ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-965/2017 2-965/2017~М-790/2017 М-790/2017 от 30 июня 2017 г. по делу № 2-965/2017


Дело №2-965/2017


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2017 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.

при секретаре Тереховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахбандаровой З.К, к ГУ УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об оспаривании отказа в назначении страховой пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:


Шахбандарова З.К. обратилась в суд с иском в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2017 г. № УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об отказе ей в назначении страховой пенсии, обязать ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе включить в страховой стаж периоды её работы с 1978 по 1984 г. в ,, 1985 г. по 1989 г. рабочая в и назначить пенсию по старости с момента возникновения права, указывая на то, что 31 января 2017 года она обратилась в УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению были приложены документы: паспорт, архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка из Ташкентской области Пскентского районного хозрасчетного архива личного состава № от 5.02.2016; архивная справка из Территориального управления по архивному делу Ташкентской области Межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава Пскентского района № от 10.02.2017.

Трудовая книжка Шахбандаровой З.К. осталась в отделе кадров и к заявлению приложена не была. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решила включить в страховой стаж периоды: с 02.04.1990г. по 09.07.1992г. - с/х рабочая в з/с «Гигант», с 10.07.1992г. по 31.08.1993г. -с/х рабочая в з/с «Гигант», с 01.12.1993г. по 31.12.1993г. - с/х рабочая в з/с «Гигант», 01.06.2011 - период ухода за ребенком до 1,5 лет.

Общий стаж составил 04 года 10 месяцев 2 дня.

Периоды её работы в с 1978 по 1984 – работа в , с 1985 г. по 1989 г. - рабочая в в общий стаж засчитаны не были, и Решением от 28.04.2017 № ей отказано в назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013, ввиду отсутствия документов, подтверждающих стаж работы не менее 8 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4.

В обосновании отказа включения периодов её работы легли доводы о том, что 14.02.2017 УПФР в городе Сальске и Сальском районе был направлен запрос справок о стаже работы и заработке № во внебюджетный ПФ при Министерстве финансов Республики Узбекистан, ответы на запросы не поступили, компетентными органами сведения о страховом стаже и заработке за периоды с 1978 - 1984 и с 1985 - 1989 не подтверждены. С указанными доводами она не согласна и считает решение об отказе незаконным, нарушающим её право на назначение страховой пенсии по старости. Периоды, указанные в справках, могут подтвердить свидетели с которыми она работала вместе в Согласно архивных справок о заработной плате Шахбандарова З.К. осуществляла трудовую деятельность в , и , в связи с чем ей была начислена и выплачена заработная плата. Она не должна быть лишена права на включение периодов работы в страховой стаж, в связи с тем, что организация, где она работала, не выдала ей трудовую книжку и ПФ при Министерстве финансов Республики Узбекистан ненадлежащим образом выполнили свои обязанности. Данные обстоятельства не могут её лишать права на включение периодов в её страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Истец Шахбандарова З.К. в суд не явилась, извещена надлежащим образом, интересы по доверенности представляет Лыкова Т.В. (ст. 48 ГПК РФ).

В судебном заседании представитель истца требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Богатырев В.В. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, в материалы дела представил письменные возражения, суду пояснил, 31.01.2017 истец обратилась в УПФР в г- Сальске и Сальского района Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Трудовую книжку при обращении не представила. Истцом были представлены справки о стаже и заработке, одной их которых являлась архивная справка о заработке от 25.02.2016 № из Ташкентской области Пскентского района на имя Шахбандаровой З.К, работавшей в за период с 1978г. по 1984г.

В соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

В связи с этим, территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение страхового стажа и заработка приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области были сделаны запросы справок о стаже работы и заработке № от 14.02.2017г., № от 31.03.2017г. (повторно) во Внебюджетный пенсионный ФРНД при Министерстве финансов Республики Узбекистан, однако до настоящего времени ответы на запросы не поступали, и, исходя из того, что сведения о страховом стаже (заработке), выданные Псекентским районным хозрасчетным архивом личного состава Ташкенсткой области Республики Узбекистан не подтверждены компетентным органом, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, принято решение об отказе в назначении страховой пенсии в виду отсутствия необходимого страхового стажа в 2017г. - 8 лет. Страховой стаж истицы на дату обращения составляет: 04 года 10 месяцев 02 дня.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, требования истца подлежат удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.123.2013 г., тсраховая пенсия по старости назначается женщинам достигшим возраста 55 лет при наличии не менее 8 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 11,4 (в 2017 г.).

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Судом установлено и как следует из материалов дела, 31.01.2017 г. Шахбандарова З.К. обратилась в УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению были приложены документы: паспорт Шахбандаровой З.К.; архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка из Ташкентской области Пскентского районного хозрасчетного архива личного состава № от 5.02.2016; архивная справка из Территориального управления по архивному делу Ташкентской области Межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава Пскентского района № от 10.02.2017.

