Решение № 2-1256/2016 от 28 января 2016 г. по делу № 2-1256/2016
Дело № 2-1256/16
Именем Российской Федерации
28 января 2016 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: судьи Дорошенко Н.В., при секретаре Кулагиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меренкова С.А. к Администрации г. Шахты, третьи лица Департамент образования г.Шахты, ГОУ НПО ПЛ № 36 о восстановлении пропущенного срока и об обязании обеспечить жильем как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Меренков С.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в . Его родители: мать ФИО4 лишена родительских прав на основании решения Шахтинского городского суда № от 28.08.1995 г., в ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления главы Администрации г.Шахты от 28.09.1995 года №920/8 истец был признан нуждающимся в государственной помощи и поддержке и направлен на обучение и воспитание в ГКОУ РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом №1 г.Шахты, с 06.10.1995 года был зачислен в состав воспитанников указанного учреждения, где находился на полном государственном обеспечении. После выпуска из детского дома на основании приказа №71/3 от 02.09.2005 года был зачислен в ПУ №36 г.Шахты по специальности «сварщик», в период обучения также был зачислен на полное государственное обеспечение, был обеспечен общежитием. Истец окончил училище 30.06.2008 г.
При определении истца в детский дом №1 г.Шахты за ним не закреплялось право пользования каким-либо жилым помещением. Родители истца не имели собственного жилья в г.Шахты.
В соответствии с действующим законодательством истец подлежал постановке на квартирный учет по достижению 14-ти лет, т.е. в 2002 году. Своевременно истец не был принят на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма, по независящим от него обстоятельствам. Администрация Детского дома №1 г.Шахты длительное время не могла оформить документ, удостоверяющий личность истца, паспорт он получил только 26.03.2005 года, т.е. в 16 лет, с момента получения паспорта смог получить прописку с 20.04.2005 года и по настоящее время имеет регистрацию в Детском доме №1 г.Шахты по адресу: .
В период с 2005 г. по 2008 год истец обучался в ПУ №36 г.Шахты, Администрации ГБОУ РО ПУ №36 также не защитила его права и не поставила его на квартирный учет до достижения 23-летнего возраста. По окончании училища истец предпринимал попытки быть принятым на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в чем ему было отказано, так как истец достиг возраста старше 23-х лет. В настоящее время истец находится в местах лишения свободы.
В связи с достижением 23-летнего возраста истец не реализовал свое право быть поставленным на квартирный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Просит суд признать Меренкова С.А. нуждающимся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда. Обязать Администрацию города Шахты включить Меренкова С.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Впоследствии истец дополнил исковые требования просьбой о восстановлении пропущенного срока подачи заявления и документов для постановки Меренкова С.А. на квартирный учет.
Истец Меренков С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Власова Н.А.в судебное заседание явилась, исковые требования подержала.
Представитель ответчика Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель третьего лица ГОУ НПО ПЛ № 36 в суд не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представители третьего лица Департамента образования г. Шахты по доверенности Коробова Ю.В. и Зеленская М.В. в судебное заседание явились, просили вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Меренков С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в (л.д. 9). Его родители: мать ФИО4 лишена родительских прав на основании решения Шахтинского городского суда № от 28.08.1995 г. (л.д. 15), ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла (л.д. 17), отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
На основании постановления главы Администрации г.Шахты от 28.09.1995 года №920/8 (л.д. 11) истец был признан нуждающимся в государственной помощи и поддержке и направлен на обучение и воспитание в ГКОУ РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом №1 г.Шахты, с 06.10.1995 года был зачислен в состав воспитанников указанного учреждения (л.д. 12, 52).
После выпуска из детского дома на основании приказа №71/3 от 02.09.2005 года был зачислен в ПУ №36 г.Шахты по специальности «сварщик», в период обучения также был зачислен на полное государственное обеспечение (л.д. 19), был обеспечен общежитием. Истец окончил училище 30.06.2008 г.
Постановлением Администрации г.Шахты от 06.04.2015года №2053 (л.д. 21) Меренкову С.А. было отказано в принятии на учет граждан, в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, как не относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц (достижение 23-х летнего возраста).
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Действовавшие в редакции до 01.01.2013 года пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 9 статьи 8 названного Федерального закона предусматривает, что на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, суд считает, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается, что в орган местного самоуправления по вопросу постановки Меренкова С.А. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, Меренков С.А. обратился впервые только в 2015 году, ранее с таким заявлением не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади и не был поставлен на соответствующий учет, соответственно, Меренков С.А. на момент обращения с заявлением статусом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обладал, поскольку достиг 23-летнего возраста.
Следовательно, основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у Меренкова С.А., отсутствовали, поскольку на момент обращения в суд указанный статус истцом был утрачен.
Достижение определенного в законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каких-либо препятствий для обращения с заявлением ранее достижения 23-летнего возраста у Меренкова С.А. не имелось. Доказательств обратного истцом представлено не было.
Начиная с 2006 г. (достижения совершеннолетия) и до 2011 г. (достижение возраста 23-х лет) Меренков С.А. не был лишен возможности подать заявление о предоставлении жилья. То обстоятельство, что с 2012 г. по настоящее время истец находится в местах лишения свободы, не доказывает уважительности причины пропуска срока подачи заявления, поскольку указанный период не входит в период, когда Меренков С.А. имел право и возможность подать такое заявление.
Обстоятельства того, что Меренков С.А. не был поставлен на квартирный учет по вине органов опеки и попечительства, не свидетельствуют о наличии у него права на получение жилья после достижения им возраста 23 лет.
Причины, по которым орган опеки и администрации учебных заведений не решили вопрос о включении Меренкова С.А. в список для получения жилья, значения в настоящем споре значения не имеют, поскольку по достижении совершеннолетия Меренков С.А. мог самостоятельно реализовать свои права по обеспечению его жилым помещением, однако с данным вопросом обратился в уполномоченный орган по достижению возраста 26 лет.
С учетом изложенного, суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
В удовлетворении иска Меренкова С.А. к Администрации г. Шахты, третьи лица Департамент образования г.Шахты, ГОУ НПО ПЛ № 36 о восстановлении пропущенного срока и об обязании обеспечить жильем как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.02.2016 г.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья - Дорошенко Н.В.