ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1414/2015 2-1414/2015~М-1316/2015 М-1316/2015 от 17 августа 2015 г. по делу № 2-1414/2015


Дело №2-1414/15


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Каменск-Шахтинский 17 августа 2015г.

Каменский районный суд Ростовской области под председательством судьи Федонина А.А., при секретаре Шехурдиной Е.А., с участием пом.прокурора Гончаровой В.Н., истицы Извариной А.С., представителя ответчика Брылёвой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района в интересах Извариной А.С. к Администрации Каменского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :


Прокурор Каменского района в интересах Щипелевой А.С., сменившей фамилию на Изварину, обратился в суд с иском к Администрации Каменского района, указав в заявлении, что она относится к категории детей-сирот. Проведённой прокуратурой Каменского района проверкой установлено, что дом , в котором ответчик предоставил Извариной А.С. квартиру по договору социального найма, имеет недостатки, в связи с чем он не соответствует санитарно-техническим, пожарным и строительным нормам, проживание в нём является небезопасным. Так, выявлено, что: в санузлах квартира следует выполнить устройство полов керамической плиткой; не оборудована возле дома площадка для отдыха и игр; на балконных плитах нарушена целостность изоляционного покрытия; внутренние стены дома деформированы, имеются искривления, трещины, вмятины и разрушения, поражены плесневыми грибами; в жилых помещениях повышена влажность, они плохо проветриваются; в окнах не предусмотрено удерживающее устройство для открывания окон; стропильная система имеет расколы древесины, она не имеет огнезащитной обработки. Прокурор ссылается в обоснование иска на положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.98.1, 109.1, 65, 14 ЖК РФ, 672 ГК РФ и просит суд обязать Администрацию Каменского района предоставить Извариной А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору социального найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, соответствующее санитарно-техническим, пожарным и строительными нормам.

Помощник прокурора Каменского района Гончарова В.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, ссылаясь на доводы и обстоятельства, приведённые в заявлении. Она дополнила, что непригодность предоставленного Извариной А.С. жилого помещения для проживания подтверждена экспертным заключением, проведённым по просьбе ГУ УМВД. В действиях главного архитектора района усмотрены признаки совершения преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ, в связи с принятием в эксплуатацию дома с существенными недоделками после ремонта. Расследование уголовного дела не завершено. Договор найма квартиры, заключённый Администрацией Каменского района с Извариной А.С., в установленном законом порядке не оспорен и не отменён. Изварина А.С. после предоставления ей жилья снята с регистрационного учёта лиц, нуждающихся в получении жилья, в эти списки она не восстановлена. В межведомственную комиссию Каменского района по вопросу признания жилого помещения, предоставленного Извариной А.С., непригодным для проживания – прокурор не обращался, соответствующего решения эта комиссия не выносила.

Изварина А.С. в судебном заседании поддержала иск, заявленный прокурором в её интересах. Она пояснила, что в предоставленной ей квартире после вселения на стенах появились трещины, плесень о сырости и плохой вентиляции. Она с предложением о расторжении договора найма жилого помещения в Администрацию района не обращалась. В настоящее время она временно проживает в дачном домике, в котором может переждать период ремонта в её квартире.

Брылёва А.В., представляющая по доверенности Администрацию Каменского района, ответчика по делу, с иском прокурора не согласилась. Она считает, что свои обязанности по предоставлению Извариной А.С., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения – Администрация Каменского района выполнила, что подтверждается заключённым договором найма. На момент предоставления жилья Извариной А.С. оно было благоустроенным, явных недостатков, влекущих невозможность проживания в нём – выявлено не было, наниматели квартир, в т.ч. Изварина А.С., претензий при получении квартир относительно их состояния – не высказывали. К настоящему времени комиссионно установлены недостатки в техническом состоянии дома, приняты меры по обращению в арбитраж с иском к организации, производившей ремонт дома. Межведомственная комиссия дала заключение об отсутствии оснований для признания жилого дома непригодным для проживания. Администрацией района направлен запрос в Собрание депутатов района о выделении денежных средств на ремонтные работы в спорном доме. Изварина А.С. после предоставления ей квартиры снята с учёта нуждающихся в получении жилья.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).

Решением Каменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., с учётом апелляционного определения судебной коллегии Ростовского облсуда, на администрацию Каменского района возложена обязанность предоставить Щипелевой (в настоящее время – Извариной А.С.) благоустроенное, применительно к условиям Каменского района, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.

На основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения для ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ. и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ. муниципальным образованием Каменский район приобретена квартира , на что выдано свидетельство о госрегистрации права (л.д. №).

Администрацией Каменского района ДД.ММ.ГГГГ. с Щипелевой (Извариной) А.С. заключён договор найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в отношении указанной квартиры (л.д. 157-158). Пунктом 2 этого договора определено, что характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нём, указана в техническом паспорте жилого помещения. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям рабочего посёлка .

Согласно п.п.1, 3, 4 ст.672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством. К такому договору применяются правила частей первой и второй статьи 678, пункта 3 статьи 681 и статьи 686 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не предусмотрено жилищным законодательством. В силу ст.674 ГК РФ, договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Данный договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключённый ответчиком с Извариной А.С., соответствует требованиям закона. Он не оспорен в установленном законом порядке, требования о его расторжении по правилам ст.ст.450-452 ГК РФ прокурором и самой Извариной А.С. не заявлялись, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Таким образом, на день рассмотрения судом требований прокурора Изварина А.С. является законным пользователем жилого помещения, предоставленного ей в соответствии с судебным решением в порядке, установленном законом. Данное обстоятельство послужило основанием для исключения её из списка лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, в т.ч. по категории детей-сирот, а также оставшихся без попечения родителей. К настоящему времени Изварина А.С. в этих списках не восстановлена, иного основания для предоставления ей жилого помещения у неё не возникло, доказательств обратному – не представлено.

Прокурор, заявляя настоящие исковые требования в интересах Извариной А.С., считает, что независимо от предоставления ему квартиры по договору социального найма, ей же, как лицу, подпадающему под категорию детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, вновь ответчик должен предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по тем же основаниям, предусмотренным ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.98.1, 109.1, 65, 14 ЖК РФ, 672 ГК РФ. При этом прокурор ссылается на то, что предоставленная Извариной А.С. по договору социального найма квартира не пригодна для проживания, что следует из экспертного заключения СЧУ « центр судебных экспертиз» (л.д. №).

Разрешая требования, заявленные прокурором в интересах ФИО11 суд учитывает положения ст.56 ГПК РФ, согласно которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В силу ч.ч.1-3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из этого, суд не принимает в качестве допустимого доказательства таблицу сравнительного анализа объекта исследования и условий муниципального контракта (л.д. 12-27) поскольку этот документ не имеет подписи лица, его составившего, печати организации, к которой документ имеет отношение, иных выходных или отличительных данных и признаков, свидетельствующих об относимости данного документа к рассматриваемому делу.

Также не принимаются в качестве относимых и допустимых доказательств по делу копии постановления прокурора Каменского района от ДД.ММ.ГГГГ. о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования материалов в отношении главного архитектора района для решения о возбуждении уголовного дела (л.д. №), а также постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №), поскольку они не носят для суда обязательного характера, предусмотренного ст.61 ГПК РФ, а изложенные в этих документах основания не доказаны в установленном законом порядке, по ним окончательного процессуального решения не принято.

Не является допустимым доказательством заключение о результатах экспертного исследования №№ от ДД.ММ.ГГГГ., проведённого СЧУ « центр судебных экспертиз» на основании письма начальника ГУ МВД России по РО. Данное заключение дано не процессуальных рамок по конкретному делу. В противоречие со ст.80 ч.2 ГПК РФ, эксперты не предупреждены об ответственности за дачу ложного заключения.

Кроме того, выводы этого заключения не являются определёнными и конкретными. Из них следует, что жилой дом как соответствует, так и не соответствует условиям муниципального контракта и условиям конкурсной документации, а также требованиям действующих строительно-технических норм и правил.

Вывод экспертов, давших это заключение о непригодности на текущий момент этого дома для проживания – не даёт оснований для удовлетворения иска прокурора о предоставлении Извариной А.С. жилого помещения по заявленным в иске основаниям, поскольку прокурором перед судом не ставились требования о расторжении договора найма жилого помещения, заключённого ответчиком с ФИО12, о признании жилого помещения, выделенного ему непригодным для проживания.

Сама по себе постановка таких требований в рамках предъявленного иска не возможна, поскольку для этого требовалось соблюдение порядка расторжения договора, предусмотренного ст.ст.450-452 ГК РФ, чего сделано не было.

Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения является акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.012006г. N47. При этом суд проверяет соблюдение процедуры оценки жилого помещения требованиям закона и соответствие акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.

В данном случае в Каменском районе такая межведомственная комиссия образована постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ. №№, с соответствующим положением (л.д. №). Согласно представленному её заключению от ДД.ММ.ГГГГ., с приложенным актом обследования квартиры, нанимателем которой является Изварина А.С., оснований для признания её непригодной для проживания не выявлено (л.д.№).

Таким образом, достаточных законных оснований для удовлетворения иска прокурора в интересах Извариной А.С., с учётом заявленного объёма, предмета и оснований, не имеется.

При этом суд учитывает, что Администрацией Каменского района предприняты меры по приведению указанного жилого помещения в порядок путём проведения ремонтных работ. Для этого проведено их обследование с составлением соответствующего акта (л.д. №), направлена письменная претензия в организацию, производившую ремонт (л.д. №) с предупреждением об обращении в суд.

Прокурор района, как и самостоятельно сама Изварина А.С., не ограничены в правах на повторное обращение в суд с исками по иным основаниям в отношении того же жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Прокурору Каменского района в удовлетворении иска в интересах Извариной А.С. к Администрации Каменского района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору социального найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, соответствующее санитарно-техническим, пожарным и строительными нормам – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ__________________________

Мотивированный текст решения изготовлен 21.08.2015г.




Злоупотребление должностными полномочиями