоставления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Удовлетворить требования Сальского городского прокурора в интересах Султановой Л.М. к Администрации Сальского района, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить жилое помещение.
Обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Султанова Л.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.08.2015 года.
Председательствующий: В.В. Жирникова