ООО "Экспертная служба
"ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ"

Мы работаем для вас с 2013 года


Ростов-на-Дону

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739


Решение № 2А-3903/2017 2А-3903/2017~М-3188/2017 М-3188/2017 от 13 сентября 2017 г. по делу № 2А-3903/2017


Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


«

дело № 2а-3903/2017
г. Ростов-на-Дону
13» сентября 2017 года

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н.,

при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Кондрашовой Н.А.,

при участии:

представителя административных истцов: Дариной Д.О., действующей на основании ордеров от 23.06.2017 №, от ... г. №;

представителя административного ответчика ДИЗО <...>: Хренкова А.С., действующего на основании доверенности от ... г. №;

представителя заинтересованного лица Администрации <...>: Пятницкого Е.Н., действующего на основании доверенности от ... г. №;

рассмотрев в открытом судебном заседании для судебного разбирательства административного дела по административному исковому заявлению Рябченко С. В., Бухаринова А. П., Украинской Л. Г., Пасечникова И. И.ича, Дубровской С. А. к Департаменту имущественно-земельных отношений <...>, заинтересованные лица Автогаражный кооператив «Авиа», Департамент архитектуры и градостроительства <...>, Администрация <...>, о признании действий незаконными, обязании утвердить схемы расположения земельных участков,

УСТАНОВИЛ:


Рябченко С. В., Бухаринов А. П., Украинская Л. Г., Пасечников И. И.ич, Дубровская С. А. (далее – административные истцы, Рябченко С.В., Бухаринов А.П., Украинская Л.Г., Пасечников И.И., Дубровская С.А.) обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений <...> (далее – административный ответчик, ДИЗО), заинтересованные лица Автогаражный кооператив «Авиа», Департамент архитектуры и градостроительства <...>, Администрация <...> (далее - АГК «Авиа», ДАиГ, Администрация <...>, заинтересованные лица), о признании действий незаконными, обязании утвердить схемы расположения земельных участков. В обоснование заявленных административных исковых требований административные истцы сослались на то, что ... г. обратились в ДИЗО с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на территории, поскольку на земельных участках располагаются гаражные боксы ГК «АВИА», принадлежащие им на праве собственности. Письмом ДИЗО от ... г. им были даны рекомендации о представлении вместе с заявлением копий правоустанавливающих документов на исходный земельный участок с кадастровым номером №, согласия землепользователей земельного участка, из которого при разделе, объединении или выделе образуются земельные участки. Несмотря на исполнение указанных рекомендаций, ... г. им было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с указанием на то, что предполагаемые для формирования участки расположены в зоне режимных объектов (С-1/5/05), однако в градостроительном регламенте не предусмотрены гаражи в основных видах разрешенного использования, а также на отсутствие в предоставленной схеме схематического отображения местоположения нежилых строений, на отсутствие согласия АГК «АВИА». Их обращение ... г. об утверждении схемы расположения земельного участка, также оставлено без удовлетворения по вышеизложенным основаниям, а также указанием на то, что согласно топографической съемке границы образуемых земельных участков пересекают объекты капитального строительства, в границах двух образуемых участков объекты капитального строительства отсутствуют; в предоставленной схеме отсутствуют условные номера земельных участков, их площади, обозначение характерных точек границ, координаты, соответственно по форме и содержанию схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует приказу Минэкономразвития России от ... г. №. Полагая данный отказ незаконным, обратились в суд с настоящим административным иском, ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером № для эксплуатации гаражных боксов образован до принятия ПЗиЗ <...> (... г.) и поставлен на кадастровый учет ... г.; схемы расположения земельных участков были представлены в ДИЗО в электронном виде с указанием идентификатором; подготовлена Схема ЗУ как в электроном виде так и на бумажном носителе; в целях направления решения (соглашения) об утверждении схемы расположения земельного участка и схемы расположения земельного участка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости. Считают ответ ДИЗО нормативно не обоснованным, в том числе в части указания на пересечение образуемых земельных участков с объектами капитального строительства. Полагая свои права нарушенными, а отказ административного ответчика создающим препятствие для реализации их законного права собственности, с учетом уточненных исковых требований, просят суд признать незаконными действия ДИЗО, обязать ДИЗО подготовить проект решения (в форме постановления Администрации <...>) об утверждении схемы расположения земельных участков.

Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, обеспечили участие своего представителя. В связи с этим, учитывая положения ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие стороны в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, ордера, в судебном заседании поддержала заявленные административные требования, просила их удовлетворить в полном объеме, привела суду доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика ДИЗО, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных административных исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении, предоставил суду переписку, заявления и обращения от административных истцов, схемы, диски пояснил суду, что земельный участок располагается в зоне С1, градостроительным регламентом, которого не предусмотрены в основных видах разрешенного использования, основанием для отказа является также то, что имеется пересечение границами земельного участка объектами строительства, которые на нем располагаются, схема предоставленная заявителями не соответствует схеме Архитектуры.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ростова-на-Дону, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных административных исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Заинтересованные лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Поскольку их явка не признана судом обязательной, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в судебном заседании по существу в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав представителей стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из положений ст. ст. 130, 218 и 219 ГК РФ следует, что вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимым имуществом (объектом гражданских прав) в случае, если они созданы именно как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документацией и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 6, ч. 1 п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.

Исходя из п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом в случае, если здание, сооружение, расположено на земельном участке, помещения в которых принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для приобретения права собственности на земельный участок собственники здания обращаются в уполномоченный орган (п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2.10 ст. 39.20 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в п. п. 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в п. 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Положениями ст. 11.10, главы 39 (в частности, ст. ст. 39.14 - 39.17) ЗК РФ при предоставлении земельного участка предусмотрено утверждение органом местного самоуправления схемы земельного участка на кадастровой плане территории.

