Решение № 2-1666/2015 2-1666/2015~М-1588/2015 М-1588/2015 от 28 августа 2015 г. по делу № 2-1666/2015
Именем Российской Федерации
28 августа 2015 года Каменский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Чайкиной М.В.,
с участием истца Шкондиной С.В.
при секретаре Совалевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шкондина С.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы, назначении досрочной страховой пенсии с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
Шкондина С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФР в , в котором просит признать Решение комиссии УПФР в (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ ) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью незаконным; обязать ответчика включить в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии период ее работы в должности старшей пионервожатой средней школы № , а также обязать назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указала, что Решением комиссии УПФР в от ДД.ММ.ГГГГ N68 Шкондиной С.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ «О страховых пенсиях», с чем она не согласна. При рассмотрении ее заявления о предоставлении ей досрочной пенсии ответчик не принял во внимание, что запись в принадлежащей трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на должность старшей вожатой сделана ошибочно, что подтверждается выпиской из приказа по средней школе N7 от ДД.ММ.ГГГГ и копией приказа по средней школе N7 N 11 от ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчик засчитал ей в специальный, педагогический стаж всего 23 года 1 месяц 27 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, всего 2 года 1 месяц 1 день в ее специальный, педагогический стаж включён не был, что не соответствует действительности. Ее страховой стаж на момент обращения в УПФР составляет 26 лет 6 месяцев 27 дней, признанный УПФР специальный педагогический стаж 23 года 1 месяц 27 дней. Считает, что ее специальный педагогический стаж составляет 25 лет 2 месяца 28 дней, что даёт основание на начисление льготной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Согласно положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу, работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ года, N 1397 льготный педагогический стаж начисляется лицам, работающим в должности старшей пионервожатой. На занимаемой должности (старшая пионервожатая), дающей право на получение льготной пенсии она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из приказа по средней школе N7 N11 от ДД.ММ.ГГГГ и копией приказа по средней школе N7 N11 от ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец Шкондина С.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, мотивируя тем, что решением комиссии ГУ УПФР в от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с чем она не согласна. При рассмотрении заявления о предоставлении досрочной пенсии ответчик не принял во внимание, что запись в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на должность старшей вожатой сделана ошибочно, что подтверждается выпиской из приказа по средней школе № от ДД.ММ.ГГГГ № и копией приказа по средней школе № от ДД.ММ.ГГГГ № 11. Без оспариваемого стажа работы ею по старому законодательству был выработан педагогический стаж 16,8 лет. На момент обращения к ответчику выработан педагогический стаж 25 лет 2 месяца 28 дней, обратилась в ГУ УПФР в 10.03.2015г.
В судебное заседание не явился ответчик- представитель ГУ УПФ РФ в , надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства. (лд-17) Судом с учетом мнения истца вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика согласно ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Шкондиной С.В. удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются государством.
ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 173-ФЗ, согласно положениям которого лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.30 ФЗ№400-ФЗ от 28.12.2013 года»О страховых пенсиях» право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999г. (действующим до 29 октября 2002г.) было установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1 - 14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года установлено что, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев ;у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с п.13 Правил обращения за пенсией, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №17/19 пб от 27.02.2002 года решение и распоряжение об установлении или об отказе в установлении пенсии принимается территориальным органом ПФ РФ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. При этом при подаче гражданином заявления о назначении трудовой пенсии по старости к заявлению должны быть приложены подлинные документы о страховом стаже( за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, содержащих достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истец Шкондина С.В. обратилась в ГУ УПФ в с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, полагая, что имеет необходимый стаж 25 лет.
Решением комиссии ГУ УПФР в , оформленном протоколом заседания комиссии по реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ году истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с отсутствием необходимого стажа, связанного с педагогической деятельностью 25 лет. По выводам комиссии специальный педагогический стаж Шкондиной С.В. составляет № дней (лд-6-7)
Отказывая в досрочном назначении трудовой пенсии Шкондиной С.В., ответчик не включил период ее работы в должности в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе №, поскольку в трудовой книжке истца указано, что в спорный период она работала старшей вожатой, а должность старшей вожатой не предусмотрена списком профессий, дающих право на пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., дающих право на досрочное назначение пенсии;
Однако, суд считает, что отказывая в назначении Шкондиной С.В. досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и не включая в льготный стаж указанный выше период работы, ГУ УПФР в Каменском районе нарушил ст.39, 55 Конституции РФ, согласно которым каждому гарантировано право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством и в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан. В основе международных – правовых стандартов в сфере образования также лежит равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности (ст.9,13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закон «Об образовании « предусматривает, что в РФ могут существовать различные по своим организационно- правовым формам учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные учреждения и другие (ст.11.1).
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников этих образовательных учреждений, в том числе и их праве на пенсию за выслугу лет ( п.5 ст.55 ).
Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ 2О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Судом из исследованных выписки приказа по школе № от ДД.ММ.ГГГГ и копии приказа по средней школе № от ДД.ММ.ГГГГ года, а также пояснений истца Шкондиной С.В. установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шкондина С.В. работала в средней школе №, в должности старшей пионервожатой.
В соответствии с действовавшим в тот период Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года № 1397, приятого в соответствии с действовавшим в тот период Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР», работа в должности пионервожатой (старшей пионервожатой) засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.
Последующим Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, должность пионервожатой предусмотрена не была.
Однако, в соответствии с п. 3 данного Постановления Совета Министров, было предусмотрено сохранение за другими педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Только действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", вышеуказанное Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 признано утратившим силу.
В Постановлении Конституционного суда №2-П от 29 января 2004 года Конституционный суд РФ указывает на то, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Шкондиной С.В. о включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой средней школы № являются обоснованными и подлежат удовлетворению. То обстоятельство, что работодателем при записи в трудовой книжке истца была произведена неточная запись, занимаемой ею должности не зависит от истца и не может нарушать гарантированного ей Конституцией РФ права на пенсионное обеспечение, поскольку правильность заполнения записей в трудовых книжках работников является обязанностью кадровой службы работодателя, а не истца. Из исследованных судом первичных документов, а именно приказа о приеме на работу и приказа о переводе прямо следует, что истец была принята на работу и осуществляла свои функции именно в должности старшей пионервожатой.
Таким образом, суд считает, что истица имеет право на государственное пенсионное обеспечение с учетом включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой средней школы № Иное означало бы нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства.
Поэтому суд считает, что период работы истца Шкондиной С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой средней школы № подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
При условии включения спорного периода в специальный стаж Шкондина С.В., ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ года, составляет более 25 лет и дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Исковые требования Шкондина С.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы, назначении досрочной страховой пенсии с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворить.
Признать незаконным Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Шкондина С.В.
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в включить в стаж работы Шкондина С.В., дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой средней школы № .
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в назначить и выплатить Шкондина С.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в месячный срок с момента изготовления.
Решением изготовлено в окончательной форме и оглашено 28.08.2015 года.
Председательствующий: