Решение № 2-130/2015 2-130/2015~М-11/2015 М-11/2015 от 10 февраля 2015 г.
№ 2-130/2015
Именем Российской Федерации
10 февраля 2015 года с. Ремонтное
Ремонтненский районный суд в составе председательствующего судьи, Лобачева А.В., с участием помощника прокурора , Христич А.С., представителя третьего лица - отдела образования администрации Ремонтненского района , Глушко Ю.В., при секретаре Штрыковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Субботиной Н.В, к Администрации Ремонтненского района Ростовской области, третьим лицам: Отделу образования Администрации Ремонтненского района , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления,
Прокурор Ремонтненского района обратился в суд в интересах Субботиной Н.В., к администрации , третьим лицам: Отделу образования администрации , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, мотивировав свое заявление тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией требований Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в части обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Проведенной проверкой установлено, что Субботина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельствам о смерти мать ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7, умер ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти матери Субботина Н.В. проживала в . С ДД.ММ.ГГГГ Субботина Н.В. зарегистрирована и проживает в домовладении, принадлежащем ФИО8, расположенного по адресу: , совместно с ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сыном ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочерью ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сыном ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ рождения, сыном ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сыном ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Субботина Н.В. . В собственности объектов недвижимости Субботина Н.В. не имеет. Решением Ремонтненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Субботиной Н.В. удовлетворены, и суд обязал администрацию включить последнюю в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №, Субботина Н.В. постановлена на жилищный учет по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, признанным нуждающимися в жилом помещении, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Аналогичная норма закреплена пунктом первым Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 (далее - Положение). По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (ст. 1 № 499-ЗС). При этом закреплено право органов местного самоуправления распоряжаться финансовыми средствами, предоставленными для осуществления государственных полномочий, финансирование которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (п. 2 ч. 1 ст. 3 № 499-ЗС). В соответствии с п. 7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, министерство строительства как главный распорядитель бюджетных средств в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основании утвержденных областной межведомственной комиссией общеобластного на трехлетний период и сводного , средства на приобретение жилья для Субботиной Н.В., являющейся реальным претендентом и подлежащим обеспечению жильем в 2014 году, перечислены не были. Исходя из приведенных требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечение указанной категории граждан жильем по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. В рассматриваемом случае право на предоставление жилого помещения у Субботиной Н.В. уже возникло и обстоятельства для предоставления наступили. В результате ненадлежащего исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в нарушение гарантированных федеральным законодательством мер социальной поддержки по обеспечению жильем органами исполнительной власти Субботина Н.В., поставленная на жилищный учет в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечена жилым помещением в по независящим от нее обстоятельствам и в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на 2014 год, не включена. Субботина Н.В. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (порядковый номер в списке - №). Данное исковое заявление предъявляется прокуратурой в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в защиту нарушенных прав Субботиной Н.В. на жилище в специализированном жилищном фонде. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 № 43-ФЗ). Просит: обязать администрацию предоставить Субботиной Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
От представителя ответчика администрации - Пустоветова А.П., поступило возражение на исковое заявление об обязании обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, согласно которого, он указал, что требования прокуратуры (далее - прокуратура) в данном случае безосновательны и не подлежат удовлетворению по следующим причинам. Законодательством предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей право (далее - также дети-сироты) на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Причем фактическое предоставление жилого помещения возможно не ранее, чем по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста. Исключением являются случаи приобретения лицом полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Тем не менее, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ) в части предоставления жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. В частности постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (далее - Постановление от 25.06.2012 № 539) утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - также Положение). Данный порядок определяет: основания для принятия решения о предоставлении жилого помещения; порядок и сроки формирования списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем; порядок и сроки формирования областного бюджета на трехлетний период и расчета субвенций. Таким образом, процедура предоставления жилых помещений для данной категории граждан подразумевает осуществление определенных действий и доводы прокуратуры о том, что жилые помещения указанным гражданам предоставляются «немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия», несостоятельны. Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ законодатель обязывает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формировать списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с абзацем 2 пункта 5.2 Положения, на основании списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, формируется по дате включения в список общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период и сводный список. Пунктом 7.1 указанного Положения также устанавливается, что расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований на цели, связанные с предоставлением жилых помещений, осуществляется на основании утвержденных общеобластного на трехлетний период и сводного списков. А поскольку, согласно абзаца 2 пункта 1 того же Положения, жилые помещения детям-сиротам предоставляются исключительно за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, следовательно, жилое помещение предоставляется в порядке очередности и по мере поступления средств. Это, соответственно, ставит гарантии прав на получение жилого помещения данной категорией граждан в зависимость от наличия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также в зависимость от наличия денежных средств. Между тем, Субботина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № была признана подлежащей обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильём. Это, в свою очередь, позволило включить её в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2015 по 2017 г., утвержденный на заседании ОМВК ДД.ММ.ГГГГ (протокол № №), под номером №. Таким образом, право Субботиной Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение жилого помещения по их мнению не нарушено и предоставление жилого помещения будет ей обеспечено в порядке, предусмотренном законодательством. Полагают, что требования прокуратуры обязать администрацию предоставить Субботиной Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору.
Представитель третьего лица, Отдела образования администрации - Пожидаев С.А., предоставил суду возражения на исковое заявление прокурора об обязании обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, мотивировав его тем, что Субботнина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась сиротой в ДД.ММ.ГГГГ, на территории . По закону она относится к категории граждан из числа лиц относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая даёт право на получение льготного жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До ДД.ММ.ГГГГ., Субботина Н.В нигде не значилась как сирота, поэтому она обратилась в суд, где доказала, что свидетельств о смерти обоих родителей достаточно для установления статуса сироты, так как она не находилась не на одной из форм устройства (опека (попечительство), нахождение в детском доме) о чём свидетельствует отсутствие у неё в наличии такого документа как - Решение органов местного самоуправления о направлении заявителя в детский дом (либо другое государственное учреждение) или назначении опеки (попечительства). На территории она не пыталась реализовать свои права в части предоставления льготного жилья при отсутствии документального подтверждения её статуса. Переехала на территорию на постоянное местожительства, создала семью. В ДД.ММ.ГГГГ Субботиной Н.В. было подано исковое заявление в суд о включении в льготную очередь на предоставление жилья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. её возраст был ДД.ММ.ГГГГ, а постановка на квартирный учёт производится с ДД.ММ.ГГГГ лет до ДД.ММ.ГГГГ летнего возраста. Специалистами органа опеки и попечительства Ремонтненского отдела образования Субботиной Н.В. была оказана необходимая консультативная и юридико-правовая помощь. Решением Ремонтненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ она была признана относящейся к категории лиц оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, а также признана нуждающейся в предоставлении жилья. На основании решения Ремонтненского райсуда, Субботна Н.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильём специализированного жилищного фонда по муниципалитету , согласно постановления администрации «О признании Субботиной Н.В., подлежащей обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда » № от ДД.ММ.ГГГГ г., Субботина Н.В. была поставлена на квартирный учёт только в декабре ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что заявитель не предоставлял полного пакета документов, необходимых для постановки на квартирный учёт и формирования квартирного дела. Все необходимые документы были ею предоставлены в конце декабря ДД.ММ.ГГГГ после издания соответствующего постановления в ДД.ММ.ГГГГ Субботина Н.В. была включена в общеобластной список на предоставление жилья, на основании ходатайства администрации о включении его в общеобластной список от ДД.ММ.ГГГГ за номером № №. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому категории граждан, могут быть обеспечены жильем за счет муниципального жилищного фонда, но только в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Органы местного самоуправления могут быть наделены данными полномочиями законами субъектов РФ в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1). Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, утверждены: Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) - далее Порядок обеспечения жилыми помещениями и Положение о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) -далее Порядок расходования субвенций. В силу п. 9.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам социального найма гражданам указанной категории. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот заключается в следующем: Орган местного самоуправления принимает детей-сирот на учет нуждающихся в жилых помещениях с включением их в список детей-сирот. Затем министерство общего и профессионального образования (далее -министерство образования) в установленные Положением сроки формирует по дате постановки на учет: сначала общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период (далее - общеобластной список на трехлетний период). Следовательно Субботина Н.В. попадает в общеобласной список на трёхлетний период с 2015 г. по 2017 г. Формулировка формирование списков по дате постановки подразумевает следующее: учитывая занесение Субботиной Н.В в общеобластной список в 2014 г. обеспечить её жильём в этом же году не представится возможным так как общеобластной список на 2014-2016 г.г. уже считается сформированным, следующий этап формирования списков на период с 2015 г. по 2017 г., в который и была включена Субботина Н.В. Гарантировать ей право на получение жилья в 2015 году также невозможно по причине того, что сводный список на предоставление жилья в 2015 г. уже сформирован и Субботина Н.В в нём отсутствует. Просчитывая динамику трёхлетнего периода можно с уверенностью гарантировать, что Субботина Н.В. сможет реализовать своё право на жилое помещение с 2016 г. по 2017 г. включительно. Затем сводный список на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате постановки на учет. Сводный список на предоставление жилья формируется Министерством общего и профессионального образования. Областная межведомственная комиссия утверждает указанные выше списки. Орган местного самоуправления и министерство строительства заключают соглашение о финансировании. Затем органы местного самоуправления размещают заказы на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Министерство строительства осуществляет перечисление средств после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований на основании договоров купли-продажи жилого помещения, договоров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов и других договоров, подтверждающих направление средств областного бюджета на строительство муниципальными образованиями жилых помещений и (или) жилых домов (в том числе - на завершение строительства). ДД.ММ.ГГГГ Субботина Н.В. поставлена на учет, нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (постановлением № №). Таким образом, на Субботину Н.В.. распространяется порядок, нормативно-установленный постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». В отношении Субботиной Н.В. осуществляются все необходимые меры по обеспечению жильем в соответствии с установленным порядком жильём в 2015-2017 годы. Списки на каждый финансовый год формируются министерством общего и профессионального образования по дате постановки на учет. Право на обеспечение Субботиной Н.В. жилым помещением в настоящее время не нарушено, процедура обеспечения жильем Субботиной Н.В. запущена в соответствии с установленным нормативным порядком. Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора социального найма между органами местного самоуправления и лицами из числа детей-сирот. В силу п. 2 Порядка расходования субвенций, расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23, лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), расходование субвенций осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития путем предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), бюджетам муниципальных районов и городских округов в установленном для исполнения областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и заявок администраций муниципальных образований , согласованных с финансовыми органами администраций муниципальных образований . Несомненно на администрацию законом возложены государственные полномочия (обязанность) по обеспечению жильем названной категории граждан. Прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на органы местного самоуправления. сможет выполнить свои обязательства только при наличии поступившего по фамильного списка на предоставление субвенций на обеспечение жильём, который предоставляет министерство строительства, архитектуры и территориального развития . Без наличия по фамильного списка администрация не имеет права и средств на предоставление жилья лицам данной категории. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Как следует из содержания указанных Правил, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как размер субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год. Выделение денежных средств осуществляется в соответствии с установленным нормативно порядком, а именно: Бюджетным кодексом Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством); не имеющих закрепленного жилого помещения»; Областным законом Ростовской области от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области»; Областным законом Ростовской области от 16.12.2013 № 75-ЗС «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (в редакции областных законов от 05.05.2014 № 131-ЗС, от 03.07.2014 № 168-ЗС, от 03:09.2014 № 220-ЗС, от 13.10.2014 № 232-ЗС, от 21.11.2014 № 252-ЗС); постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539. Выделение денежных средств в нарушение указанных нормативных правовых актов недопустимо. Таким образом, решение суда не может подменять утвержденный нормативно административный порядок, который соответствует законам, имеющим высшую юридическую силу. С 01.01.2013 года на Субботну Н.В. распространяет действие Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствие со ст. 4 указанного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции указанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Реализация права на обеспечение жилым помещением ребенка-сироты заключается в предоставлении ему конкретного жилого помещения органом местного самоуправления по договору найма в соответствии с действующим законодательством. Процедура обеспечения Субботиной Н.В. жилым помещением запушена, в полной мере соответствует применяемому с ДД.ММ.ГГГГ порядку (постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № №): Субботина Н.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включена в общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в 2015 - 2017 годы. Правоотношения по обеспечению жильем Субботиной Н.В. возникли после ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ в постановлении администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № «О признании Субботиной Н.В., подлежащей обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда » прописано, что жильё будет приобретено именно специализированного жилищного фонда. Постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и постановление администрации о внесении изменений № от ДД.ММ.ГГГГ полностью регламентирует работу муниципальных служб по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Судебным решением Ремонтненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию включить Субботина Н.В в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. выполнила данное обязательство, которое неукоснительно влечёт за собой непосредственное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда при наличии субвенций из федерального бюджета, распределяемого Правительством Ростовской области на основании имеющегося общеобластного списка 2015-2017 г. суда, дважды обязывающее администрацию предоставить жилое помещение не сможет быть исполнено в нарушение утвержденного нормативно административного порядка. Просит: в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения отказать.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора , Христич А.С., поддержал исковые требования, считает, исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, просил суд обязать администрацию предоставить Субботиной Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Представитель третьего лица - отдела образования администрации , Глушко Ю.В., в судебном заседании поддержала возражения на исковое заявление и просила в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании обеспечить жилым помещением Субботину Н.В., из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, отказать.
Лица, участвующие в деле были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерство строительства, архитектуры и территориального развития , в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил и не просил об отложении судебного заседания, каких-либо возражений на иск не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив представленные доказательства, суд установил следующее:
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 02.07.2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступил в силу с 01.01.2013 года) предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ № 184 -ФЗ от 06.10.1999 года (в ред. от 25.12.2012 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
На основании ст. 1 Областного закона Ростовской области № 499-ЗС от 22.06.2006 года (в ред. от 03.12.2012 года) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).
Согласно абзаца 2 п. 8.3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой, утвержденного Постановлением Правительства РО № 539 от 25.06.2012 года в редакции от 07.03.2013 года полномочия администраций муниципальных районов и городских округов по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой.
В судебном заседании нашло подтверждение, что отец истца - Субботиной Н.В., ФИО7, умер ДД.ММ.ГГГГ г., а мать, ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Решением Ремонтненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Субботина Н.В. была признана к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения (л.д. №). Истец жилья в собственности не имеет, Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, Субботина Н.В. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставлена на квартирный учет, как оставшаяся без попечения родителей (л.д. №). В настоящее время Субботина Н.В. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Субботина Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, в том числе на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако, до настоящего времени, Субботина Н.В. жилым помещением администрацией не обеспечена.
Исходя из толкования требований ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 29.02.2012 года) и ст. 1 Областного закона Ростовской области № 499-ЗС от 22.06.2006 года (в ред. от 03.12.2012 года) предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Граждане указанной категории должны быть обеспечены жилым помещением незамедлительно после возникновения такого права, которое появляется у последних по достижении возраста 18 лет, окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое требование прокурора , поданное в интересах Субботиной Н.В., к администрации , третьим лицам: Отделу образования администрации , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить, Субботиной Н.В Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.35 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Исковые требования прокурора в интересах Субботиной Н.В, к Администрации Ремонтненского района , третьим лицам: Отделу образования Администрации Ремонтненского района , Министерству строительства, архитектуры и территориального развития , об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, удовлетворить.
Обязать Администрацию Ремонтненского района , ИНН: №, ОГРН: №, предоставить Субботиной Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 13.02.2015 года.
Судья: