ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-1001/2017 2-1001/2017~М-833/2017 М-833/2017 от 4 июля 2017 г. по делу № 2-1001/2017


Дело №2-1001/2017


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.07 2017 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.,

при секретаре Тереховой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манукян Н.Г. к ГУ УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе о признании необоснованным отказа в назначении трудовой пенсии, обязании назначении пенсии по старости

УСТАНОВИЛ:


Манукян Н.Г. обратилась в суд с иском о признании необоснованным отказа в назначении трудовой пенсии, обязании назначении пенсии по старости, предъявив требования к ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе, указывая на то, что она является гражданкой , прибывшей на территорию РФ в 2013 году и проживающая с даты прибытия по настоящее время по адресу: , где зарегистрирована до 19.10.2021 года, что подтверждено записью о регистрации, сделанной ОУФМС в виде на жительство. Ей на тот момент было , в имеют право на пенсию женщины, достигшие возраста 63 года. Ответчик отказал ей в назначении пенсии, решением № от 21 апреля 23017 года.. Отказ мотивирован отсутствием у неё, имеющей вид на жительство иностранного гражданина, документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии, в страховой стаж не были включены периоды с 01.10.1968 года по 16.04.1971 года - со ссылкой на то, что запись об увольнении заверена печатью организации, оттиск которой не подлежит прочтению, что не дает оснований для зачета рассматриваемого периода в стаж при назначении трудовой пенсии. Подтвердить факт работы заявителя не предоставляется возможным, так как других документов. подтверждающих данный период не представлено; с 11.05.1982 года по 14.07.1997 года - -Документов, подтверждающих данный период работы не представлено.

Она не может согласиться с решением ответчика, поскольку оно не соответствует закону и обстоятельствам дела. Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» подписанным представителями России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины, регулируется порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик СССР.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ст. 39). Цель пенсионного обеспечения - предоставление человеку, достигшему определенного возраста и имеющему требуемый трудовой стаж, средств к существованию.

Поскольку она осуществляла трудовую деятельность в исключенные ответчиком периоды, находилась в отпусках, с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды подлежат включению в трудовой стаж при назначении пенсии по старости независимо от времени моего обращения за назначением пенсии и времени возникновения у меня права на назначение пенсии по старости. Соответственно, незаконное и необоснованное решение пенсионного органа от 21.04.2017г. № об отказе ей в назначении трудовой пенсии по старости с 30.01.2017г., не позволяет ей реализовать её Конституционное право и подлежит отмене.

В судебном заседании истец требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе по доверенности Богатырев В.в. в судебном заседании с требованиями истца не согласился, в материалы дела представлены письменные возражения, при этом суду пояснил, 30.01.2017 истец обратилась в УПФР в г. Сальске и Сальского района Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив трудовую книжку от 01.10.1968. В данной трудовой книжке указаны периоды работы:

с 01.10.1968 по 16.04.1971 – запись об увольнении заверена печатью организации, оттиск которой не подлежит прочтению, что не дает оснований для зачета рассматриваемого периода в стаж при назначении трудовой пенсии. Подтвердить факт работы заявителя не предоставляется возможным, так как других документов, подтверждающих данный период работы не предоставлено; с 11.05.1982 по 14.07.1997 - -документов, подтверждающих данный период работы не предоставлено.

В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств - участников СНГ от 13.03.1992г. и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания.

В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств - участников соглашения, осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также подзаконных нормативных актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. №1015, в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.

В соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области были сделаны запросы справок о периодах работы № от 10.02.2017г. в Министерство труда и социальных вопросов Республики Армения, № от 10.02.2017г. в Агентство социальных субсидии Грузии, № от 20.03.2017г. в Агентство социальных субсидии Грузии (повторно), однако до настоящего времени ответы на запросы в наш адрес не поступали.

В результате всестороннего, полного и объективного рассмотрения документов, имеющихся в распоряжении УПФР в г Сальске и Сальском районе Ростовской области, а также исходя того, что сведения о страховом стаже за периоды с 01.10.1968г. по 16.04.1971г., с 11.05.1982г. по 14.07.1997г., приобретенные на территории Грузии и Армении, не представлены компетентными органами, Агентством социальных субсидии Грузии и Министерством труда о социальных вопросах Республики Армения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, принято решение об отказе в назначении страховой пенсии в виду отсутствия необходимого страхового стажа. Страховой стаж истицы на дату обращения составляет: 00 года 00 месяцев 00 дней.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, в иске истцу следует отказать.

Истец Манукян Н.Г. являеьтся гражданкой , на основании решения от 19.10.2016 г. № имеет вид на жительство на территории России до 19.10.2021 г. (л.д.12).

Решением от 212.04.2017 г. УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области Манукян Н.Г. отказано в назначении страховой пенсии с указанием на то. что согласно представленным документам у Манукян Н.Г. по состоянию на 31.12.2001 г. не проживала на территории России, основания для исчисления страхового стажа по нормам Закона №340-1 не имеется, предоставленные свидетельства о рождении детей не могут быть учтены при подсчете страхового стажа, периоды работы не засчитаны в связи с отсутствием документов, подтверждающих периоды работы: с 01.10.1968 по 16.04.1971 – запись об увольнении заверена печатью организации, оттиск которой не подлежит прочтению, что не дает оснований для зачета рассматриваемого периода в стаж при назначении трудовой пенсии, а также с 11.05.1982 по 14.07.1997 - -документов, подтверждающих данный период работы не предоставлено.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Частью 1 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 данной статьи, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 1 статьи 14 того же Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для застрахованных лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) в 2017 году, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 8 лет, величина ИПК — 11,4.

Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года №1015 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсии», согласно которым периоды:

- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведении индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Так же в страховой стаж засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (статья 12.1.3 ФЗ- 400 от 28.12.2013 г).

В соответствии со статьей 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином - является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

Пунктом 1 статья 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам отнесены лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору.

На основании норм Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания. При этом для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, а исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В соответствии со ст. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Согласно ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г полномочные органы Сторон информируют друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, его изменениях, а также принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

В связи с этим территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех' случаях осуществлять подтверждение страхового стажа и заработка приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области были сделаны запросы справок о периодах работы № от 10.02.2017г. в Министерство труда и социальных вопросов Республики Армения, № от 10.02.2017г. в Агентство социальных субсидии Грузии, № от 20.03.2017г. в Агентство социальных субсидии Грузии (повторно), а поскольку оспариваемые истцом периоды работы на территории других государств подтверждается справкой компетентных органов согласно указанных выше Соглашений, на момент рассмотрения ответчиком заявления истца о назначении страховой пенсии каких-либо ответов на сделанные запросы и сведений от истца не поступало, то оснований для признания незаконным решение ответчика об отказе истцу в назначении пенсии в данном случае у суда нет.

Следует отметить, что вынесение решения об отказе в установлении страховой пенсии территориальными органами Пенсионного фонда, в случае не поступления ответов на запросы в установленные законодательством срок, обусловлено необходимостью соблюдения процессуальных сроков рассмотрения заявления об установлении пенсии. При этом у органов ПФР имеется право пересмотра ранее вынесенных решений в связи с поступлением ответов на запросы.

Если после вынесения решения о назначении пенсии (отказе в ее назначении) в территориальный орган ПФР поступают результаты проверки, подтверждающие достоверность сведений и обоснованность выдачи справки о заработке, данный факт рассматривается как ошибка, допущенная территориальным органом ПФР, в связи с вышеназванными обстоятельствами. Такая ошибка подлежит устранению в порядке, определенном ч.4 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть в случае поступлении ответов на запросы от компетентных органов, истцу в случае подтверждения периодов её работы, будет установлена и выплачена страховая пенсия в соответствии с действующим законодательством

Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований Манукян Н.Г. к ГУ УПФ РФ в г. Сальск и Сальском районе о признании необоснованным отказа в назначении трудовой пенсии, назначении пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение составлено в окончательном виде 10.07.2017 г.

Председательствующий - подпись