ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2-5534/2016 2А-5534/2016 2А-5534/2016~М-4852/2016 М-4852/2016 от 18 октября 2016 г. по делу № 2-5534/2016


Дело 2-5534/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

18 октября 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре судебного заседания Галдиной Л.М.,

с участием представителя административного истца Новиковой Н.А., действующей на основании доверенности 61АА4320301 от 08.04.2016 г., представителя административного ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону Дородницыной Т.А., действующей на основании доверенности № 59-1/453 от 15.08.2016 г., представителя заинтересованного лица Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Колесниковой Г.И., действующей на основании доверенности № 59-38/7 от 12.01.2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абраамян АР к Администрации города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо – Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, о признании незаконным постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 792 от 20.06.2016 г. об отказе в переводе жилых помещений, расположенных по адресу: в нежилые помещения,

У С Т А Н О В И Л:


Абраамян А.Р. (далее – административный истец) обратилась в суд с указанным административным иском к Администрации города Ростова-на-Дону (далее – административный ответчик). В обоснование заявленных требований указала, что ей принадлежит земельный участок кадастровый номер № общей площадью на котором расположен жилой дом общей площадью по адресу: 06 мая 2015 года истец обратилась в Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону с заявлением о переводе жилого дома в нежилое. Кроме того, к заявлению прилагался необходимый пакет документов для перевода жилого дома в а именно: нотариальные копии свидетельств о праве собственности на земельный участок и жилой дом, выписка ПЗЗ на земельный участок, копия технического паспорта на жилой дом.

Постановлением № 792 от 20.06.2016 г. административному истцу отказано в переводе жилого помещения в нежилое. Согласно уведомлению о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое от 23.06.2016 года, причиной отказа является несоблюдение условий перевода предусмотренных ст.ст. 22, 24 ЖК РФ, 36, 49, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 42 ЗК РФ.

Истец считает отказ незаконным, нарушающим его права и свободы, поскольку административным ответчиком не соблюден установленный 45-дневный срок для принятия решения о переводе помещения в нежилое, а именно: административным истцом подано заявление 06.05.2015 года, постановление об отказе вынесено 20.06.2016 года.

Кроме того, административный истец указывает, что последним нормы ст. 22 ЖК РФ не нарушены, т.к. жилой дом переводится в нежилое помещение полностью; ссылка в отказе на нарушение норм ст. 36 ЗК РФ является незаконной, т.к. допустимо размещение офисных зданий в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1), данный вид застройки является основным видом разрешенного использования; оснований для проведения государственной экспертизы и выдачи разрешения на строительство нет.

На основании изложенного, административный истец первоначально просил суд признать Постановление № 792 от 20.06.2016г. и уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение от 23.06.2016г., выданное Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону в переводе жилого дома в нежилое по адресу: незаконными.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело в отсутствие административного истца рассмотрено в порядке ст.150 КАС РФ.

Представитель административного истца Новикова Н.А. в судебное заседание явилась, уточнила в порядке ст. 46 КАС РФ исковые требования, окончательно просила суд признать незаконным постановление Администрации г. Ростова-на-Дону № 792 от 20.06.2016 г. об отказе в переводе жилых помещений, расположенных по адресу: в нежилые помещения.

Представитель административного ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону Дородницина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в представленных письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону Колесникова Г.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 22 ЖК РФ).

Согласно ч. 10 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения, должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, охраны окружающей среды и экологической безопасности, охранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Как установлено ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В целях получения разрешения на строительство заявитель в соответствии с ч. 7.51 ГрК РФ предоставляет пакет документов.

В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер № общей площадью расположенным на нем жилым домом общей площадью , по адресу: г что подтверждается свидетельством о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ № № свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ № № выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

Административным истцом было принято решение об изменении функционального назначения объекта капитального строительства путем перевода жилого дома из жилого помещения в нежилое, в связи с чем, 06.05.2015 года Абраамян А.Р. в установленном законом порядке обратилась в уполномоченный орган – Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, предоставив нотариальные копии свидетельств о праве собственности на земельный участок и жилой дом, выписку ПЗЗ на земельный участок, копию технического паспорта на жилой дом.

Согласно уведомлению Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону от 23.06.2016 года, в переводе помещения в нежилое отказано в связи с несоблюдением требований и условий перевода, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 22 ЖК РФ, нарушением положений ст.ст. 36, 49, 51 Грк РФ, ст. 42 ЗК РФ.

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 792 от 20.06.2016 года в переводе жилых помещений, расположенных по адресу: в нежилые помещения – отказано.

Административный истец полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 в ред. от 09.02.2012 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако приведенное положение процессуального закона не освобождает административного истца от обязанности доказать факт допущенного нарушения органом власти (должностным лицом) и нарушение этим его прав и законных интересов.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в силу следующего.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решения переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений жилые помещения.

Статьей 288 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Процедура перевода жилого помещения в нежилое помещение регламентирована главой 3 Жилищного кодекса РФ, закрепляющей. в частности, условия перевода и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение, также основания для отказа в переводе.

Согласно ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения нежилое не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудования такого доступа к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещения обременено правами каких-либо лиц.

В силу части 1 статьи 23 ЖК Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно части 2 этой же статьи ЖК Российской Федерации, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК Российской Федерации, допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

Согласно ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Проектная документация объекта капитального строительства, в силу его отнесения к категории «объекты индивидуального жилищного строительства», не подлежит экспертизе. Между тем, при переводе назначение и вид использования таких объектов меняется на нежилые здания (офисы, торговые помещения, медицинские и детские учреждения и т.д.), проектная документация по которым, в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, подлежит обязательной экспертизе. Таким образом, в отношении объектов индивидуального жилищного строительства выдается разрешение на строительство, с предоставлением предусмотренного для данного вида объектов пакета документов, без проведения соответствующей экспертизы проектной документации.

Однако в случае перевода жилого помещения в нежилое, предусмотренная законом процедура по возведению и вводу в эксплуатацию объектов нежилого фонда будет нарушена в случае непредоставления надлежащих документов, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ.

Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 15.06.2005 № 830 «О мерах по реализации главы 3 и главы 4 раздела I Жилищного кодекса Российской Федерации» (ред. от 19.04.2013) установлено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону или в многофункциональный центр, у которого имеется соглашение с органом местного самоуправления в лице последнего о взаимодействии подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения), согласованный архитектором района города по месту нахождения переводимого помещения.

В данном случае надлежащие документы, в том числе проект переустройства, предоставлены не были, равно как не проводилась и их государственная экспертиза, что подтверждается самим административным истцом в своем административном исковом заявлении.

Помимо этого, согласно ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства должен включаться, в том числе, раздел, содержащий перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового назначения.

В силу статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со статьёй 8 названного Закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались, в том числе требования эвакуации людей (с учётом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

В силу статьи 30 Закона параметры элементов строительных конструкций, в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.

Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей а площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: - досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; -безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Однако, как установлено в судебном заседании, в представленном административным истцом в Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону экспертном заключении, выполненном ООО «Северокавказский центр экспертиз и исследований» 05.05..2015, отсутствуют сведения о соответствии переводимого в нежилое помещения требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Из заключения не усматривается, что жилой дом оборудован необходимыми приспособлениями (пандусами и другими) для обеспечения доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.

При таких обстоятельствах, очевидно, что объект недвижимости заявителя не отвечает требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, что подтверждает отсутствие оснований для перевода жилых помещений в нежилые.

Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с выпиской из Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 № 87 (ред. от 03.03.2016) земельный участок, на котором расположен предполагаемый к переводу объект, находится в территориальной зоне жилой застройки первого типа - Ж-1, регламент которой относит «объекты бытового обслуживания» к условно разрешенным видам использования, в данном случае необходимо разрешение на установление соответствующего условно разрешенного вида использования.

В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Принимая во внимание, что не представлены доказательства проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, собственником земельного участка, допущены нарушения требований земельного, градостроительного законодательства, что, в соответствии со статьями 22, 24 Жилищного кодекса Российской Федерации влечет отказ в переводе жилого помещения в нежилое.

Согласно представленному в материалы дела заявлению от 28.01.2015 г., административный истец просила перевести в нежилое помещение под офисы 1 этаж дома – помещение № 1 площадью 164,2 кв.м.