Исходя из приведенных выше законоположений право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Поскольку за истцами зарегистрировано право собственности на указанные гаражные боксы, у них в силу приведенных выше положений ЗК РФ возникло право на приобретение в собственность земельного участка на часть земельного участка, занятую этим объектом недвижимости, и необходимую для его использования.

Истцы с целью реализации своих прав на земельные участки обратились ... г. в ДИЗО с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на территории, поскольку на земельных участках располагаются гаражные боксы гаражного кооператива «АВИА», принадлежащие им на праве собственности (л.д. 22).

Письмом ДИЗО от ... г. № истцами было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, рекомендовано представить вместе с заявлением копии правоустанавливающих документов на исходный земельный участок с кадастровым номером 61:44:0080902:90, согласие землепользователей земельного участка, из которого при разделе, объединении или выделе образуются земельные участки (л.д. 88).

Во исполнение указанных рекомендаций, истцами ... г. были направлены указанные документы (л.д. 19).

Письмом ДИЗО от ... г. № было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, с указанием на наличие данных, предоставленных ДАиГ <...>, исходя из которым согласно Правилам землепользования и застройки <...>, утвержденным решением городской Думы от ... г. № (в ред. от ... г.), предполагаемые для формирования участки расположены в зоне режимных объектов (С-1/5/05), а также на отсутствие в градостроительном регламенте в основных видах разрешенного использования гаражей; на отсутствие в предоставленной схеме схематического отображения местоположения нежилых строений, на несоответствие содержания схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории приказу Минэкономразвития России от ... г. №; на отсутствие согласия АГК «АВИА», так как земельный участок с кадастровым номером № находится в постоянном (бессрочном) пользовании автогаражного кооператива (л.д. 11, 12, 20, 21).

В связи с этим, истцы повторно обратились к ответчику с заявлением от ... г. об утверждении схемы расположения земельного участка, представив истребуемые документы (л.д. 13).

Как следует из оспариваемого отказа, изложенного в письме ДИЗО от ... г. №, истцам отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, ввиду наличия данных, предоставленных ДАиГ <...>, о том, что согласно Правилам землепользования и застройки <...>, утвержденным решением городской Думы от ... г. № (в ред. от ... г.), предполагаемые для формирования участки расположены в зоне режимных объектов (С-1/5/05), градостроительный регламент которой не предусматривает в основных видах разрешенного использования гаражей; согласно топографической съемке границы образуемых земельных участков пересекают объекты капитального строительства, в границах двух образуемых участков объекты капитального строительства отсутствуют; в предоставленной схеме отсутствует условные номера земельных участков, их площади, обозначение характерных точек границ, координаты, соответственно по форме и содержанию схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует приказу Минэкономразвития России от ... г. № (л.д. 23,24).

Судом установлено и следует из письма ДАиГ <...> от ... г. №, что исходя из сведений государственного кадастра недвижимости, образуемые земельные участки, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 61:44:0080902,9, находящимся в постоянном бессрочном пользовании АГК «АВИА». На основании п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Согласно топографической съемке границы образуемых земельных участков пересекают объекты капитального строительства. В соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ... г. № (в ред. от ... г.) «О принятии «Правил землепользования и застройки <...>», рассматриваемые земельные участки расположены в зоне режимных объектов (С-1/5/05), Градостроительным регламентом гаражи не предусмотрены в основных видах разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков данной зоны. Таким образом, предоставленная схема расположения земельных участков подготовлена с нарушением требований п. 2 с. 11.10 ЗК РФ (л.д. 87).

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Положением п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно ст. 11.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории является пересечение границами земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, объектов капитального строительства.

Согласно п. 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762), в схеме расположения земельного участка приводятся: список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости.

Поскольку в предоставленной заявителями схеме отсутствуют условные номера земельных участков, их площади, обозначение характерных точек границ, координаты, то по форме и содержанию схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 4 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Положением п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 2.9.2 Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 16.05.2016 № 559 «Об утверждении административного регламента № АР-324-20-Т муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», определены такие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, как несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, а также несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, положению особо охраняемой природной территории.

Как установлено судом, градостроительный регламент территориальной зоны С-1/5/05 не предусматривает виды разрешенного использования гаражи.

Более того, из представленной ДИЗО схемы границ территориальных зон, усматривается наложение границ земельных участков и их пересечение с объектами капитального строительства. В связи с чем, ДИЗО в силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ не имело законных оснований для утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 61:44:0080902:90, расположенного по адресу: <...>Б, под гаражными боксами №№.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений государственных органов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения должностных лиц государственных органов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административных истцов возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений государственных органов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица государственных органов, принявших оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов возлагается на лиц, обратившихся в суд.

Однако административными истцами не предоставлены доказательства в подтверждение своих доводов о нарушении административным ответчиком оспариваемым решением об отказе в утверждении схемы их прав и законных интересов. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства дела, суд признает соответствующему закону оспариваемое решение административного ответчика об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 61:44:0080902:90, расположенного по адресу: <...>Б, а административные исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Отказать в удовлетворении административных исковых требований Рябченко С. В., Бухаринова А. П., Украинской Л. Г., Пасечникова И. И.ича, Дубровской С. А. к Департаменту имущественно-земельных отношений <...>, заинтересованные лица Автогаражный кооператив «Авиа», Департамент архитектуры и градостроительства <...>, Администрация <...>, о признании действий незаконными, обязании утвердить схемы расположения земельных участков, полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2017 года.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья К.Н. Чернякова