ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1017/2016 2-1017/2016~М-646/2016 М-646/2016 от 11 апреля 2015 г. по делу № 2-1017/2016



Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

11 апреля 2015 года Каменский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Чайкиной М.В.,

с участием помощника прокурора Каменского района Гончаровой В.Н.,

представителя Администрации Каменского района Брылевой А.В., действующей на основании доверенности

представителя Отдела Образования Администрации Каменского района Шевель Н.В., действующей на основании доверенности №15 от 12.01.2016 года

при секретаре Совалевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каменского в интересах Шелуха В.В. к Администрации Каменского об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории Каменского по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

У С Т А Н О В И Л :


Прокурор Каменского обратился в суд с иском в интересах Шелуха В.В. к Администрации Каменского об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории Каменского по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

При этом в обоснование иска указал, что прокуратурой Каменского была проведена проверка по обращению Шелуха В.В. , относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с просьбой принять меры к обеспечению его жилым помещением. Шелуха В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В собственности объектов недвижимости она не имеет, в связи с чем ею было подано заявление в Администрацию Каменского о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.ДД.ММ.ГГГГ материальный истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, в 2013 году - была включена в сводный список на обеспечение жильем, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В соответствии с п. 7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, Министерство строительства как главный распорядитель бюджетных средств в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основании утвержденных областной межведомственной комиссией общеобластного на трехлетний период и сводного списков период и сводного списков осуществляет расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований, перечисляет средства после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований. Право на предоставление жилого помещения у Шелуха В.В. уже возникло, обстоятельства для предоставления наступили. бюджета субвенции на приобретение жилого помещения для обеспечения данной категории граждан выделены в 2013 году, однако Администрацией Каменского жилое помещение материальному истцу предоставлено не было.

В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела материальный истец Шелуха В.В. (лд-24 ). От истца в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.-20). Судом с учетом мнения лиц участвующих в деле в соответствии со ст.167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие материального истца, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела, согласно поданному заявлению материального истца.

В судебном заседании прокурор просил суд обязать Администрацию Каменского предоставить Шелуха В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством, по договору найма специализированных жилых помещений по доводам, изложенным в иске.

В направленном суду заявлении материальный истец Шелуха В.В. поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить.(лд-20 )

Представитель Администрации Каменского Брылева А.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку действительно в ДД.ММ.ГГГГ году по ходатайству Администрации Каменского Шелуха В.В. включена в областной список детей сирот, подлежащих обеспечению жильем, но до настоящего времени жильем не обеспечена

Представитель Отдела Образования Администрации Каменского Шевель Н.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и дав оценку всей совокупности исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, Шелуха В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В собственности объектов недвижимости Шелуха В.В. не имеет, в связи с чем ею было подано заявление в Администрацию Каменского о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Каменского района №167 от 29.03.2010 «О принятии на квартирный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий « Шелуха В.В. в марте 2010 года поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с составом семьи – один человек. Собственного жилья Шелуха В.В. , ее мать и отец не имеют и не имели, что следует из справок БТИ и регистрационной службы Каменского (л.д. 31-35).

Согласно Сводному Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 году в 2013 году материальный истец была включена в сводный список на обеспечение жильем, из областного бюджета субвенции на приобретение жилого помещения для обеспечения данной категории граждан выделены в ДД.ММ.ГГГГ году, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в » вставшие на льготный жилищный, учет дети-сироты, обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета.

В силу положений Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих, закрепленного жилого помещения, переданы: муниципальным районам и городским округам. В связи с этим, Шелуха В.В. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Каменского .

Пунктами 9-9.5 Положения от 18.09.2006 № 384 (в настоящее время подп. 9-9.5 Положения от 25.06.2012 № 539), предусмотрено направление средств областного (федерального) бюджета на приобретение муниципальными образованиями жилых помещений и обеспечение им лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако как установлено судом Шелуха В.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена на момент рассмотрения дела жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из содержания указанных выше положений предоставление жилых помещений по договорам как социального найма, так и в дальнейшем договорам найма специализированного жилого фонда указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также от иных условий.

Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013г, в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный Кодекс РФ внесены изменения, которые распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст.109.1 ЖК РФ (введенной Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан установлен постановлением от 25.06.2012г. № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой или попечительством», с изменениями, внесенными постановлением Правительства РО от 07.03.2013г. № 125 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области», указанным постановлением утверждено положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.8 данного Положения администрации муниципальных районов и городских округов: формируют список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в данном муниципальном образовании для дальнейшего представления в Минобразование Ростовской области, в течение 10 рабочих дней после заключения договоров на финансирование с министерством строительства Ростовской области размещают заказы на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с действующим законодательством; обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории; обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, включенным в сводный список на текущий финансовый год, в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджета, приобретают жилые помещения в муниципальную собственность для включения в специализированный жилищный фонд по ценам, определенным на основании размещения заказа, указанного в подпункте 8.2 настоящего пункта, но не выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, утвержденной министерством строительства Ростовской области на квартал, в котором заключен договор, указанный в подпункте 8.10 настоящего пункта; приобретают жилые помещения в муниципальную собственность для включения в специализированный жилищный фонд по цене выше установленной министерством строительства Ростовской области в случаях, если доля, превышающая установленную предельную стоимость жилого помещения, будет оплачена за счет средств местного бюджета и (или) внебюджетных источников.

При этом полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой.

В судебном заседании установлено, что Шелуха В.В. с момента постановки на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях в сентябре 2006 года до настоящего времени не обеспечена жильем и договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен. При рассмотрении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в суд право на обеспечение истца жилым помещением как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, реализовано не было.

Поэтому суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Шелуха В.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования прокурора Каменского в интересах Шелуха В.В. к Администрации Каменского об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории Каменского по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления в течение года с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Обязать Администрацию Каменского предоставить Шелуха В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным действующим законодательством по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в месячный срок с момента вынесения решения суда.

Председательствующий