ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1931/2015 от 22 сентября 2015 г. по делу № 2-1931/2015


Дело № 2-1931/15


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

22 сентября 2015 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,

при секретаре Тимченко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чижова Ю.Т. к Сальскому районному потребительскому обществу Совет, третье лицо: МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Ростовской области о признании права собственности на автомобильный прицеп,

УСТАНОВИЛ:


Чижов Ю.Т. обратился в суд с исковым заявлением к Сальскому районному потребительскому обществу Совет, третье лицо: МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Ростовской области о признании права собственности на автомобильный прицеп, указывая, что в 1991 году он приобрел в Сальском РАЙПО автомобильный прицеп марки КМЗ 8119-0000020, заводской номер 3010612, цвет кузова – морская волна, дата выпуска 28.06.1990 года. За автомобильный прицеп истец оплатил 470 рублей.

Но автомобильный прицеп на регистрационный учет поставлен не был. В период эксплуатации документы на автоприцеп были утеряны. В настоящее время имеет на руках только руководство по эксплуатации.

С 1991 года по настоящее время он владеет и пользуется указанным прицепом.

19 июня 2015 года истец обратился в отделение № 3 МРЭО ГИБДД ГУВД МВД РФ по Ростовской области г.Сальска с заявлением о регистрации автомобильного прицепа.

Истцом был получен ответ, согласно которому, в соответствии с требованиями п.22, п.15.4 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги МВД России от 07.08.2013 года № 605, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия при отсутствии одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных в указанных пунктах. В предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия – первичная регистрация автоприцепа КМЗ 81 19, шасси 9010612, б/н, отказано, по причине отсутствия необходимых документов.

Истец обратился в Сальское районное потребительское общество с запросом о предоставлении сведений о покупке автоприцепа, но ему сообщили, что в архивных данных сведения о продаже отсутствуют.

Согласно оценке независимого оценщика Серик И.Ю., рыночная стоимость автоприцепа марки КМЗ 8119-0000020, заводской номер 3010612, составляет 12500 рублей.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил признать за Чижовым Ю.Т. право собственности на автомобильный прицеп марки КМЗ 8119-0000020, заводской номер 3010612, шасси 9010612, дата выпуска 28.06.1990 года.

Обязать МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по Ростовской области зарегистрировать автомобильный прицеп марки КМЗ 8119-0000020, заводской номер 3010612, шасси 9010612 за Чижовым Ю.Т..

Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить в соответствии с исковым заявлением.

Ответчик своего представителя в суд не направил, представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.52).

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела (л.д.51).

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

С учетом мнения истца, руководствуясь ст. 167 ч. 5 ГПК РФ, суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из пояснений истца, данных в судебном заседании следует, что 1991 году он приобрел в Сальском РАЙПО автомобильный прицеп марки КМЗ 8119-0000020, заводской номер 3010612, цвет кузова – морская волна, дата выпуска 28.06.1990 года, за который оплатил 470 рублей. Прицеп на учет поставлен не был, а документы на него утеряны.

При его обращении в отделение № 3 МРЭО ГИБДД ГУВД МВД РФ по Ростовской области г.Сальска с заявлением о регистрации автомобильного прицепа, ему было отказано.

Согласно паспорту на автомобильный прицеп КМЗ 8119, автомобильный прицеп КМЗ 8119-0000020, заводской номер 3010612, цвет кузова м. волна, дата выпуска 28.06.90 года (л.д.8).

Как следует из справки № 15 от 30 июня 2015 года, выданной председателем Совета Сальского райпо, сведения о продаже автоприцепа КМЗ 8119 с заводским номером 9010612 цвета морская волна в архивных документах организации отсутствуют (л.д.7).

Согласно статье 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В Постановлении Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.

С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу, о том, что истец не представил доказательств добросовестного и открытого использования прицепа в соответствии с его назначением, в течение срока, установленного законом. Эксплуатация истцом прицепа, не поставленного на учет в органах ГИБДД, нарушает положения ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938, а, следовательно, исключает добросовестность владения.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности.

В силу п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ, Минпромэнерго, Минэкономразвития от 23.06.2005 N 496/192/134, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Данное правило соответствует п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 20.08.2009) и п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, согласно которым регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации.

Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 N 711 (в редакции Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пп. "в" п. 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются, в том числе, обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:

представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным Приказом МВД России N 605 от 07 августа 2013 года и зарегистрированного в Минюсте России 27 сентября 2013 года N 30048 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. Согласно указанного перечня (п. 15.4.1), подлежат предоставлению для регистрации транспортного средства, кроме документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.

Не предоставление указанных документов, в соответствии с п. 24 указанного Административного регламента, влечет не предоставление государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.

Согласно справке оценщика Серика И.Ю., имеющейся в материалах дела, рыночная стоимость автомобильного прицепа марки КМЗ КМЗ 8119-0000020, заводской номер 3010612, цвет кузова прицепа: М.Волна, дата выпуска: 28.06.1990 года составляет: 12500 рублей. Данная справка основана на предположениях оценщика при определении термина «Рыночная стоимость» с учетом средней стоимости прицепов этой же марки величины износа на дату оценки. При этом, оценщиком не исключается возможность изменения стоимости объекта оценки при более детальном исследовании рынка (л.д.9).

В материалах дела имеется ответ, согласно которому, в соответствии с требованиями п.22, п.15.4 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги МВД России от 07.08.2013 года № 605, истцу в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия – первичная регистрация автоприцепа КМЗ 81 19, шасси 9010612, б/н, отказано, по причине отсутствия необходимых документов (л.д.6).

Исходя из анализа норм действующего законодательства, документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства.

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств.

Истец не представил суду доказательств подтверждающих возникновение права собственности на предмет спора, счет-справку и документы, удостоверяющие соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения (паспорт транспортного средства) на прицеп. Что делает невозможным его регистрацию в соответствующем органе.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, а так же тем, что право собственности на легковой прицеп автоматически не порождает обязанности подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его, при отсутствии необходимых документов, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Чижову Ю.Т. к Сальскому районному потребительскому обществу, третье лицо МРЭО ГИБДД № 1 ГУ МВД России по РО о признании права собственности на автомобильный прицеп отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2015года.

Председательствующий Г.М. Дорогокупец