ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Апелляционное определение № 33-15577/2014 от 24 ноября 2014 г. по делу № 33-15577/2014


Судья Бородько Л.Д. Дело № 33-15577/2014


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


24 ноября 2014 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Филиппова А.Е.

судей Фетинга Н.Н., Татуриной С.В.

при секретаре Светличной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах Трошкиной Н.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 августа 2014 года.

Заслушав доклад судьи Филиппова А.Е., судебная коллегия

установила:

Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Трошкиной Н.В. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Трошкина Н.В. относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Распоряжения главы Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 30.03.2012 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи – один человек, включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей, но до настоящего времени по независящим от нее причинам жильем не обеспечена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Трошкиной Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 августа 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Трошкиной Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления на одного проживающего гражданина.

Принимая решение, суд руководствовался ст.ст. 2, 57, 98.1, 109 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом РО от 22.10.2004 года № 165 «О социальной поддержке детства в Ростовской области», Областным законом РО от 22.06.2006 года № 499 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.

К такому выводу суд пришел, установив, что Трошкина Н.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовала право на обеспечение ее жилым помещением до 01.01.2013 года.

Поскольку ее право на внеочередное получение жилого помещения признано Администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону и Распоряжением от 30.03.2012 года Трошкина Н.В. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилье с составом семьи – один человек, а также включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как оставшаяся без попечения родителей, в собственности пригодного для проживания жилого помещения не имеет и жилье ей не предоставлено, суд нашел требования прокурора об обеспечении Трошкиной Н.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной областным законом, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд признал правомерным возложение обязанности по обеспечению Трошкиной Н.В. жилым помещением на Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств, выделенных из бюджета области, поскольку государственные полномочия Ростовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов и реализуются в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить судебное постановление, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделенных на эти цели Правительством Ростовской области в лице Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, предоставить Трошкиной Н.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что в силу действующего законодательства финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из областного бюджета. При этом апеллянт обращает внимание, что 26.04.2013 года между отраслевым органом Администрации г. Ростова-на-Дону – Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, на который возложены государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жильем, и главным распорядителем бюджетных средств по данной категории граждан - Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор «О предоставлении субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий финансирование мероприятий в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот путем перечисления на счет Департамента субвенций. Контроль за расходованием средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории возложен на Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Апеллянт подчеркивает, что решение суда не может подменять нормативно установленный административный порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан и в изложенной судом редакции резолютивной части является неисполнимым.

Апеллянт полагает, что права Трошкиной Н.В. Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушались. Ответчик не отказывал Трошкиной Н.В. в предоставлении жилья, а напротив, распоряжением Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 30.03.2012 года она принята на квартирный учет с включением в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, а решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан от 14.03.2014 года, от 15.04.2014 года средства федерального бюджета 2014 года в сумме 1 107,5 тысяч рублей распределены на обеспечение Трошкиной Н.В. жильем.

При этом апеллянт подчеркивает, что за Трошкиной Н.В. уже закреплена квартира в строящемся многоквартирном доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 34,69 кв.м, что свидетельствует о реализации ответчиком в административном порядке прав сироты на предоставление ей жилого помещения.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены судебного постановления.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из апелляционной жалобы Администрации г. Ростова-на-Дону, доводы апеллянта сводятся к несогласию с изложенной судом редакцией резолютивной части решения, а именно, с отсутствием указания суда на порядок выделения администрации бюджетных средств для предоставления Трошкиной Н.В. жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия отклоняет такие доводы как несостоятельные в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В силу п. 8.3 Порядка обеспечения жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области № 539 от 25.06.2012 года, администрации муниципальных районов и городских округов обеспечивают целевое использование средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма специализированного жилого помещения гражданам указанной категории.

Положения перечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Кроме того предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Принимая во внимание, что у Администрации г. Ростова-на-Дону имеется неисполненное обязательство по обеспечению Трошкиной Н.В., признанной нуждающейся в жилье и с 2012 года состоящей на учете граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения, суд с учетом установленного Правительством Ростовской области порядка финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области, который не может подменяться судебным решением, правомерно обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону обеспечить Трошкину Н.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения без указания на порядок предоставления для этих целей бюджетных средств.

Ссылки апеллянта на то обстоятельство, что на обеспечение Трошкиной Н.В. жильем распределены средства федерального бюджета 2014 года в сумме 1 107,5 тысяч рублей, и за ней уже закреплена квартира в строящемся многоквартирном доме по ул. Вавилова, площадью 34,69 кв.м, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку названные обстоятельства не свидетельствуют об исполнении Администрацией г. Ростова-на-Дону обязательств перед Трошкиной Н.В. в полном объеме.

Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: