ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-359/2017 2-359/2017~М-325/2017 М-325/2017 от 11 июля 2017 г. по делу № 2-359/2017


№ 2-359/17


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

11 июля 2017 г. ст. Милютинская

Судья Морозовского районного суда Ростовской области Целованьева Н.А.,

при секретаре Ивановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Найденовой С.А. к Администрации Селивановского сельского поселения о признании права собственности на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:


Найденова С.А. обратилась в суд с данным иском, обосновывая свои требования тем, что она является дочерью покойной Моргуновой М.А., умершей .

После смерти матери она подала заявление нотариусу о вступлении в наследство матери, которое состояло из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: .

Истец получила свидетельство о праве на наследство только на земельный участок. На жилой дом нотариус свидетельство о праве на наследство не выдал, ввиду отсутствия у ее покойной матери документов, подтверждающих право собственности на жилой дом.

Полагает, что право собственности ее матери на жилой дом и земельный участок возникло на основании выписки из похозяйственной книги администрации Селивановского сельского поселения.

Ссылаясь на данные обстоятельства, просит суд признать за нею, Найденовой С.А. право собственности на жилой дом, общей площадью 56 кв.м., расположенный по адресу: .

В судебном заседании истец Найденова С.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что это домовладение купили ее родители где-то в 70-х годах прошлого века. С тех пор их семья проживала в нем. Когда умерла ее мать, она никаких документов на дом не нашла и не знает, был ли оформлен дом в чью либо собственность. Ранее собственники домов записывались в сельских Советах. Ее мать записана в качестве собственника дома в похозяйственной книге сельской администрации, более никаких документов не сохранилось. Мать проживала в доме вплоть до 2011 года. Впоследствии для осуществления за ней ухода, истец забрала мать к себе. Дом они закрыли и в настоящее время в нем никто не живет. Истец обеспечивает сохранность дома и имущества в нем.

Ответчик Администрация Селивановского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направили, о дне слушания дела были извещены судом надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора нотариус Милютинского района Чуприн П.С. и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела уведомлены надлежащим образом.

В отношении не явившихся участников процесса дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца Найденову С.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела, представленных сторонами, усматривается, что Моргунова М.А. являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (л.д.11-12).

После смерти Моргуновой М.А., умершей , наследственное имущество приняла ее дочь – Найденова С.А.. Нотариусом Милютинского района выдано Найденовой С.А. свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок площадью 3200 кв.м, расположенного по адресу: (л.д. 17).

В выдаче Свидетельства о праве на наследство на жилой дом, расположенный по данному адресу нотариусом было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов у наследодателя на дом (л.д. 18).

Рассматривая требования истца о признании за нею права собственности на наследственное имущество в виде жилого дома, суд руководствуется следующим.

В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 6 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введённой настоящим Федеральным законом.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 12 мая 2017 года права и ограничения на жилой дом с кадастровым номером №, по адресу: , не зарегистрированы.

Согласно выписки из похозяйственной книги №7 (лицевой счет №44) Селивановского сельского поселения следует, что владельцем жилого дома расположенного по адресу: площадью 56 кв.м., число комнат-3, год постройки -1972 значится Моргунова М.А., право собственности не зарегистрировано (л.д. 11).

Вместе с тем, согласно ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 совместного Постановления от дата N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении: давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности, владение имуществом, как своим собственным означает владение не по договору.

Судом установлено, что по адресу: с даты заселения: в 1972 году, как Моргунова М.А. так и Найденова С.А. с , несли, а истец продолжает нести бремя содержания домовладения, то есть, открыто и добросовестно владели и владеют спорным имуществом более 15 лет. В течение указанного времени кем-либо права Моргуновой М.А., а впоследствии Найденовой С.А. на домовладение не были оспорены.

С учетом установленных вышеприведенных обстоятельств дела суд, удовлетворяя заявленные требования, исходит из того, что умершая Моргунова М.А. в силу приобретательной давности приобрела право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , соответственно в порядке наследования право собственности на это имущество перешло заявителю Найденовой С.А.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:


Признать за Найденовой С.А. право собственности на жилой дом, общей площадью 56 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: , по наследству.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2017 года.

Судья: