ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-131/2015 2-131/2015~М-12/2015 М-12/2015 от 10 февраля 2015 г.


№ 2-131/2015


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

10 февраля 2015 года с. Ремонтное

Ремонтненский районный суд в составе председательствующего судьи, Лобачева А.В., с участием помощника прокурора , Христич А.С., представителя третьего лица - отдела образования администрации Ремонтненского района , Глушко Ю.В., при секретаре Штрыковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Чрновой М.В., к Администрации Ремонтненского района Ростовской области, третьим лицам: Отделу образования Администрации Ремонтненского района , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Ремонтненского района обратился в суд в интересах Черновой М.В., к администрации Ремонтненского района , третьим лицам: Отделу образования администрации Ремонтненского района , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, мотивировав свое заявление тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией требований Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в части обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Проведенной проверкой установлено, что Чрнова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, над Черновой М.В. установлена опека в лице, ФИО7. В соответствии с решением Ремонтненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, мать, ФИО8, лишена родительских прав в отношении дочери Черновой М.В. Исходя из справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ формы № 25, выданной отделом ЗАГСа администрации , отец, ФИО9, вписан в акт о рождении Черновой М.В. на основании заявления ее матери. С ДД.ММ.ГГГГ Чернова М.В. зарегистрирована и проживает в домовладении бывшего опекуна ФИО7, расположенного по адресу: , совместно с дочерью Чрновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В собственности объектов недвижимости Чрнова М.В. не имеет. На основании ходатайства отдела образования администрации от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Чрнова М.В. постановлена на жилищный учет по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, признанным нуждающимися в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Аналогичная норма закреплена пунктом первым Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 (далее - Положение). По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (ст. 1 № 499-ЗС). При этом закреплено право органов местного самоуправления распоряжаться финансовыми средствами, предоставленными для осуществления государственных полномочий, финансирование которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (п. 2 ч. 1 ст. 3 № 499-ЗС). В соответствии с п. 7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, министерство строительства как главный распорядитель бюджетных средств в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основании утвержденных областной межведомственной комиссией общеобластного на трехлетний период и сводного списков осуществляет расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований, перечисляет средства после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований. Согласно сведений администрации , средства на приобретение жилья для Чернова М.В., являющейся реальным претендентом и подлежащей обеспечению жильем в ДД.ММ.ГГГГ, перечислены не были. Исходя из приведенных требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечение указанной категории граждан жильем по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. В рассматриваемом случае право на предоставление жилого помещения у Черновой М.В. уже возникло и обстоятельства для предоставления наступили. В результате ненадлежащего исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в нарушение гарантированных федеральным законодательством мер социальной поддержки по обеспечению жильем органами исполнительной власти Чернова М.В., поставленная на жилищный учет в ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время в возрасте ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечена жилым помещением в по независящим от нее обстоятельствам и в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ год, не включена. Чернова М.В. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (порядковый номер в списке - №). Данное исковое заявление предъявляется прокуратурой в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в защиту нарушенных прав Черновой М.В. на жилище в специализированном жилищном фонде. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование (в редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 43-ФЗ). Просит: обязать администрацию предоставить Черновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

От представителя ответчика администрации - ФИО11, поступило возражение на исковое заявление об обязании обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, согласно которого, он указал, что требования прокуратуры (далее - прокуратура) в данном случае безосновательны и не подлежат удовлетворению по следующим причинам. Законодательством предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей право (далее - также дети-сироты) на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Причем фактическое предоставление жилого помещения возможно не ранее, чем по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста. Исключением являются случаи приобретения лицом полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Тем не менее, в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ) в части предоставления жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. В частности постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (далее - Постановление от 25.06.2012 № 539) утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - также Положение). Данный порядок определяет: основания для принятия решения о предоставлении жилого помещения; порядок и сроки формирования списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем; порядок и сроки формирования областного бюджета на трехлетний период и расчета субвенций. Таким образом, процедура предоставления жилых помещений для данной категории граждан подразумевает осуществление определенных действий и доводы прокуратуры о том, что жилые помещения указанным гражданам предоставляются «немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия», несостоятельны. Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, законодатель обязывает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формировать списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с абзацем 2 пункта 5.2 Положения, на основании списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, формируется по дате включения в список общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период и сводный список. Пунктом 7.1 указанного Положения также устанавливается, что расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований на цели, связанные с предоставлением жилых помещений, осуществляется на основании утвержденных общеобластного на трехлетний период и сводного списков. А поскольку, согласно абзаца 2 пункта 1 того же Положения, жилые помещения детям-сиротам предоставляются исключительно за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели (то есть субвенции), следовательно жилое помещение предоставляется в порядке очередности и по мере поступления средств. Это, соответственно, ставит гарантии прав на получение жилого помещения данной категорией граждан в зависимость от наличия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также в зависимость от наличия денежных средств. Между тем, Чернова М.В., ДД.ММ.ГГГГ рождении, согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №, была поставлена на льготную очередь на получение квартиры, как относящаяся к категории граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет средств областного бюджета. Это, в свою очередь, позволило включить её в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2014 по 2016 г., утвержденный на заседании ОМВК ДД.ММ.ГГГГ (протокол № №), под номером №, а также в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на 2015 год, утвержденный на заседании ОМВК ДД.ММ.ГГГГ (протокол № №), под номером №. Таким образом, право Черновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение жилого помещения, по их мнению, не нарушено. Более того, в ДД.ММ.ГГГГ ей предоставляется жилое помещении, в связи с чем, подготовлен договор о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагают, что требования прокуратуры обязать администрацию предоставить Черновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления безосновательны.

Представитель третьего лица, Отдела образования администрации - ФИО12, предоставил суду возражения на исковое заявление прокурора об обязании обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, мотивировав его тем, что Чернова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находилась под опекой, согласно постановлению главы администрации «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Чрновой М.В.» № от ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с тем, что мать несовершеннолетней - ФИО8, лишена родительских прав (Решение Ремонтненского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ г.), отец - ФИО9, согласно справке формы № вписан в акт о рождении со слов матери ребёнка (справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ г.). Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на квартирный учёт Черновой М.В., оставшейся без попечения родителей» Чернова М.В. поставлена на квартирный учёт. Ходатайство о включении в общеобластной список от ДД.ММ.ГГГГ № №. В настоящее время Чернова М.В. состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением в 2015 году, утверждённом на заседании ОМВК ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 2). Сумма перечисленных субвенций на приобретение жилья составляет рублей, расчётная квадратура жилого помещения 9 кв.м. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому категории граждан, могут быть обеспечены жильем за счет муниципального жилищного фонда, но только в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Органы местного самоуправления могут быть наделены данными полномочиями законами субъектов РФ в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1). Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, утверждены: Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) - далее Порядок обеспечения жилыми помещениями; Положение о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) -далее Порядок расходования субвенций. В силу п. 9.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам социального найма гражданам указанной категории. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот заключается в следующем: орган местного самоуправления принимает детей-сирот на учет нуждающихся в жилых помещениях с включением их в список детей-сирот. Затем министерство общего и профессионального образования (далее -министерство образования) в установленные Положением сроки формирует по дате постановки на учет: сначала общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период (далее - общеобластной список на трехлетний период). Чернова М.В. состояла в общеобласном списке на трёхлетний период с 2014 г. по 2016 г., затем сводный список на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате постановки на учет. Сводный список на предоставление жилья формируется Министерством общего и профессионального образования. Областная межведомственная комиссия утверждает указанные выше списки. Орган местного самоуправления и министерство строительства заключают соглашение о финансировании. Затем органы местного самоуправления размещают заказы на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Чернова М.В. на данный момент состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением в 2015 году, утверждённом на заседании ОМВК ДД.ММ.ГГГГ (протокол № №). Ей гарантировано право на получение жилья в 2015 году. Министерство строительства осуществляет перечисление средств после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований на основании договоров купли-продажи жилого помещения, договоров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов и других договоров, подтверждающих направление средств областного бюджета на строительство муниципальными образованиями жилых помещений и (или) жилых домов (в том числе - на завершение строительства). ДД.ММ.ГГГГ Чернова М.В. поставлена на учет, нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (постановлением № №) Таким образом, на Чернову М.В. распространяется порядок, нормативно установленный постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». В отношении Черновой М.В. осуществляются все необходимые меры по обеспечению жильем в соответствии с установленным порядком жильём в 2015 г. Списки на каждый финансовый год формируются министерством общего и профессионального образования по дате постановки на учет. Право на обеспечение Черновой М.В. жилым помещением в настоящее время не нарушено, процедура обеспечения жильем Черновой М.В. запущена в соответствии с установленным нормативным порядком. Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора социального найма между органами местного самоуправления и лицами из числа детей-сирот. В силу п. 2 Порядка расходования субвенций, расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23, лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), расходование субвенций осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития путем предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), бюджетам муниципальных районов и городских округов в установленном для исполнения областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и заявок администраций муниципальных образований , согласованных с финансовыми органами администраций муниципальных образований . Несомненно на администрацию законом возложены государственные полномочия (обязанность) по обеспечению жильем названной категории граждан. Прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления. Администрацией Ремонтненского района на основании поступившего по фамильного списка на предоставление субвенций по обеспечению жильём в 2015г. подготавливаются соответствующие документы для заключения договора между администрацией и Правительством Ростовской области о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в отношении Черновой М.В. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Как следует из содержания указанных Правил, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как размер субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год. Выделение денежных средств осуществляется в соответствии с установленным нормативно порядком, а именно: Бюджетным кодексом Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством); не имеющих закрепленного жилого помещения»; Областным законом Ростовской области от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области»; Областным законом Ростовской области от 16.12.2013 № 75-ЗС «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции областных законов от 05.05.2014 № 131-ЗС, от 03.07.2014 № 168-ЗС, от 03.09.2014 № 220-ЗС, от 13.10.2014 № 232-ЗС, от 21.11.2014 № 252-ЗС); постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539. Выделение денежных средств в нарушение указанных нормативных правовых актов недопустимо. Таким образом, решение суда не может подменять утвержденный нормативно административный порядок, который соответствует законам, имеющим высшую юридическую силу. С ДД.ММ.ГГГГ на Чернову М.В. распространяет действие Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствие со ст. 4 указанного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции указанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Реализация права на обеспечение жилым помещением ребенка-сироты заключается в предоставлении ему конкретного жилого помещения органом местного самоуправления по договору найма в соответствии с действующим законодательством. Процедура обеспечения Черновой М.В. жилым помещением запушена, в полной мере соответствует применяемому с ДД.ММ.ГГГГ порядку (постановление Правительства от 25.06.2012 № 539): Постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и постановление администрации о внесении изменений № от ДД.ММ.ГГГГ полностью регламентирует работу муниципальных служб по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Решение суда, обязывающее администрацию предоставить жилое помещение не сможет быть исполнено в нарушение утвержденного нормативно административного порядка. По имеющимся в наличии документам аминистрация уже занимается приобретением жилого помещения для Черновой М.В.. Просит: в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, отказать.

В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора , Христич А.С., поддержал исковые требования, считает, исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, просил суд обязать администрацию предоставить Черновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Представитель третьего лица - отдела образования администрации , Глушко Ю.В., в судебном заседании поддержала возражения на исковое заявление и просила в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании обеспечить жилым помещением Чернову М.В., из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, отказать.

Лица, участвующие в деле были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерство строительства, архитектуры и территориального развития , в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил и не просил об отложении судебного заседания, каких-либо возражений на иск не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив представленные доказательства, суд установил следующее:

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 02.07.2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступил в силу с 01.01.2013 года) предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ № 184 -ФЗ от 06.10.1999 года (в ред. от 25.12.2012 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

На основании ст. 1 Областного закона Ростовской области № 499-ЗС от 22.06.2006 года (в ред. от 03.12.2012 года) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).

Согласно абзаца 2 п. 8.3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой, утвержденного Постановлением Правительства РО № 539 от 25.06.2012 года в редакции от 07.03.2013 года полномочия администраций муниципальных районов и городских округов по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой.

В судебном заседании нашло подтверждение, что мать истца - Черновой М.В., ФИО8, согласно решению Ремонтненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., лишена родительских прав (л.д. №). Согласно копии свидетельства о рождении №, истца - Черновой М.В., в графе «отец» указан ФИО9, со слов матери ФИО8 (л.д. №).Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом установлено опекунство гражданкой ФИО7 (л.д. №). Истец жилья в собственности не имеет, Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №, Чернова М.В. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставлена на квартирный учет, как оставшаяся без попечения родителей (л.д. №). В настоящее время Чернова М.В. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2014 года по 2016 год.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Чернова М.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, в том числе на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако, до настоящего времени, Чернова М.В. жилым помещением администрацией Ремонтненского района не обеспечена.

Исходя из толкования требований ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 29.02.2012 года) и ст. 1 Областного закона Ростовской области № 499-ЗС от 22.06.2006 года (в ред. от 03.12.2012 года) предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Граждане указанной категории должны быть обеспечены жилым помещением незамедлительно после возникновения такого права, которое появляется у последних по достижении возраста 18 лет, окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое требование прокурора , поданное в интересах Черновой М.В., к администрации , третьим лицам: Отделу образования администрации , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить, Черновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 333.35 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования прокурора в интересах Чрновой М.В., к Администрации Ремонтненского района , третьим лицам: Отделу образования Администрации Ремонтненского района , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, удовлетворить.

Обязать Администрацию Ремонтненского района , ИНН: №, ОГРН: №, предоставить Чрновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 13.02.2015 года.

Судья: