ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1962/2017 2-1962/2017~М-944/2017 М-944/2017 от 21 марта 2017 г. по делу № 2-1962/2017


К делу № 2-1962/17


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Таганрог 21 марта 2017 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Качаевой Л.В.

При секретаре судебного заседания Авакян А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погорелов А.В, к КУИ г. Таганрога о признании права собственности на долю земельного участка, -

У С Т А Н О В И Л:


Погорелов А.В, обратился в Таганрогский городской суд с иском к Администрации г. Таганрога о признании права собственности на долю земельного участка в порядке безвозмездной приватизации.

В обоснование иска указано, что истец на основании договора купли-продажи жилого дома (доли дома) от является собственником ? доли домовладения, расположенного по адресу: , , расположенного на земельном участке площадью 545 кв.м., кадастровый №, вид разрешенного использования: Для эксплуатации индивидуального жилого дома.

В состав указанного домовладения входят следующие строения: жилой дом литер «А», гараж литер «Б», сарай литер «М», сарай литер «Ф», душ литер «Д», наружное сооружение литер «У».

Собственником остальной половины указанного домовладения и 272/545 доли земельного участка является ФИО4 Остальная часть - 273/545 доли земельного участка находится в собственности у Муниципального образования «Город Таганрог».

на земельном участке было проведено межевание, то есть были установлены границы.

В марте 2018 года в России заканчивается срок программы приватизации земельных участков. Истец не воспользовался правом безвозмездной приватизации объектов недвижимого имущества.

договором № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, указанный земельный участок первоначально был передан первому застройщику ФИО5

Заявлением от истец обратился в КУИ г. Таганрога с просьбой предоставления ему в собственность ? доли указанного земельного участка, однако письменным ответом комитет ответил истцу отказом от , сославшись на положения подпункта 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, п. 2 ст. 27 ЗК РФ.

Федеральными законами, которыми регулируется порядок приобретения земельных участков в собственность не установлен запрет на предоставление в собственность земельных участков, указанных в п.п. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в частности п. 8 ст. 27 ЗК РФ устанавливает прямой запрет на приватизацию указанных в нем участков, ограниченных в обороте и п. 4 ст. 28 ЗК РФ прямо указывает когда допускается отказ в предоставлении участка в собственность.

Кроме того, порядок приобретения участков, находящихся в муниципальной собственности регулируется нормами п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации муниципального и государственного имущества». Указанный закон не содержит запрета на предоставление в частную собственность земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку участки, относящиеся к данной категории не включены в вышеуказанный перечень, при этом, в данный перечень вошли практически все категории земельных участков, указанных в п. 5, п. 8 ст. 27, п. 28 ЗК РФ, за исключением п.п. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, что свидетельствует об отсутствии запрета на предоставление участков в собственность, расположенных в ЗСО.

Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 23.11.2005 года дано разъяснение, из которого усматривается, что действующее законодательство не устанавливает ограничения для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохраной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.

Следовательно, если у гражданина возникло правомерное пользование земельным участком, который расположен в водоохраняемой зоне или прибрежной полосе водного объекта или находящимся на данном земельном участке строением, то гражданин имеет право приобрести этот земельный участок в собственность, с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Факт резервирования земельных участков в соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м. от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористой рельефе местности – до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м. при крутом.

По данным, размещенных на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, расстояние от уреза воды до земельного участка, расположенного по адресу: составляет более одного километра.

Доводы Комитета, изложенные в письменном отказе от на заявление истца от о том, что земельный участок, расположенный в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения не может быть передан в собственность истцу в силу вышеприведенных обстоятельств и норм законов, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования истца.

Истец обращает внимание на то обстоятельство, что к правоотношениям, возникшим до введения в действие изменений в ст. 16 и 19 Водного кодекса РФ, ст. 27 ЗК РФ применяются нормы закона действовавшие на момент возникновения данных правоотношений. Данное правило закреплено законодателем в ст. 4 ГК РФ и ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». То есть речь идет об обратной силе закона.

Истец считает, что в основании действовавшего земельного законодательства в период с по , а именно п. 3 ст. 28 Закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также ст. 36 п. 2 ЗК РФ истец имеет исключительное право на приватизацию оставшейся в собственности муниципалитета 273/545 доли спорного земельного участка.

заявлением в Управление Росреестра по РО истец обратился с просьбой о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. Уведомлением № от ГУ «УФСГРК и К по РО» истца письменно поставили в известность о приостановлении государственной регистрации его права на спорный земельный участок в срок до . Основанием для этого стало то обстоятельство, что истец не смог предоставить регистратору оригинал договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от , которого у истца не имеется.

Таким образом, для приватизации доли принадлежащего истцу земельного участка, необходимо обращение в суд.

Ссылаясь на положения ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, ст. 265 ГК РФ, ст. ст. 28, 36 ЗК РФ, истец просит признать за Погорелов А.В, право собственности на 273/545 доли земельного участка площадью 545 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу:

В рамках рассмотрения спора определением суда от произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации г. Таганрога надлежащим ответчиком КУИ г. Таганрога.

Истец Погорелов А.В, в судебном заседании не присутствует, представил заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие, а также направил своего представителя Костенко Г.Е., действующего на основании доверенности, который требования иска поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика КУИ г. Таганрога в судебном заседании не присутствует, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования, при этом суд исходит из следующего.

Погорелов А.В, является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , право возникло на основании договора купли-продажи доли жилого дома от , удостоверенного нотариусом ФИО7, номер в реестре нотариуса 5935. Собственником другой ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом является ФИО8, что подтверждается выпиской из ЕГРН от .

Согласно ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений является земельный участок.

договором № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, земельный участок по адресу: , первоначально был передан застройщику ФИО5, правопредшественнику истца на жилой дом.

Земельный участок, расположенный по адресу , , поставлен на кадастровый учет площадью 545 +/- 8 кв.м. c присвоением кадастрового № и в настоящее время находится в общей долевой собственности ФИО8 (272/545 доли) и Муниципального образования «Город Таганрог» (273/245 доли).

Право собственности ФИО8 (272/545 доли) зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

С заявлением в КУИ г. Таганрога о предоставлении в собственность в порядке безвозмездной приватизации доли земельного участка, расположенного по адресу: обратился Погорелов А.В,, который просил передать ему долю земельного участка в собственность на безвозмездной основе.

Ответом №.№ от КУИ г. Таганрога отказано Погорелов А.В, в передаче ему в собственность доли земельного участка, расположенного по адресу: в связи с тем, что согласно информации, представленной комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации , земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденным решением Городской Думы г. Таганрога от 25.12.2012 года № 506 расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-ой пояс).

В материалах дела имеется ответ на судебный запрос из Комитета по архитектуре и градостроительству от , согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: входит в зону регулирования застройки с режимом 6 Б; 2-й пояс зоны санитарной охраны грунтового водопровода г. Таганрог; приаэродромной территории аэродрома Таганрог (Ц) и Таганрог (Южный).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Пунктом 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, сроком не ограничивается.

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

В силу п. 4 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который, возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" необходимо установление таких обстоятельств, как время возникновения права на строения у истца, а также основания возникновения права. Судом установлено, что право собственности на строения в домовладении по у истца Погорелов А.В, в размере 1/2 доли возникло на основании договора купли-продажи доли жилого дома от , до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в силу чего истец имеет право на получение в собственность земельного участка бесплатно.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В силу подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

П. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 4, 5 ст. 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 с 01.06.2002 года введены в Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 года.

Данные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).

ЗСО организуется в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения возозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных и поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 данных СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных (п. 1.14 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Принимая во внимание изложенное, каждый из питьевых источников должен быть надлежащим образом обследован и на основании обследования должен иметь следующий пакет документов: - санитарно-эпидемиологическое заключение обследованной скважины на соответствие ее санитарным правилам; - акт гидрогеологических изысканий о подземных водах; - санитарный паспорт о качестве воды; - общее заключение санэпиднадзора о пригодности объекта для питьевого водоснабжения; - проект установления границ 1,2,3 санитарных поясов охраны источников питьевого водоснабжения, согласованный в установленном порядке.

Вышеуказанный пакет документов отсутствует.

Нахождение спорного земельного участка от источников питьевого водоснабжения на расстоянии менее установленного в соответствии с СанПиН 2.1.1.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не подтверждается материалами дела.

Кадастровый паспорт на спорный земельный участок сведений об обременениях, в том числе о нахождении его в зоне второго пояса санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не содержит.

Не проведение необходимых исследований и необоснованное установление зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не соответствует требованиям Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарным правилам и нормативам «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

Комитет не представил доказательств, подтверждающих ограничение в обороте спорного земельного участка и обосновывающих законность отказа в предоставлении участка в собственность обществу.

В рамках рассмотрения спора установлено, что собственником 272/245 доли земельного спорного участка является собственником ФИО4, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН, указанное обстоятельство противоречит доводам отказа КУИ г. Таганрога о предоставлении в собственности истцу доли земельного участка, о нахождении земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс). Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что разработанные и утвержденные в установленном порядке проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждены надлежащим образом и что спорный земельный участок находится водоохраной зоне.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации права на недвижимое имуществом и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном действующим законодательством.

Оценив, представленные истцом доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о признании за Погорелов А.В, права на 273/545 доли земельного участка по адресу: в порядке бесплатного приобретения в собственность.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования Погорелов А.В, к КУИ г. Таганрога о признании права собственности на долю земельного участка, - удовлетворить.

Признать за Погорелов А.В, право общей долевой собственности на 273/545 доли земельного участка, общей площадью 545 кв.м. +/- 8 кв.м., с кадастровым № расположенного по адресу:

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Л.В. Качаева

Решение в окончательной форме изготовлено .