В силу части 1 статьи 23 ЖК Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно части 2 этой же статьи ЖК Российской Федерации, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК Российской Федерации, допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

При этом, положения частей 2-4 этой же статьи не допускают перевод жилого помещения в нежилое, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к другим жилым помещениям дома, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению; если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания; а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Кроме того, перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Из материалов дела следует, что указанный жилой дом, в котором расположено принадлежащее заявителю жилое помещение, возводился как единый объект для проживания одной семьи.

Согласно статье 25 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменения его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Истец при обращении в орган местного самоуправления за разрешением вопроса о переводе части жилого помещения в нежилое помещение не представила проект перепланировки и переустройства жилого дома. Вместе с тем, не допускается перевод части помещений, если переводимое помещение является частью жилого помещения.

В данном случае из технического паспорта жилого дома усматривается, что на первом этаже жилого дома расположено помещение кухни-гостиной, которое согласно заявлению истца должно быть переведено из жилого в нежилое помещение. Однако, заявителем не представлен проект переустройства, из которого бы усматривалось наличие переустройства помещений второго этажа для обустройства кухни для использования гражданином в жилом доме для проживания.

Кроме того, в нарушение норм п.2.1. «Порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого в жилое помещение», утвержденного Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 15.06.2005 N 830 "О мерах по реализации главы 3 и главы 4 раздела 1 ЖК РФ не был предоставлен согласованный архитектором района города по месту нахождения переводимого помещения подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения), разрешение на реконструкцию помещения, которое выдается Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в установленном порядке.

Таким образом, судом установлено, что административным истцом не были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для перевода жилых помещений в нежилые, а также не были проведены все необходимые мероприятия, позволяющие осуществить перевод данных помещений в из жилых в нежилые в установленном законом порядке.

При этом доказательств обратного административным истцом не предоставлено.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается, в том числе, в случае несоблюдения предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения (п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ).

Установив указанные основания, суд приходит к выводу том, что основания принятия оспариваемого постановления Администрации города Ростова-на-Дону являются законными и обоснованными, оспариваемое постановление соответствует требованиям ч.ч. 1, 3 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, и вынесено в соответствии с законом в связи с непредставлением административным ответчиком определенных п. 5 ч. 2 ст. 23 данного Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на последнего. Кроме того, оспариваемое постановление принято административным ответчиком в пределах своей компетенции с соблюдением установленной процедуры его принятия.

Суд не принимает довод административного истца о нарушении административными ответчиками сроков рассмотрения заявления о переводе помещения в нежилое как основании признания оспариваемого постановления незаконным – в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 23 ЖК Российской Федерации решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 23 ЖК Российской Федерации документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии со ст. 23 ЖК Российской Федерации возложена на заявителя.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений (часть 5 статьи 23 ЖК РФ).

Судом установлено, что административным истцом 28.01.2015 года в Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону подано заявление с приложенными документами о переводе жилого помещения в нежилое. После рассмотрения заявления на предмет возможности перевода помещения в нежилое Департаментом координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону были выявлены основания для подготовки проекта постановления Администрации города об отказе в переводе, в результате чего вынесено оспариваемое постановление № 792 от 20.06.2016 г. об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в восстановлении нарушенных прав является одним из обязательных условий для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления. Отсутствие такого условия является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Оспариваемое постановление Администрации города Ростова-на-Дону принято административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, в пределах своих полномочий.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка (п. 25).

Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что данный срок (45 дней) не является пресекательным для принятия решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение. При этом процедурное нарушение 45-дневного срока не влияет на материально-правовые основания решения об отказе в переводе и не устраняет имеющиеся в настоящее время нарушения требований жилищного и градостроительного законодательства РФ, не позволяющие принять решение о переводе спорных жилых помещений в нежилые помещения.

Согласно пункту 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Истцовой стороной данное требование закона не выполнено. Административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым актом.

Установив указанные выше обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении административного иска Абраамян АР к Администрации города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо – Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, о признании незаконным постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 792 от 20.06.2016 г. об отказе в переводе жилых помещений, расположенных по адресу: , в нежилые помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2016 г.

Судья

Комментарии (0)






Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: