ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Определение от 15 июля 2013 г.


Судья Алешина Е.Э. Дело № 33-8733/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ


15 июля 2013 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Ткаченко Л.И.,

судей: Афанасьева О.В., Пановой Л.А.

с участием прокурора Котова Д.А.

при секретаре Усачевой Л.П.

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Ткаченко Л.И. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2013 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Тычкова М.М. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Правительству Ростовской области, Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, третьи лица: Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Тычков М.М., ДАТА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону НОМЕР от 31.12.2009 г. Тычков М.М. признан нуждающимся в жилом помещении, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного предоставления жилья с семьей из одного человека.

До настоящего времени жилое помещение совершеннолетнему Тычкову М.М. не предоставлено. В настоящий момент он зарегистрирован и проживает по адресу: АДРЕС, право пользования которым, возникло на основании договора поднайма (найма) жилого помещения.

Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор просил суд обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Тычкову М.М. на семью из одного человека, обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Тычкову М.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью на одного человека, не менее нормы предоставления вне очереди.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2013 года суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Тычкову М.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений на одного человека, общей площадью не менее 25 кв.м., в остальной части требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону в лице представителя по доверенности О.В. Савельева подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Ростова-на-Дону отказать, либо вынести новое решение, которым обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Тычкову М.М., обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых и предусмотренных на эти цели Правительством РО предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Апеллянт указывает, что на момент вынесения решения суда Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ из жилищного кодекса РФ исключены нормы о внеочередном предоставлении жилья лицам данной категории.

Ссылаясь на нормы жилищного законодательства, на ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», апеллянт отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ.

Судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь корреспондирует обязанность субъекта РФ компенсировать из областного бюджета расходы, возникающие при осуществлении им этой обязанности.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону указывает, что Тычков М.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и будет обеспечен жильем в порядке очереди по мере поступления денежных средств на указанные нужды. Его права Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушены.

По мнению апеллянта, суд в резолютивной части решения вышел за пределы судебного спора, не рассмотрев полностью заявленные требования прокурора, удовлетворил ни кем не заявленное третье требование.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Ростова-на-Дону Савельевой О.В., заключение прокурора Котова Д.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Тычков М.М., ДАТА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец, Т.М.В. умер, мать, К.Н.А. - решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону лишена родительских прав в отношении Тычкова М.М.

В соответствии с Постановлением главы Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону Тычков М.М., имеющий статус оставшегося без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно справке от 14.11.2012 года Тычков М.М. обучается на четвертом курсе очной формы обучения в ГБОУ СПО РО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 9).

В настоящее время Тычков М.М. зарегистрирован и проживает по адресу: АДРЕС, и согласно актам проверки жилищных условий нуждается в улучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем за счет средств областного бюджета (л.д. 21).

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, ст.ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22.06.2006 г. № 449-ЗС «О наделении органов местного самоупраления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца и принял обжалуемое решение, которым обязал администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Тычкову М.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на одного человека, общей площадью не менее 25 кв.м.

Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, полагает его законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу.

Поскольку введенный Федеральным законом № 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.

Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.

На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.

Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оценка доказательствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:


Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: