ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-4011/2017 2-4011/2017~М-3257/2017 М-3257/2017 от 12 июля 2017 г. по делу № 2-4011/2017


К делу № 2-4011-17


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

12 июля 2017 года г.Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Бушуевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Корольчук А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костенко Елены Анатольевны к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Таганроге Ростовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:


Костенко Е.А. обратилась в Таганрогский городской суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Таганроге Ростовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии. В обоснование исковых требований указала следующее. 15 апреля 2015г. она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о назначении ей пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» полагая, что она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

19 июня 2015г. был вынесен протокол № 2209 об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет. ГУ УПФ РФ по г. Таганрогу сослалось на то, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, согласно решению от 19.06.2015 № 2209 ее специальный стаж составил 24 года 00 месяцев 18 дней, что не соответствует действительности.

В ее специальный стаж только по фактической продолжительности без применения льготного порядка исчисления 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев, были включены периоды работы:

с 01.11.1990г. по 10.04.1991г.; с 30.05.1994г. по 22.12.1996г.; с 12.05.1997г. по 27.12.1997г.; с 06.03.2001г. по 31.07.2001г. - медицинской сестрой, акушеркой в отделении патологии, в отделении патологии беременных в МБУЗ «Родильный дом», так как наименование отделения не соответствует номенклатуре, в которой предусмотрено применение льготного порядка исчисления акушеркам в акушерском отделении патологии беременности;

с 11.04.1991г. по 31.07.1991г.; с 23.12.1996г. по 11.05.1997г.; с 28.12.1997г. по 02.06.1998г.; с 06.12.2010г. по 10.05.2011г. – больничный лист по беременности и родам в период работы медицинской сестрой, акушеркой в отделениях патологии, патологии беременных в акушерском отделении патологии беременности -1 в МБУЗ «Родильный дом».

с 01.08.1991г. по 15.05.1994г. – отпуск по уходу за ребенком, 15.05.1991г. рождения, в период работы медицинской сестрой, акушеркой в отделении патологии МБУЗ «Родильный дом».

Считает, что своим отказом Пенсионный Фонд нарушил как ее право на льготную пенсию, так и нормы действующего законодательства.

Указала, что в результате суммирования периодов работы, которые зачтены пенсионным фондом, ее специальный стаж составляет 28 лет 02 месяца 27 дней. Ввиду того, что она продолжает работать в в должности акушерки в акушерском отделении патологии беременности, на полную ставку по настоящее время и период, предшествующий непосредственно дате обращения, то есть 19.06.2015г. зачтен ГУ УПФ РФ в г.Таганроге добровольно, а в отпуске без сохранения заработной платы она не находилась, периодов, не входящих в страховой стаж нет, что подтверждается справкой , следовательно, ее специальный медицинский стаж увеличивается и достиг необходимой 30-летней продолжительности на 20.06.2016г. (30 лет 00 месяцев 04 дня).

На основании изложенного, просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж в календарном и с применением льготного порядка исчисления, 1 год работы как за 1 год 6 месяцев периоды: с 01.11.1990г. по 10.04.1991г.; с 30.05.1994г. по 22.12.1996г.; с 12.05.1997г. по 27.12.1997г.; с 06.03.2001г. по 31.07.2001г.; с 11.04.1991г. по 31.07.1991г.; с 23.12.1996г. по 11.05.1997г.; с 28.12.1997г. по 02.06.1998г.; с 06.12.2010г. по 10.05.2011г.; с 01.08.1991г. по 15.05.1994г.; обязать ответчика включить в страховой и специальный стаж в календарном и с применением льготного порядка исчисления, 1 год работы как за 1 год 6 месяцев, период с 16.04.2015г. по 20.06.2016г. и назначить ей пенсию с момента возникновения права, то есть с 20.06.2016г. и выплатить всю образовавшуюся задолженность.

В судебное заседание истица Костенко Е.А. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя, доводы искового заявления поддержала.

В отношении не явившейся истицы дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истицы Костенко Е.А. Приходько В.И., действующий по ордеру №25574 от 06.07.2017г., в судебном заседании поддержал исковые требования истицы Костенко Е.А., просил удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге – Бублий А.А., действующий по доверенности № 81 от 30.12.2016г., исковые требования не признал. В обоснование своих возражений указал следующее. 19.06.2015г. Управление ПФ отказало заявительнице в назначении досрочной трудовой пенсии, так как последняя не имеет на это права. Полагает, что периоды работы истца, не включенные в ее специальный стаж в календарном и льготном исчислении по решению №2209 не могут быть включены в спецстаж, так как истец работал в структурных подразделениях, не предусмотренных Перечнем Списка №781. Обратил внимание на то, что истица обратилась с заявлением о назначении пенсии 15.04.2015г. Если даже и включить в ее специальный стаж периоды, указанные в иске, то на дату обращения у нее не будет 30 лет специального стажа, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии в порядке пп.20 п.1 ст.30 ФЗ №400. В своем иске истица просит суд включить в ее страховой и специальный стаж период работы с 16.04.2015г. по 20.06.2016г. и признать за ней право на досрочную пенсию с 20.06.2016г. Данное требование является абсолютно противозаконным, так как истица обратилась в Управление ПФ с заявлением о назначении пенсии 15.04.2015г. Указанный период не рассматривался УПФР в г.Таганроге на предмет включения в страховой и специальный стаж, соответственно, никто истцу не отказывал во включении данного периода в страховой и спецстаж. Поэтому в части указанных требований отсутствует основание иска. В силу закона пенсия назначается с даты обращения, но не ранее возникновения права на нее. Датой обращения является дата подачи заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами. В свете этого, даже если наличие объективного права у истца на досрочную пенсию подтвердится, то говорить о дате ее назначения можно только с учетом обращения в Управление ПФ с заявлением, то есть с 15.04.2014г. На основании сказанного, считает, что Костенко Е.А. было правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как ее специальный стаж составил менее требуемого специального стажа - 30 лет, поэтому просил суд в удовлетворении ее исковых требований отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из имеющегося в материалах дела протокола № 2209 от 19.06.2015г. об отказе в назначении пении следует, что Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г.Таганроге Ростовской области, рассмотрев заявление Костенко Е.А., отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30.1.20 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г., полагая, что специальный стаж Костенко Е.А. составил 24 года 00 месяцев 18 дней, что недостаточно для назначения пенсии по указанному основанию.

Согласно указанному протоколу, в специальный стаж истицы были включены только по фактической продолжительности, без применения льготного порядка исчисления, 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев, следующие периоды работы:

с 01.11.1990г. по 10.04.1991г.; с 30.05.1994г. по 22.12.1996г.; с 12.05.1997г. по 27.12.1997г.; с 06.03.2001г. по 31.07.2001г. - медицинской сестрой, акушеркой в отделении патологии, в отделении патологии беременных в МБУЗ «Родильный дом», согласно трудовой книжке, уточняющей справке МБУЗ «Родильный дом» от 29.09.2014г. №27 и данным ИЛС ЗЛ, с указанием на то, что засчитать данные периоды в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев) не представляется возможным, так как наименования отделений не предусмотрены Перечнем отделений хирургического профиля стационаров;

с 11.04.1991г. по 31.07.1991г.; с 23.12.1996г. по 11.05.1997г.; с 28.12.1997г. по 02.06.1998г.; с 06.12.2010г. по 10.05.2011г. – больничные листы по беременности и родам в период работы медицинской сестрой, акушеркой в отделениях патологии, патологии беременных в акушерском отделении патологии беременности -1 в МБУЗ «Родильный дом», согласно трудовой книжке, уточняющей справке МБУЗ «Родильный дом» от 29.09.2014г. №27 и данным ИЛС ЗЛ, с указанием на то, что периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж по фактической продолжительности, в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2002г. №781;

с 01.08.1991г. по 15.05.1994г. – отпуск по уходу за ребенком, 15.05.1991г. рождения, в период работы медицинской сестрой, акушеркой в отделении патологии МБУЗ «Родильный дом».

С указанными выводами ПФ суд согласиться не может, исходя из нижеследующего.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, назначается.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом в силу п.3 ст.30 указанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2014г. №665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Так, согласно данному постановлению, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу дет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.

В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется – досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Абзацем 3 п.2 постановления 464 предусмотрена льгота по исчислению выслуги лет (1 год за 1 год 6 месяцев) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений (групп)…и т.д.

В соответствии с приказом Минздрава России от 24.02.1998г. №48 в перечень отделений хирургического профиля стационаров входят (по данному профилю) акушерское; гинекологическое; родильные и т.д.

Работа в отделениях хирургического профиля до 1 ноября 1999г. исчисляется в специальный стаж в льготном порядке: 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

В совместном Информационном письме Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000г. №3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000г. №06-25/8625 предусмотрено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999г. №377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999г., регистрационный №1943), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999г. №395 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.1999г., регистрационный №1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000г. №73 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2000г., регистрационный номер №2163), и Перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999г. №377.

Данная норма подтверждается Письмом Пенсионного фонда от 16.10.2002г. №ЛЧ-25-25/980, согласно которому, льготное исчисление предусмотрено врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.

Льгота по исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении среднего персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций.

Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, которые действовали в спорные периоды работы истицы, основным документом, подтверждающим период работы является трудовая книжка.

В соответствии с ч.6. ст.21 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно п.11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

В материалах дела имеется копия трудовой книжки истицы АТ-VII №, в которой имеются записи, согласно которым, истица в периоды времени с 01.11.1990г. по 10.04.1991г.; с 30.05.1994г. по 22.12.1996г.; с 12.05.1997г. по 27.12.1997г.; с 06.03.2001г. по 31.07.2001г. работала медицинской сестрой, акушеркой в отделении патологии, в отделении патологии беременных в МБУЗ «Родильный дом».

В материалах дела также имеется справка МБУЗ «Родильный дом» от 05.04.2017г. №12 (л.д.21),содержащая аналогичные сведения, со ссылкой на соответствующие приказы. В данной справке также указано, что с момента обращения в ГУ УПФ РФ в г.Таганроге 15.04.2015г. для назначения пенсии Костенко Е.Н. в отпуске без сохранения заработной платы не находилась, периодов, не входящих в страховой стаж, нет.

Данная справка выдана на основании штатного расписания, книги приказов, табеля учета рабочего времени, лицевого счета (л.д.21).

Из должностной инструкции акушерки родильного отделения следует, что акушерка оказывает лечебно-диагностическую, доврачебную медицинскую помощь беременным женщинам, роженицам, родильницам и гинекологическим больным, устанавливает предварительный диагноз и срок беременности; принимает нормальные роды; проводит диспансеризацию и патронаж беременных, родильниц, гинекологических больных с выполнением организационных и лечебных мер; оказывает экстренную доврачебную акушерскую и гинекологическую помощь, неотложную доврачебную помощь новорожденным; проводит санитарно- гигиеническое обучение женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем; осуществляет уход и наблюдение за беременными и родильницами на основе принципов медицинской деонтологии; ассистирует при некоторых акушерских и гинекологических операциях и пр.

Как указанно в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Неполное соответствие наименований должности и отделения, в которых работала истица, наименованиям, предусмотренным законодателем, не должно отрицательно влиять на реализацию гражданином своих пенсионных прав.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что отказ комиссии УПФР в г.Таганроге Ростовской области включить спорные периоды работы истицы с 01.11.1990г. по 10.04.1991г.; с 30.05.1994г. по 22.12.1996г.; с 12.05.1997г. по 27.12.1997г.; с 06.03.2001г. по 31.07.2001г. - медицинской сестрой, акушеркой в отделении патологии, в отделении патологии беременных в , в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления, год работы, как 1 год и 6 месяцев, является неправомерным.

Таким образом, периоды работы истицы с 01.11.1990г. по 10.04.1991г.(00 лет 05 месяцев 10 дней); с 30.05.1994г. по 22.12.1996г. (02 года 06 месяцев 23 дня); с 12.05.1997г. по 27.12.1997г.(00 лет 07 месяцев 16 дней); с 06.03.2001г. по 31.07.2001г.(00 лет 04 месяца 25 дней), подлежат включению в специальный стаж истицы с применяем льготного порядка исчисления, 1 год как 1 год и 6 месяцев.

Суд также считает неправомерным отказ комиссии ПФ засчитать в специальный медицинский стаж в льготном исчислении периодов получения истицей пособия по беременности и родам, с 11.04.1991г. по 31.07.1991г.; с 23.12.1996г. по 11.05.1997г.; с 28.12.1997г. по 02.06.1998г.; с 06.12.2010г. по 10.05.2011г. – больничный лист по беременности и родам в период работы медицинской сестрой, акушеркой в отделениях патологии, патологии беременных в акушерском отделении патологии беременности -1 в , а также периода отпуска по уходу за ребенком, 15.05.1991г. рождения, в период работы медицинской сестрой, акушеркой в отделении патологии МБУЗ «Родильный дом» с 01.08.1991г. по 15.05.1994г.

К такому выводу суд приходит, исходя из следующего.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред.Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров ССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990г. №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты ССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом ССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред.Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Таким образом, отказывая во включении в специальный стаж работы истицы с применением льготного порядка исчисления

с учетом того, что Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ информационным письмом от 4 ноября 2002 года № 7392-юл/лч-25-25/10067 сообщили, что поскольку в период указанного отпуска производится выплата пособия по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам, и основания для назначения этого пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, - период такого отпуска следует рассматривать как период получения пособия по государственному социальному страхованию (пособия по беременности и родам) в период временной нетрудоспособности и соответственно засчитывать в стаж на соответствующих видах работ, т.е. аналогично предшествующему - в должности медицинской сестры в родильном отделении (1 год работы как один год и шесть месяцев).

Относительно спорного периода работы с 16.04.2015г. по 20.06.2016г. необходимо отметить следующее.

Судом установлено, что и после обращения истицы в Управление пенсионного фонда в г.Таганроге Ростовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии она продолжала осуществлять лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, работая в настоящее время акушеркой в акушерском отделении патологии и беременности-1 в , согласно данным трудовой книжке, уточняющей справке .

Период, предшествующий спорному периоду работы, включен ответчиком в страховой и специальный стаж в календарном и с применением льготного порядка исчисления добровольно.

Таким образом, спорный период работы истицы после ее обращения в ПФ с 16.04.2015г. по 20.06.2016г. также подлежит включению в страховой и специальный стаж в календарном и с применением льготного порядка исчисления, 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.

В результате суммирования периодов работы, которые зачтены ГУ УПФ РФ в специальный стаж истицы (28 лет 02 месяца 27 дней) и периодов работы, которые включены в специальный стаж судом, в календарном и с применением льготного порядка исчисления (08 лет 02 месяца 18 дней, из них льгота – 04 года 02 месяца 09 дней), специальный стаж истицы на 15.04.2015г. составил 28 лет 02 месяца 27 дней специального стажа, которого достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г.

В силу ч.1 ст.22 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г., страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что у истицы право на назначение пенсии возникло 20.06.2016г., - то, таким образом ответчик Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Таганроге Ростовской области обязан назначить и выплатить истице пенсию с указанной даты и выплатить образовавшуюся задолженность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Костенко Е.А. в полном объеме..

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:


Исковые требования Костенко Елены Анатольевны к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Таганроге Ростовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии – удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда в г.Таганроге Ростовской области включить Костенко Елене Анатольевне в специальный стаж в календарном и с применением льготного порядка исчисления, 1 год работы как за 1 год 6 месяцев периоды: с 01.11.1990г. по 10.04.1991г.; с 30.05.1994г. по 22.12.1996г.; с 12.05.1997г. по 27.12.1997г.; с 06.03.2001г. по 31.07.2001г.; с 11.04.1991г. по 31.07.1991г.; с 23.12.1996г. по 11.05.1997г.; с 28.12.1997г. по 02.06.1998г.; с 06.12.2010г. по 10.05.2011г.; с 01.08.1991г. по 15.05.1994г.

Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда в г.Таганроге Ростовской области включить Костенко Елене Анатольевне в страховой и специальный стаж в календарном и с применением льготного порядка исчисления, 1 год работы как за 1 год 6 месяцев, период с 16.04.2015г. по 20.06.2016г. и назначить ей пенсию с момента возникновения права, то есть с 20.06.2016г. и выплатить всю образовавшуюся задолженность.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Бушуева И.А.

В окончательной форме решение изготовлено 14.07.2017г.