Решением Комиссии прав граждан от 28.04.2017 № Шахбандаровой З.К. включены в страховой стаж периоды:

с 02.04.1990г. по 09.07.1992г. - с/х рабочая в з/с «Гигант»

с 10.07.1992г. по 31.08.1993г. -с/х рабочая в з/с «Гигант»

с 01.12.1993г. по 31.12.1993г. - с/х рабочая в з/с «Гигант»

01.06.2011 - период ухода за ребенком до 1,5 лет, определив общий стаж 04 года 10 месяцев 2 дня, отказано в назначении страховой пенсии по старости по ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013, ввиду отсутствия документов, подтверждающих стаж работы не менее 8 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4, отказано в зачете в страховой стаж периодов работы с 1978 по 1984 – работа в и с 1985 г. по 1989 г. - рабочая в .Отказано в принятии к зачету для исчисления размера страховой пенсии заработной платы за период с 1978 года по 1984 год. Основание к отказу в назначении страховой пенсии указано на то. что в адрес УПФ в г. Сальск и Сальского района не поступили ответы на запросы о страховом стаже и заработке истца от компетентных органов на запросы.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд не может согласиться с принятым решением ответчика, исходя из следующего:13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В соответствии с п.15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. №1-1-У « О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте 21.03.1996 г., регистрационный №1056) документы о стаже работы и заработка предоставляемые из государств - бывших республик союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документа может быть произвольной.

Представленные истцом архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка о заработной плате № от 17.02.2016, выданная архивным отделом Администрации Сальского района; архивная справка из Ташкентской области Пскентского районного хозрасчетного архива личного состава № от 5.02.2016; архивная справка из Территориального управления по архивному делу Ташкентской области Межведомственного хозрасчетного архива документов личного состава Пскентского района № от 10.02.2017, отвечают необходимыми требованиям, предусмотренных законом, оснований не учитывать данные справки при рассмотрении заявления истца о назначении страховой пенсии у ответчика не имелось, архивные справки составлены на русском языке, на основании первичных бухгалтерских документов, заверены подписью руководителя и скреплены печатью архива, содержат дату их выдачи и исходящие номера (л.д.13, 17).

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлениях от 16 декабря 1997 N 20-П и от 18 марта 2004 года N 6-П, необходимым условием достижения целей социального государства является развитие системы социального обеспечения, в рамках которой гражданам гарантируется осуществление конституционного права на социальное обеспечение, включающего право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах; при этом, как следует из ст. 39 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, не исключается и создание дополнительных форм социального обеспечения.

Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 4 указанной статьи).

В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний свидетелей.

При этом, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» какие-либо ограничения к способам и средствам доказывания периодов работы не установлены.

Истцом при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии не была представлена трудовая книжка по причине её отсутствия, но представлены архивные документы подтверждающие фактически периоды её работы и справки о получаемой заработной платы.

В судебном заседании были допрошены свидетели М.Н.З. и М.Х.З., которые пояснили, что истец вместе с ними в период времени с 1978 по 1984 г. работала в а затем, выйдя замуж с 1985 г. по 1989 г. работала в работала истец в свидетелями были представлены в материалы дела трудовые книжки, свидетельствующие о их периоде и месте времени работы в , оснований усомниться в их подлинности и достоверности у суда нет.

Представленные доказательства судом принимаются как отвечающие принципу относимости и допустимости.

Судом не принимаются доводы представителя ответчика в части того, что сведения о страховом стаже (заработке), выданные Псекентским районным хозрасчетным архивом личного состава Ташкенсткой области Республики Узбекистан не подтверждены компетентным органом, следовательно, отсутствуют основания в назначении истцу страховой пенсии, поскольку на момент обращения истца о назначении ей страховой пенсии были представленные все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего пенсионного законодательства для принятия обоснованного решения, ставить в вину лицу неполучения сведений из компетентных органов не может ущемлять и огранивать право истца, гражданина России о назначении ему по достижении возраста страхового стажа с учетом включения периодов его работы до распада СССР.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2017 г. № УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об отказе в назначении Шахбандаровой З.К. в назначении страховой пенсии, Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе включить в страховой стаж истцу периоды работы с 1978 по 1984 г. в ,, 1985 г. по 1989 г. рабочая в и назначить пенсию по старости с момента возникновения права.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2017 г. № УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе об отказе в назначении Шахбандаровой З.К. в назначении страховой пенсии.

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе включить в страховой стаж Шахбандаровой З.К. периоды работы с 1978 по 1984 г. в ,, 1985 г. по 1989 г. рабочая в и назначить пенсию по старости с момента возникновения права

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение составлено в окончательном виде 05.07.2017 г.

Председательствующий - подпись